Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:05, курсовая работа
Каждый день организации совершают финансово-хозяйственные операции, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств. Долги, возникающие в результате деятельности субъектов хозяйственного права, принято называть кредиторской или дебиторской задолженностью в зависимости от того, кто является должником. Актуальность темы заключается в том, что дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Введение
3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью
7
1.1 Сущность, виды и причины возникновения дебиторской
задолженности
7
1.2 Управление дебиторской задолженностью: цели, задачи, субъект, объект, необходимость управления
16
2. Характеристика производственной деятельности ОАО «ЭНЕРГОПРОМ – Новочеркасский электродный завод» – г. Новочеркасска Ростовской области
23
2.1 Общая характеристика предприятия
23
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
26
3. Анализ дебиторской задолженности предприятия. Совершенствование методов по ее управлению на предприятиях
48
3.1 Анализ дебиторской задолженности предприятия
48
3. 2 Политика управления дебиторской задолженностью
59
Заключение
67
Список использованных источников
С другой стороны согласно положениям по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ в дебиторскую задолженность входят также авансы, выданные поставщикам.
По гражданскому кодексу
дебиторская задолженность
Это же подтверждает статья 488 ГК РФ: «В случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором».
Положения же статьи 489 ГК РФ (Оплата товара в рассрочку) применяются только к отношениям, возникшим на основании статьи 488 ГК РФ, о чем явно указано в пункте 1 статьи о рассрочке оплаты.
В законодательных актах и в научной литературе используются различные трактовки дебиторской задолженности:
В соответствии с последним определением необходимо четко понимать, что дебиторская задолженность возникает именно вследствие предоставления коммерческого кредита покупателям, но как таковая кредитом не является.
Бланк И.А. в своей книге «Основы финансового менеджмента» определяет дебиторскую задолженность как сумму задолженности, в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.
Определение величины дебиторской задолженности производится исходя их цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации.
Наличие крупной дебиторской
Дебиторская задолженность отражается в балансе двух подразделах в зависимости от сроков ее погашения:
В этой связи необходимо
отметить одно обстоятельство. Отнесение
к оборотным активам
Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала и является активом предприятия, который связан с юридическими правами включая право на владение.
Дебиторская задолженность имеет три существенные характеристики:
Величина дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
субъект, объект, необходимость управления
Увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению размера бизнеса и более динамичному его развитию. Однако неуправляемое нарастание дебиторской задолженности может привести к серьезным проблемам. Проанализируем подобную ситуацию на следующем примере.
Определенный заемщик предоставил сотне разных людей на год по 1 рублю каждому с условием оплаты через год. С большей вероятностью можно утверждать, что через год не вернется 2 – 3 рубля из ста по разным причинам (несчастный случай, смерть, банкротство, обстоятельства непреодолимой силы).
Если бы потерей этих процентов все и ограничилось, то достаточно поднять цену на 2–3% или поступиться прибылью в указанных объемах, чтобы вернуть утраченное.
Однако с течением времени проблема изменяется на качественном уровне, так как к естественным причинам невозврата долгов присоединяются искусственные.
Например, действие противоправных схем в отношении вашего бизнеса в лице покупателя конечной целью которого является умышленная неоплата может добавить в течение короткого времени еще дополнительные проценты невозврата. В итоге сумма задолженности составляет уже 6% а при рентабельности в 5–6% эта цифра становится критической.
С ростом размера бизнеса ситуация становится все более напряженной. При росте объемов продаж увеличения размеров клиентской базы линейные менеджеры уже не смогут столь тщательно подходить к анализу каждого заемщика, что приведет к ухудшению клиентской базы и как следствие, к ухудшению качества задолженности и к увеличению относительной доли невозврата долгов.
Суммируя все вышесказанное можно прийти к следующему выводу. Для развития бизнеса необходимо увеличивать дебиторскую задолженность, но неконтролируемое ее увеличение может привести к потере «качества» задолженности, т.е. к реальному уменьшению объема поступающих платежей. Исходя из этого можно сформулировать цель управления дебиторской задолженностью: добиться такого размера дебиторской задолженности, при котором доля безнадежной задолженности остается приемлемой то есть не превышает заранее заданной величины а отдача от вложений средств в дебиторскую задолженность превышает затраты вызванные этим процессом. Целевой установкой политики управления оборотными активами является определение объема текущих активов источников их покрытия и соотношения между ними достаточной для обеспечения долгосрочной производственной торговой и эффективной инвестиционно-финансовой деятельности предприятия.
Большое значение в экономике предприятий имеет рациональное управление дебиторской задолженностью. Работа с дебиторской задолженностью требует планирования и четко выстроенного процесса управления риском неплатежа. Управление дебиторской задолженностью предполагает, во-первых, управление оборачиваемостью средств в расчетах в целях их ускорения; во-вторых, контроль за недопущением неоправданной дебиторской задолженности (т.е. задолженности материально ответственных лиц по недостачам хищениям за порчу ценностей и др.); в-третьих, снижение суммы просроченной и безнадежной дебиторской задолженности4.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:
В первую очередь следует определить какой размер дебиторской задолженности является для компании критическим, а какой нормальным, рабочим. Эти плановые показатели будут своего рода индикаторами, сигнализирующими о необходимости усилить (либо, наоборот, немного ослабить) работу с дебиторами.
Усиление или ослабление
условий в отношении
Компании, постоянно работающие с дебиторской задолженностью выработали специализированные методы и подходы которые в совокупности можно назвать инструментом кредитора. Выбор того или иного инструмента зависит от ситуации: особенностей должника, суммы задолженности, количества дней просрочки и т.д.
Подводя итоги, важно ответить следующие ключевые моменты:
2.1 Общая характеристика предприятия
Новочеркасский электродный завод был создан в 1954 году. В настоящее время Открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ – Новочеркасский электродный завод» (далее – «Общество») производит графитированные электроды, обожженные аноды, электродную и анодную массу5.
Численность персонала Общества по состоянию на 31 декабря 2009 года составила 2238 человек (на 31 декабря 2008 года – 2505 человек). В настоящее время функции единоличного исполнительного органа Общества выполняет управляющая организация – Закрытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ» (далее – «Управляющая компания»). Управляющая компания выполняет также функции агента по продаже готовой продукции, производимой заводом, и закупке сырья на основании агентских договоров.
На годовом общем собрании акционеров Общества 06 мая 2005 года было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющей организации – Закрытому акционерному обществу «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ».
Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющей организации №33-7-2006 был заключен 14 июля 2006 года. Новая редакция договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа была подписана 19.09.2008.
Полное наименование: Закрытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ». Сокращенное наименование: ЗАО «ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ»
Место нахождения: 123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.32, стр.1, этаж 5. ОГРН: 1037731018082 ИНН/КПП: 7731274602/ 770301001
Орган, осуществивший государственную регистрацию: Инспекция Министерства по налогам и сборам №31 по Западному административному округу города Москвы. Генеральный директор: Надточий Алексей Михайлович
До 02.11.2009 Управляющим директором Открытого акционерного общества «ЭНЕРГОПРОМ – Новочеркасский электродный завод» был Фокин Владимир Петрович.
Со 02.11.2009 Управляющим директором Общества, действующим на основании доверенности, выданной Управляющей компанией, является Наумов Николай Анатольевич.
Наименование Общества:
Полное наименование на русском языке:
Открытое акционерное общество «ЭНЕРГОПРОМ – Новочеркасский электродный завод».
Сокращенное наименование на русском языке:
ОАО «ЭПМ – НЭЗ», ОАО «ЭНЕРГОПРОМ – НЭЗ»