Заемный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать управление заемным капиталом на ООО «АвтоТГП».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
Теоретически изучить управление заемным капиталом.
Дать анализ деятельности предприятия в целом.
Провести анализ управления заемным капиталом на ООО «АвтоТГП».
Дать рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ 5
1.1. Понятие и сущность заемного капитала 5
1.2. Этапы управления привлечением заемного запитала 7
1.3. Эффект финансового рычага 15
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «АвтоТГП») 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «АвтоТГП» 19
2.2. Анализ финансового состояния ООО «АвтоТГП» 22
2.3. Управление привлечением заемного капитала на предприятии ООО «АвтоТГП» 27
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ООО «АвтоТГП» 34
3.1. Рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ООО «АвтоТГП» 34
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1 45
Приложение 2 46

Работа содержит 1 файл

1 - курсовая работа.docx

— 137.20 Кб (Скачать)

4. Вариантность подходов  к выбору формы и условий  привлечения предприятием заемных средств. Реализация этого принципа обусловлена действием закона неравновесных систем в соответствии, с которым невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Поэтому данный принцип предполагает разработку альтернативного решения относительно объема, структуры заемного капитала, а также источников и форм их привлечения.

Вышеперечисленные принципы определяют цель управления формированием заемного капитала предприятия, которая заключается в повышении эффективности функционирования собственного капитала предприятия за счет использования заемных средств. Эффективное управление формированием заемного капитала предприятия является одним из способов максимизации стоимости предприятия за счет минимизации средневзвешенной цены капитала.

В процессе реализации своей  главной цели управления формированием заемного капитала предприятия направлено на решение следующих задач:

привлечение достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающего  необходимые темпы экономического роста предприятия;

обеспечение условий максимальной доходности собственного капитала посредством минимизации его средневзвешенной цены, оптимизации соотношения собственных и заемных источников финансирования, рационализацией состава формируемого капитала по периоду его привлечения;

постановка системы контроля над формированием заемного капитала предприятия, которая позволит предотвратить потерю финансовой устойчивости за счет привлечения внешних источников финансирования и права собственности первоначальных учредителей предприятия за счет поглощения сторонними инвесторами;

создание финансовой гибкости предприятия путем обеспечения способности предприятия быстро формировать необходимый объем заемного капитала.

Сущность управления формированием заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях управления этим процессом, которые обеспечивают достижение цели и выполнения комплекса задач данного процесса.

Оперативные функции связаны  с непосредственным управлением движением денежного потока. Сюда относится управление притоком и оттоком денежных средств в результате кредитно-займовых операций.

К координационным функциям относятся анализ потребностей заемных средств и их структурирование по форме и условиям привлечения, анализ потенциальной и реальной доходности кредитно-займовых операций и т.д.

Контрольная функция выступает индикатором эффективности привлечения предприятием заемных средств. К ним относятся учет затрат на обслуживание финансовых обязательств; установление отклонений фактической величины доходности кредитно-займовых операций от прогнозируемой и выявление причин, вызвавших эти отклонения.

Регулирующие функции  заключаются в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности форм и условий реализации кредитно-займовых операций.

Процесс управления формированием заемного капитала предприятия базируется на системе основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации финансовых решений в этой области. В качестве основных следует назвать рыночный механизм распределения финансовых ресурсов, государственное нормативно - регулирование кредитно-банковской деятельности и рынка ценных бумаг, а также система конкретных методов управления формированием заемного капитала. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, экономического анализа, экономико-статистические и экономико-математические и др.

ООО «АвтоТГП» является крупным градообразующим предприятием, которое стабильно работает и выпускает продукцию, пользующую большим спросом в области и во многих регионах России. Штат работников предприятия насчитывает более 1500 человек.

Естественно такое предприятие  имеет команду опытных и грамотных  управленцев. Конкретно рекомендовать  руководству какие-то изменения  в плане заемной политики довольно сложно. Если на предприятии сложилась  именно такая структура заемного капитала, значит, на данном этапе это  было наиболее целесообразно. Тем не менее, можно дать общие теоретические  рекомендации по совершенствованию  структуры заемного капитала в ООО «АвтоТГП».

Структура заемного капитала предприятия представлена в таблице  7 п.2.3 данной работы. Основные виды заемного капитала следующие:

  • долгосрочные кредиты, составляют 49%;
  • краткосрочные кредиты - 34%;
  • кредиторская задолженность - 17%.

Ставка банковского процента по долгосрочным кредитам составляет 20%, по краткосрочным - 18%. Естественно  необходимо по возможности максимально  уменьшать долю более дорогих  долгосрочных кредитов. К тому же увеличение сроков кредитования, применяемое для уменьшения ежегодных выплат кредитору, приводит к увеличению общей суммы процентов, которую уплатит заемщик за весь период кредитования.

Руководство предприятия  может последовательно проводить  политику постоянного возобновления  заемных средств, привлекаемых на краткосрочной  основе для целей долгосрочного  финансирования. Краткосрочные кредиты  тоже могут иметь разные процентные ставки. Очень внимательно нужно  относиться к выбору и получению  и этих кредитов.

Кредиторская задолженность  состоит из отдельных статей. Более 8% составляет задолженность перед  поставщиками и подрядчиками, 2,7% - задолженность  перед персоналом организации, 1% - задолженность  перед государственными внебюджетными  фондами, 2% - задолженность по налогам  и сборам, 3% - задолженность перед  прочими кредиторами.

Краткосрочная задолженность - это фактически бесплатный кредит и для предприятия выгодно  максимально увеличивать его  долю в заемном капитале. Но чрезмерно  увеличивать долю кредиторской задолженности  нельзя - это чревато различными штрафами, неустойками, отказом партнеров  работать с данным предприятием, недовольством  собственного персонала, падением имиджа предприятия и т.д. Но при умелом менеджменте вполне можно увеличить  долю кредиторской задолженности с 17% до например, 22-25%. Этого можно достигнуть умелыми переговорами и договорами с поставщиками, собственным персоналом, акционерами и прочими кредиторами. Так как в 2011 году заемный капитал составляет более 1 млрд. руб., снижение доли платного заемного капитала даже на 1% означает уменьшение платных кредитов на 10 млн. руб. Снижение процентных выплат по кредитам за 1 год составит в таком случае:

 

10 млн. * 20% / 100% = 2 млн. руб.

 

Увеличение доли кредиторской задолженности на несколько процентов  соответственно снизит процентные выплаты  еще в несколько раз. Поэтому  умелое управление кредиторской задолженности - важный рычаг экономии средств предприятия, особенно в сложных финансовых периодах.

Вообще говоря об оптимизации  структуры заемного капитала необходимо рассчитывать эффект финансового рычага.

Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемая благодаря использования кредита, несмотря на платность последнего. Эффект финансового рычага для 2010 - 2011 г. г. были рассчитаны в 2,3. В 2010 году он составил - (-21,6%), в 2011 году - 0,5%. В 2010 году отрицательный результат получился из-за отрицательного дифференциала, т.е. средняя расчетная ставка процента по заемным средствам была выше экономической рентабельности активов или, проще говоря, прибыли предприятия не хватило для выплаты процентов по кредитам. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием дифференциала - он не должен быть отрицательным. Хотя в некоторых случаях, например, при важных инвестициях в производство, такая ситуация конечно может возникнуть. Оптимально эффект финансового рычага составляет - 30-50%, т.е. ЭФР должен быть равен одной трети - половине уровня экономической рентабельности активов.

Предлагаем следующие  рекомендации по совершенствованию  структуры заемного капитала ООО «АвтоТГП»:

  • по возможности максимально использовать краткосрочные кредиты вместо долгосрочных как более дешевые;
  • увеличение в разумных пределах доли кредиторской задолженности;
  • анализ эффективности использования каждого вида заемного капитала в целях возможной корректировки структуры в будущем.

Таким образом, финансирование - это "пульсирующий" процесс, потребность  в средствах для действительно  эффективного использования определяется сложным взаимодействием стратегических и тактических целей предприятия, состоянием всех видов рынков, просто стечением самых разных обстоятельств, и далеко не всегда соответствует  теоретически рассчитанным цифрам. В  оперативном управлении предприятием важно не превращать структуру заемных средств в догму, но необходимо стремиться к максимально рациональному соотношению за достаточно длительный период, например год.

Условия долгового финансирования изменяются во времени, соответственно изменяются и предпочтения предприятий  в выборе тех или иных источниках внешнего финансирования. Важно не упустить момента перелома ситуации, ибо "переворачивание" долгосрочных тенденций на рынке финансовых ресурсов может подвести предприятие к  смене своих стратегических приоритетах  и коренному пересмотру структуры  источников средств.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для наиболее успешного и  эффективного привлечения заемного капитала в ООО «АвтоТГП» должна быть создана команда высших менеджеров для долгосрочного планирования капитальных вложений.

В инвестиционной деятельности предприятий плановые расчеты и  модели должны широко использоваться не только для политики привлечения  денежных средств, но и для разработки рыночной стратегии фирмы, программы  технического развития, модификации  технологии и т.д.

Стратегическое планирование капитальных вложений позволит руководству ООО «АвтоТГП» выбрать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-экономических результатов.

Таким образом, для привлечения  необходимых заемных средств для инвестиционного проекта необходима детальная проработка экономической и социальной эффективности инвестиционного проекта. Представленные выше расчетные документы должны служить для заемщика, т.е. банка-кредитора хорошей гарантией возврата своих предоставленных денежных средств. Поэтому для успешного привлечения заемных средств нужна тщательная и детальная проработка экономического эффекта от инвестиционного проекта для представления прогнозных результатов потенциальному заемщику.

В рыночной экономике большая  и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшения  положения предприятия, возможности  быстрого реагирования на изменение  делового климата. Напротив, использование  заемных средств в ООО «АвтоТГП» свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.

Таким образом, представим следующие  рекомендации прямо или косвенно способствующие успешному привлечению  заемных денежных средств:

  • создание и поддерживание высокой деловой репутации предприятия, как надежного делового партнера, в том числе и как надежного заемщика;
  • тщательный анализ долгосрочных планов на предмет их эффективности;
  • анализ эффективности использования заемных средств в предшествующих периодах;
  • четкое определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде;
  • обеспечение частичной или полной предоплаты за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке;
  • обеспечение своевременных расчетов по предоставленным кредитам;
  • увеличение доли кредиторской задолженности до оптимальных пределов.

В целом по третьему разделу  можно сделать вывод, что умелое привлечение заемного капитала и  эффективное его использование  имеет огромное, даже первостепенное значение в хозяйственной деятельности современного предприятия. Так как  использование только собственного капитала не дает предприятию перспектив нормального развития и только грамотное  привлечение, и использование заемного капитала дает предприятию хорошие  перспективы развития.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Части 1 и 2.

2. Приказ Минфина России "О формах  бухгалтерской отчетности" от 22.07.03 г. №67.

3. Анализ хозяйственной деятельности  в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. Мн.: Вышэйш. шк., 2010.

4. Анализ экономики / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: Международные отношения, 2009.

5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Изд-во "Дело и сервис", 2008.

6. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.: Изд-во "Дело и сервис", 2010.

7. Баканов М.И., Шеремет А, Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2008.

Информация о работе Заемный капитал