Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:37, курсовая работа
В маркетинге под рынком понимают совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в некотором товаре и имеющих возможность для удовлетворения этой потребности, и продавцов, работающих в рамках законодательства и связанных определенными финансово экономическими отношениями.
Каждый из участников может одновременно выступать в нескольких лицах: производителя, конкурента, финансиста, инициатора законодательных изменений и т.д.
1. Цели и задачи исследования рынка………………………………….………..3
2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие………………………………...7
3. Изучение конкурентов………………………………………………………..11
4. Сегментация рынка и ее основные критерии……………………………….14
5. Условия формирования и факторы развития экономической конъюнктуры…………………………………………………………………….18
6. Методы изучения рынка……………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………………………23
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Механико-технологический институт
Кафедра: «Товароведение и экспертиза товаров»
Контрольная работа
по дисциплине: «Основы коммерческой деятельности»
Тема: Задачи изучения и прогнозирования Российского товарного рынка
Дата:____________________
Тюмень 2013
Содержание
1. Цели и задачи исследования рынка………………………………….………..3
2. Спрос и предложение.
Рыночное равновесие……………………………
3. Изучение конкурентов…………………………
4. Сегментация рынка и
ее основные критерии…………………………
5. Условия формирования
и факторы развития
6. Методы изучения рынка………………………
Список литературы…………………………………
1. Цели и задачи исследования рынка
Первый шаг менеджера, отвечающего за разработку стратегии маркетинга, – получение информации о рынке – основном инструменте жизни общества, известном человечеству со времен первоначальных прямых обменов.
Рис. 1. Общая характеристика рынка
В маркетинге под рынком понимают совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в некотором товаре и имеющих возможность для удовлетворения этой потребности, и продавцов, работающих в рамках законодательства и связанных определенными финансово экономическими отношениями.
Каждый из участников может одновременно выступать в нескольких лицах: производителя, конкурента, финансиста, инициатора законодательных изменений и т.д.
Участники рынка | |
Участники рынка |
Инструменты деятельности |
Покупатель |
Комплекс методов оценки и выбора товара и обнародования своего мнения |
Продавец |
Товар, цена, реклама, сервис и т.д. |
Финансово-кредитные учреждения |
Политика кредитования и финансирования |
Правительства, парламенты, региональные органы управления |
Регулирующие законоположения |
Социальные группы, различные партии |
Информационное обеспеченние |
Классификация рынков | |
Вид рынка |
Характеристика |
Товарный рынок |
Сфера обмена касается одного товара в самом широком его понимании |
Потребительский рынок |
Совокупность потребителей- |
Рынок товаров производственно- |
Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги для производства других товаров. Меньшее число покупателей, закупающих товары и услуги в большем количестве. Системная продажа |
Рынок перепродаж |
Совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары для их перепродажи или сдачи в аренду |
Рынок государственных учреждений |
Государственные учреждения различных уровней, покупающие или арендующие товары и услуги для выполнения своих функцилнальных обязанностей |
Рынок продавца |
Позиция продавца на рынке сильнее позиции покупателя. Спрос превышает предложение товара (услуги) |
Рынок покупателя |
Позиция покупателя на рынке сильнее позиции продавца. Предложение товара (услуги) превышает спрос, пусть даже незначительно |
Рынок страны |
Сфера обмена охватывает всю национальную территорию |
Мировой рынок |
Совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей |
Локальный рынок |
Сфера обмена охватывает район |
Потенциальный рынок |
Совокупность потребителей,
проявляющие интерес к |
Доступный рынок |
Группа потребителей, имеющих интерес к определенному товару (услуге), а также доступ к нему и средства для его приобретения |
Освоенный рынок |
Совокупность потребителей, уже купивших какой-то товар (услугу) |
Закрытый рынок |
Товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели, связанные различными формами некоммерческих отношений |
Открытый рынок |
Сфера обычной коммерческой деятельности практически неограниченного круга независимых покупателей и продавцов. Характерно заключение краткосрочных коммерческих сделок, имеют место частые и резкие колебания цен |
К условиям эффективного функционирования рынка следует отнести ограниченные рамками закона:
Четкое, полное, своевременное изучение рынка обеспечивает:
Исследование рынка – осмысленный, систематизированный аналитический источник информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах.
Цель исследования рынка – определение того, где и когда следует продать товар, который сегодня необходим покупателю.
Задачи исследования рынка:
- изучение требований рынка к товару, т.е. требований покупателей;
- анализ мотивации принятия решения о покупке;
- изучение экономической конъюнктуры;
- анализ рыночной сегментации;
- изучение типа покупателей;
- изучение фирменной структуры рынка;
- анализ социально психологических особенностей покупателей;
- исследование форм и методов торговой практики по данному товару на данном рынке и в его сегментах;
- определение емкости рынка.
Процесс маркетингового исследования включает в себя ряд последовательно выполняемых этапов.
1. Обоснование необходимости исследования:
- определение проблемы;
- постановка целей;
- формирование рабочей гипотезы;
- определение системы показателей.
2. Получение и анализ эмпирических данных:
- разработка рабочего инструментария;
- процесс получения данных;
- обработка и анализ данных.
3. Формулировка выводов и оформление результатов исследования:
- формулировка выводов и разработка рекомендаций;
- оформление результатов исследования.
В зависимости от характера и целей выделяют три типа маркетинговых исследований:
- разведочное исследование осуществляется с целью сбора предварительной информации, необходимой для определения проблем и выдвижения гипотез;
- описательное исследование направлено на описание маркетинговых проблем, ситуации на рынке. Используется опрос, предполагающий ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?
- казуальное исследование проводится для проверки предположений о существовании тех или иных причинно следственных связей. Основывается на логике типа: «Если "А", то "В"».
При проведении маркетинговых исследований следует руководствоваться принципами системности, комплексности, объективности, экономичности, регулярности, оперативности, точности, тщательности. Совокупность этих принципов позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений.
2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Спрос представляет собой платежеспособную потребность в данном товаре, реализуемую в пределах покупательной способности потребителя или максимальной величины предложения.
Предложение обычно рассматривают как результат производственной деятельности в виде суммы товаров, предназначенных для продажи. Объем предложения зависит от текущего производства и запасов товаров у продавцов, так как его реальная цена зависит от рыночной цены. Сумма двух этих показателей определяет лишь верхний предел предложения.
Рассмотрим взаимосвязи «спрос – цена – предложение» в ситуации рыночного равновесия, когда спрос и предложение равны, а цена равна стоимости (при простом товарном производстве) или цене производства (в условиях свободной конкуренции). Для иллюстрации используем широко применяемые в западной экономической литературе кривые спроса и предложения (рис. 2).
Кривая спроса dd – количество товара, приобретаемое потребителями при различных уровнях цен р (остальные факторы спроса – доходы потребителей, цена конкурирующих товаров – неизменны). При возрастании цены, например от р до р1 спрос сокращается (от q до q1). При более высоких ценах из числа потребителей выбывают фирмы, ранее функционировавшие на грани банкротства. Более сильные в финансовом отношении фирмы сокращают закупки товара. При снижении цены (с р до р2) спрос растет (с q до q4).
Рис. 2. Кривые спроса и предложения
Кривая ss выявляет динамику предложения. Повышение цены (с р до р1)приводит к росту предложения (с q до q2) в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, роста предложения из запасов, появления на рынке фирм, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной. При снижении цены наблюдается противоположная картина.
При уровне цены p1предложение q2превысит спрос q1, тогда часть товара покупаться не будет, что неизбежно приведет к падению цены вследствие действия механизма конкуренции. Ценовой показатель опустится ниже уровня равновесия (например, до р2).При этом спрос q4станет выше предложения q3и на рынке возникнет дефицит товара, преодолеваемый при свободной конкуренции путем роста цен.
Противоречия между спросом, предложением и ценой разрешаются в точке Е – точке пересечения dd и ss, где спрос и предложение равны одинаковому количеству единиц товара q, т.е. находятся в состоянии равновесия, им отвечает конкурентная (уравновешивающая) цена p. Точка равновесия фактически находится в непрерывном движении – кривые dd и ss смещаются, поскольку в действительности все факторы спроса, принятые как неизменные, постоянно меняются.
Представленная ситуация рыночного равновесия, по существу, является абстракцией, так как реально спрос и предложение никогда не равны друг другу, а если такое все же наблюдается, то это не более чем случайность.
Количественная зависимость спроса и предложения от цены выражается понятием ценовой эластичности спроса и предложения – степени соответствующей реакции последних на относительное изменение уровня рыночной цены.
Это понятие описывается коэффициентами ценовой эластичности спроса Ed(p) и предложения Es(p):
где s, d – соответственно объем предложения
и спроса;
р – уровень рыночной цены.
Зависимости измеряются отрицательными величинами (связь обратная), если спрос уменьшается по мере роста цен, и положительными (связь прямая), если предложение повышается по мере роста цен.
О товаре говорят, что он имеет опережающую эластичность, если Е >1; единичную, если Е=1; товар признается неэластичным, если Е <1.
При исследовании рынка анализируется рыночный спрос – общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени.
В зависимости от величины затрат на маркетинг различают:
- первичный спрос – суммарный спрос на все марки данного товара, когда затраты на маркетинг практически отсутствуют (рис. 3). Определяется при тестировании рынка; при использовании логистической функции, имеющей предел насыщения; по данным фактической продажи товаров за определенный период;
- рыночный потенциал – предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к величине, при последней дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды (рис. 3);
Информация о работе Задачи изучения и прогнозирования Российского товарного рынка