Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:47, дипломная работа
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, и, как следствие отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком «финансового здоровья» организации.
Большинство предприятий осознает необходимость управления дебиторской задолженностью, и проводят различные управленческие мероприятия. Но зачастую они остаются директивными, недостаточно регулярными и редко переносятся на уровень системы управления дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1. Правовое регулирование деятельности организации 5
1.2. Организационно-экономическая характеристика организации 8
1.3. Анализ финансового состояния 12
2. Анализ управления практики дебиторской задолженностью организации
2.1. Виды и структура дебиторской задолженности 26
2.2 Анализ системы управления дебиторской задолженностью 32
2.3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в ЗАО ТД «Нижкартон» 35
3. Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью организации
3.1. Разработка кредитной политики 38
3.2. Применение форм рефинансирования дебиторской задолженности 45
3.3. Планирование величины дебиторской и кредиторской
задолженностей 49
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения
Этот раздел кредитной политики призван разграничить уровни управления дебиторской задолженностью. Необходимо строго распределить ответственность между коммерческой и финансовой службами. Нередко за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован, продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.
Оправданна
схема распределения
Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.
Для
повышения эффективности
К примеру, сотрудники могут лишаться бонусов за следующие действия:
Помимо системы поощрений и штрафов в организации должны быть разработаны формы писем, напоминаний клиентам, которые бы рассылались по требованию финансового директора, но учитывая мнения коммерческого директора.
Письма могут направляться клиентам до наступления срока платежа (за 3 дня - напоминание), через 3 и через 5-10 дней после наступления срока оплаты.
Форма уведомления о просроченном платеже
|
3.2. ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Одним
из распространенных форм реструктуризации
дебиторской задолженности
Согласно законодательству факторинг является финансированием под уступку денежного требования (п. 1 ст. 824 ГК РФ). Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.
Факторинговые операции может проводить кредитная или коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ).
Обычно факторинговые операции осуществляются по следующей схеме.
Предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом - фактором (от англ. factor - агент, посредник). Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ).
Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и в этот же день получает от организации 60-90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности факторинговая компания отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик.
Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора).
Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5-3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг.
Таким
образом, компания-поставщик
Важной особенностью факторинга является то, что банк не только осуществляет финансирование поставок в кредит, но и управляет дебиторской задолженностью клиента. Поставщику регулярно предоставляются следующие отчеты по состоянию дебиторской задолженности: о поставках, зарегистрированных за определенный период; о переводе средств поставщику; о поступлении средств от дебиторов; о статистике платежей по каждому дебитору; о состоянии просроченной задолженности.
Кроме того, по мере необходимости банк связывается с покупателями (например, если сроки оплаты товара истекли). Таким образом, банк освобождает клиента от работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности.
Оценка эффективности факторинга
Плата за факторинг складывается из нескольких составляющих:
- комиссии за факторинговое финансирование (% годовых);
- комиссии за факторинговое обслуживание (% от суммы накладной);
- комиссии за обработку документов (150 рублей за каждый комплект)
Пусть общая стоимость факторинга составит 20 % от суммы дебиторской задолженности.
Плата за факторинговые услуги 12 868 395* 0,2 = 2 593 679 рублей
Таблица 18
Расчет показателей ликвидности после применения факторинга
|
Увеличение наблюдается только по коэффициенту абсолютной ликвидности, из-за увеличения денежных средств в обороте компании.
Наряду с тем другие показатели ликвидности уменьшаются, из-за резкого снижения величины дебиторской задолженности и как следствие уменьшения оборотных активов.
Высвобождения деньги организация может направить на погашение своей задолженности перед кредиторами, на финансирование текущей деятельности, на вложения в основные средства и т.д.
Однако факторинг имеет ряд недостатков:
Неплохо, если фактор предоставляет клиенту электронный информационный модуль (как правило, бесплатно), в котором сотрудники фирмы смогут отслеживать все операции, производимые фактором по поставкам, движение денежных средств между дебитором и фактором, а также между фактором и клиентом.
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННСТЕЙ
Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
Однако балансовые остатки дебиторской и кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с дебиторами и кредиторами на финансовое состояние. Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.
Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.
По существу, выручка от продаж является единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Поступление денежных средств от продаж определяет возможности предприятия по погашению долгов кредиторам. Как правило, большая часть дебиторской задолженности формируется как долги покупателей. Установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное и достаточное поступление средств для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением дебиторской задолженности.
Информация о работе Управление дебиторской задолженостью организации