Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:47, дипломная работа
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам предприятия, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, и, как следствие отрицательно сказывается на финансовой устойчивости предприятия, увеличивая риск финансовых потерь. В то же время эффективно организованные денежные потоки являются важнейшим признаком «финансового здоровья» организации.
Большинство предприятий осознает необходимость управления дебиторской задолженностью, и проводят различные управленческие мероприятия. Но зачастую они остаются директивными, недостаточно регулярными и редко переносятся на уровень системы управления дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1. Правовое регулирование деятельности организации 5
1.2. Организационно-экономическая характеристика организации 8
1.3. Анализ финансового состояния 12
2. Анализ управления практики дебиторской задолженностью организации
2.1. Виды и структура дебиторской задолженности 26
2.2 Анализ системы управления дебиторской задолженностью 32
2.3 Проблемы управления дебиторской задолженностью в ЗАО ТД «Нижкартон» 35
3. Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью организации
3.1. Разработка кредитной политики 38
3.2. Применение форм рефинансирования дебиторской задолженности 45
3.3. Планирование величины дебиторской и кредиторской
задолженностей 49
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения
За анализируемый период произошло значительное изменение оборотных активов, рост которых составил 35,07 % (или 9 711 тыс. рублей)
Их увеличение обусловлено, прежде всего, изменением статьи баланса «дебиторская задолженность».
На конец 2006 года коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность составлял 30,1 %. К концу 2007 года его значение выросло до 39,5 %. Увеличение этого показателя свидетельствует об усилении отвлечения денежных средств предприятия из оборота.
За анализируемый период наблюдается отрицательные тенденции в структуре дебиторской задолженности:
- увеличение доли просроченной задолженности;
- рост коэффициента отвлечения;
- отсутствие обеспеченности дебиторской задолженности, что может стать причиной снижения платежеспособности из-за возникновения безнадежных долгов;
2.2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Меры по управлению дебиторской задолженностью заключаются в следующем:
- еженедельное составление реестра старения счетов дебиторов;
- предоставление скидок клиентам;
- применение штрафов и пеней за нарушение сроков оплаты.
Реестр старения счетов основных дебиторов
Основным инструментов контроля дебиторской задолженности служит реестр старения счетов основных дебиторов. Реестр старения представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа.
Установленной формы этого документа не существует. Каждое предприятие создает такую форму самостоятельно, исходя из собственного опыта и потребностей.
В ЗАО ТД «Нижкартон» отчет составляется раз в неделю на основе данных из бухгалтерской базы 1С.
Причем для разных пользователей этот отчет имеет свой вид.
Для менеджеров в отчете контрагенты отсортированы по алфавиту. Для директора по маркетингу клиенты располагаются в порядке убывания долга. Генеральный директор получает лишь общую сумму задолженности с разбивкой на периоды отсрочки платежа.
Сроки предоставления коммерческого кредита устанавливаются для каждого клиента индивидуально, они могут меняться со временем, при длительном сотрудничестве. Максимальная отсрочка равно 45 календарным дням, которая предоставляется VIP-клиентам. В среднем срок коммерческого кредита составляет 6 календарных дней. 15 клиентов, на долю которых приходится около 30 % от объема реализации, имеют хорошие условия оплаты с отсрочкой 30 дней. Это клиенты, работа с которыми насчитывает уже несколько лет.
Ниже приведен пример реестра старения счетов в упрощенном варианте - из всех контрагентов указаны лишь 10 основных.
Таблица 12
Реестр старения счетов основных дебиторов на 01.01.2007 год
Наименование дебиторов | Срочная | Просроченная, дни | Всего | Доля, % | ||||
1 - 30 | 31 - 60 | 61 - 90 | > 90 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | ООО "Норд Юнион" | 1 683 603 | 1 683 603 | 24,49 | ||||
2 | Нижегородский молочный комбинат | 658 814 | 658 814 | 9,58 | ||||
3 | ЗАО "Сормовская кондитерская фабрика" | 647 286 | 647 286 | 9,42 | ||||
4 | ОАО "Нижфарм" | 599 452 | 599 452 | 8,72 | ||||
5 | ООО "Капитал Инвест" | 471 834 | 471 834 | 6,86 | ||||
6 | ООО ТД "Крокус Сити" | 401 581 | 401 581 | 5,84 | ||||
7 | ООО "Александр и Софья продукт" | 247 855 | 247 855 | 3,61 | ||||
8 | ООО "Парус" | 236 011 | 236 011 | 3,43 | ||||
9 | ООО "Ульяновскмебель" | 180 412 | 180 412 | 2,62 | ||||
10 | ООО "Эллада-Сервис" | 84 080 | 84 080 | 1,22 | ||||
Прочие | 713 826 | 599 858 | 159 254 | 30 000 | 160 295 | 949 407 | 13,81 | |
Всего | 2 867 233 | 1 889 696 | 1 842 857 | 30 000 | 244 375 | 6 874 161 | 100,00 | |
Доля | 41,71 | 27,49 | 26,81 | 0,44 | 3,55 | 100,00 |
В таблице представлены 10 основных дебиторов, на их счетах сконцентрировано около 76 % от всей суммы задолженности.
Существенная часть задолженности – 24,49 % (или 1 683 603 рублей) приходится на ООО «Норд Юнион», величина долга которого на порядок выше остальных. Стоит заметить задолженность ООО «Норд Юнион» просрочена более чем на 30 дней.
Следующими по величине долга являются Нижегородский молочный комбинат и Сормовская кондитерская фабрика, на долю которых приходится 9,58 % (658 814 рублей) и 9,42 (647 286 рублей) соответственно.
Вызывает опасения, что среди основных дебиторов существенная доля приходится на организации с просроченной задолженностью – 3 057 521 рубль (44,8 %) из 5 210 928 рублей.
Таблица 13
Реестр старения счетов основных дебиторов на 01.01.2006 год
|
На 01.01.2006 года дебиторская задолженность составляет 12 868 395 рублей.
На счетах 10 основных дебиторов сконцентрировано 71,87 %.
Основными должниками являются «Пром-Сервис» - 12,82 % (или 1 649 283 рубля) и «Крокус Сити» - 11,01 % (или 1 416 831 рубль).
Такое ранжирование дебиторов позволяет выявить основных контрагентов, которые требуют повышенного контроля. Эта информация может использоваться в дальнейшем при управлении дебиторской задолженностью.
Система скидок
Системы скидок не существует, вопрос о снижении цены решается в индивидуальном порядке.
В основном это прогрессивная шкала скидок, разрабатываемая для клиента, которая зависит от объема заказа.
Оценка эффективности предоставляемых скидок не проводится, что не исключает возникновения упущенной выгоды организации от вложения средств.
В
ЗАО ТД «Нижкартон» нет
Управление
величиной задолженности
Менеджеры, получая данные о задолженности своих клиентов, обзванивают тех, чья задолженность перешла в просроченную.
Договорами установлены пени и штрафы за просроченную задолженность, однако в реалии они редко применяются.
Анализ дебиторской задолженности с точки зрения её структуры и времени обращения и не проводится.
Кроме этого, отсутствует оценка реальной величины дебиторской задолженности, которая позволила бы оценить необходимый размер резерва по сомнительным долгам.
Таблица 14
Оценка реального состояния дебиторской задолженности на 01.01.2007 год
|
По сделанным расчетам можно судить, что предприятие не получит 166 072, 75 рублей, на эту сумму необходимо создать резерв по сомнительным долгам.
Таблица 15
Оценка реального состояния дебиторской задолженности на 01.01.2007 год
|
Информация о работе Управление дебиторской задолженостью организации