Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании способов осуществления эффективного обучения при помощи применения современных методов обучения иностранному языку в средних школах.
В соответствии с проблематикой и целью, которые поставлены в данной курсовой работе, автором определены следующие задачи: выделение основополагающих методических принципов развития основных методов обучения английскому языку на сегодня.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Языковое образование на современном этапе общественного развития
1.1. Современная методика обучения иностранному языку…………………...4
1.2. Развитие основных понятий в современной методике преподавания……8
Глава II. Современный подход обучению иностранному языку
2.1. Виды современной зарубежной методики преподавания……………….10
2.2. Новые направления обучения ИЯ в зарубежной методике………………13
2.3. Практическое применение аудио-визуального метода при обучения иностранному языку……………………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………..22
1.2. Развитие основных понятий в современной методике преподавания
К главным понятиям в современной методике преподавания можно отнести принцип обучения. На основании этого принципа строится вся система обучения. Второе немаловажное понятие - это методика обучения. Методика обучения дает основание для организации работы. Кроме этих понятий, внимание стоит уделить системе обучения, методическим приемам и методическому средству. Главные методические принципы в обучении любым школьным предметам, в том числе и иностранным языкам, в своей совокупности устанавливают определенное содержание, методику и организацию обучения.
В зарубежных методической литературе последних лет высказывается точка зрения о том, что школьный предмет «Иностранный язык» отличается особой спецификой и дидактическими принципами обучения, общепринятыми в других предметах. Для методики преподавания иностранного языка данные принципы не применяются, так как они заведомо разрабатываются на основе исследования процессов обучения основам наук, в то время как школьный предмет «иностранный язык» приобщает учащихся к речевой деятельности, расширяя их возможности в сфере речевого общения, а не к какой-либо науке.
Дидактические принципы, которые формируют определенную направленность преподавания, такие как: мотивированность, осознанность, доступность, научность, социально-ценностная и культурно-ориентированная направленность, соблюдение коммуникативного, проблемно-тематического, индивидуально-личностного подходов в обучении иностранному языку - являются главными принципами в обучении иностранному языку в средних школах и в высших учебных заведениях.
Есть ряд главных методических категорий:
1) Методика преподавания в общепедагогических изданиях определяется как установленная система, которая подразумевает определенные целенаправленные действия учителей по организации познавательной и практической деятельности учащихся, которая могла бы обеспечить благополучное усвоение ими содержания образовательного материала.
2) Под «методами преподавания иностранного языка» принято понимать общую совокупность действий воспитательного характера, исходящих от учителя, а также определенные формы деятельности учащихся, что позволяет обеспечить достижение коммуникативного, воспитательного и образовательного прогресса в сфере обучения определенному иностранному языку. В методических изданиях последних лет большое внимание уделяется распространению термина «методическая система обучения иностранному языку» в связи с системно-структурным подходом к явлениям педагогической действительности.[5]
И.Л. Бим определяет понятие «система обучения иностранному языку» следующим образом: «прежде всего это - информационная система, построенная на процессах приема, переработки, хранения, передачи информации в целях приобщения учащихся к иноязычному речевому поведению, общественному опыту с тем, чтобы обеспечить соответствующий общеобразовательный уровень абитуриента и создать предпосылки для его дальнейшего самообразования».
Современная система обучения, чаще всего, воплощается в определенном учебном комплексе и имеет ряд взаимосвязанных компонентов: цели, средств и методов обучения. Метод как определенная методическая категория находит свое применение в системе приемов, способов и средств обучения. Под методическими приемами следует понимать элементы метода, составные его части, определенные организационно-методические мероприятия.
Под средствами обучения подразумевается с одной стороны - материальные средства обучения, другими словами предметы и материалы (учебники, пособия, ТСО), а с другой – виды деятельности, например, чтение как средство изучения иностранного языка. Термин «способ» используется часто в таких сочетаниях как способ (прием) семантизации, способы (приемы) активизации и так далее. Способы (приемы) могут изменяться также в зависимости от этапа, на котором находится обучение, от особенностей, условий, свойств материала.[6]
В результате исследования, проведённого в первой главе курсовой работы, можно сделать вывод о том, что современная методика преподавания иностранного языка ставит главной целью научное обоснование, содержание обучения и воспитание учащихся, а также поиск и установку самых эффективных и рациональных методов обучения в конкретных условиях. Методика преподавания, таким образом, основывается на определенных базисных и схожих с нею науках в их органическом единстве, которые дают возможность избежать односторонней ориентации на одну из них.
Глава II. Современный подход обучению иностранному языку
2.1. Виды современной зарубежной методики преподавания
У всех современных зарубежных методик преподавания иностранного языка есть общая обособленная специфика, которая должна учитываться учителями иностранного языка. В данный момент времени глобальная цель, с которой многие стараются овладеть иностранными языками – это приобщение к другой культуре и активное участие в общении нескольких культур. Такая цель достигается через формирование способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера дает возможность наиболее эффективно осуществлять процессы обучения языку.
Иноязычная коммуникация основывается на ряде систем теоретической речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранным языкам имеет деятельностный характер, так как речевое общение происходит путем подключения речевой деятельности, которая, в свою очередь, вырабатывается для решения задач продуктивной человеческой деятельности, в рамках социального взаимодействия общающихся людей. Большое количество участников общения стараются решить ряд реальных и воображаемых задач, которые предполагают совместную занятость в одном деле при помощи общения на иностранном языке.
Такой подход, без сомнения, способствует повышенной запоминаемости материала и активному изучению языковых данных. Методика коммуникативного подхода заранее предусматривает активную работу над разрушением создаваемых барьеров психологического рода между учителями и учениками. Когда методика достигает своего успеха и своей цели, эти две стороны перестают ощущать языковый и психологический барьер. Учитель и ученик смотрят на процесс изучения, как на систему коммуникативного общения, а не как на систему скрупулезного исследования, которая чаще всего не приносит результатов.
Именно по этой причине в процесс преподавания иностранного языка на протяжении годов было внесено большое количество игровых элементов, которые оживляют занятия и создают положительную атмосферу на занятиях. Именно положительный настрой всех сторон процесса позволяет достигнуть наиболее эффективного обучения. Кроме того, значительно увеличивается мотивация обучаемых по той причине, что они сами проявляют интерес к процессу.
Особое внимание в данной методике уделяется работе парно или втроем. Постоянно между учителями и учениками происходят дискуссии на различные интересные темы, которые интересуют студентов. Такая система дает возможность учителям учитывать личные особенности каждого из учеников. Более актуален этот метод именно в группе, потому что общение должно проходить в свете этой системы обучения не только между учителем и учеником, но и между учениками, чтобы обучаемые могли исследовать ошибки в речевых оборотах и следить друг за другом. Такая взаимная помощь является главным инструментом в формировании устойчивых языковых основ.
В методике преподавания иностранного языка особенное внимание должно уделяться постоянной речевой практике. Это именно такой практике, которая будет нужна человеку, когда он приедет в другую страну. Речь – это то, на чем основывается любой язык, и на чем строится коммуникация. Человек, который приехал в новую страну, будет чувствовать себя неуютно и более того, неполноценно, если не сможет объяснить то, что ему необходимо.[7]
Современная методика коммуникативного преподавания языка была сформирована путем долго и трудоемкого психологического и лингвистического исследования. Большое количество информации добавлялось в курсы в порядке их формирования уже после выпуска.
Кроме того, за годы исследования способности человека к изучению языков появилось много различных методик преподавания языка, и по этой причине создатели коммуникативной методики хотели найти свой определенный круг последователей, и поэтому сошлись на студентах и учениках средней школы. Почему именно этот контингент был выбран в качестве опытной площадки для воплощения исследовательских решений? Потому что метод общения больше подходит для тех людей, которые осуществляют исследование языкового курса в определенной группе – школьном классе, или вместе с одногрупниками в институте, вузе, аспирантуре. Также к такому контингенту относятся люди, которые вместе посещают языковые курсы и кружки. Методика не направлена на тех, кто решил самостоятельно изучать язык и грамматику. Впрочем, использование этого метода преподавания не исключается и при личном исследовании.
Благодаря тому, что профессиональные исследования влияния языкового преподавания на психологию человека дали положительные результаты, большое количество ученых-лингвистов и психологов настаивают на том, что при неправильном подходе к преподаванию сильно ухудшается мотивация ученика, особенно если он является ребенком и учится в школе. В коллективе, где преподаватель оказывает давление на обучаемого, направляя их внимание на обучение, необходимо заинтересовать учащихся общим делом, занятием, благодаря которому они сами будут осознавать необходимость совместного общения на иностранном языке.
Именно такой грамотной системой является современная методика коммуникативного преподавания языка. Главная задача учителя в таком случае сводится к правильной организации всех участников процесса и предоставление им возможности для проведения исследования и усвоения крайне важного для них материала.
Самым известным представителем классической методики преподавания иностранного языка в России является Наталья Александровна Бонк. Ее учебники английского языка, написанные совместно с другими авторами, давно стали классикой жанра и выдержали конкуренцию последних лет. В основе классического подхода лежит понимание языка как реального и полноценного средства общения, что подразумевает планомерное и гармоничное развитие всех языковых компонентов. Это касается как устной, так и письменной речь, аудирования и других компонентов. При помощи классической методики язык до некоторой степени превращается в самоцель, но это ни в коем случае не считается недостатком. Методика преподавания иностранного языка при помощи классической модели рассчитана на обучение в среде российских преподавателей, так как педагог, который не является носителем языка, по мнению приверженцев данной методики, располагает возможностью подвергать анализу и соотносить обе языковые системы, а также обладает возможностью сравнивать конструкции и, соответственно, наилучшим образом сможет донести информационную составляющую, разъяснить грамматику, предупредить о возможных ошибках. Весь лексико-грамматический потенциал данной методики направлен на обучение языку в системе.[8]
Классическая методика ориентирована на учащихся всевозможного возраста и более всего рассчитывает на изучение базового начала курса. В этом случае задачей преподавателя становится традиционная, но существенная особенность постановки произношения, создание грамматической базы, ликвидация психологических и языковых барьеров. Самыми существенными недостатками данной зарубежной методики преподавания является то, что обычно учащийся, который полностью и добросовестно прошел курс, не приобретает навыков устной речи, а полученный им запас знаний грамматических основ без их осознанного употребления быстро забывается. Тем не менее, по классическим методикам в наше время функционируют такие солидные языковые школы, как: курсы МИД, курсы Наталии Бонк, многие языковые вузы зарубежных стран.
2.2. Новые направления обучения ИЯ в зарубежной методике
На современном этапе развития методики преподавания иностранного языка особый акцент делается на новых тенденциях в отборе методов, ориентированных на цель обучения – формирование у учащихся основных черт вторичной языковой личности. При отборе современных методик преподавания (способов, приемов, форм) необходимо учитывать критерии, в соответствии с которыми используемые методики должны:
- создавать атмосферу, стимулирующую интересы обучаемого, с целью развить у него потребность пользоваться иностранным языком на практике;
- настолько затронуть личность ученика, чтобы вовлечь в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения;
- активизировать все способности учащегося, активно взаимодействуя при этом с остальными участниками процесса обучения;
- создавать ситуации, при которых обучающий не является центральной фигурой, а учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка связано преимущественно с его собственной личностью и интересами;
- строиться так, чтобы обучать учащегося работать над языком самостоятельно, обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
- предусматривать разные формы и конфигурации работы над материалом: индивидуальные, групповые, коллективные.
Все вышеперечисленные способы преподавания методики можно воплотить в неопрямом методе, родоначальником которого является Г. Пальмер. Его последователи и сторонники данной методики преподавания считают, что неопрямые методы резко ограничиваются в зависимости от целей обучения. Так, методика репродуктивного и методика рецептивного овладения языком предусматривает замену обучения правилам традиционной грамматики на обучение новой методике структурного состава языка. Они пытаются создать языковую среду посредством применения различных технических средств. Нельзя не признать, что данная методика очень верна и логически выстроена правильно, так как носители языка не занимаются только лишь изучением грамматических основ, они постигают секреты и сложности родного языка, когда слушают речь, смотрят телевизор, работают в Интернете, едут в транспорте и так далее.
Информация о работе Актуальные проблемы развития современной методики