Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа
На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды.
Введение
3
Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью
5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
5
1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
8
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»
16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
16
2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
19
3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
25
Выводы и предложения
28
Список использованных источников
30
Приложения
31
В целом структура дебиторской задолженности по срокам возникновения за период с 2008 г. по 2009 г. практический не меняется. Но по всем абсолютным значениям наблюдается значительное снижение показателей в среднем чуть менее 50%. Что является положительным фактором.
Таблица 7 – Оценка дебиторской задолженности по срокам ее возникновения за 2008 год
Показатель |
Общий долг, тыс. руб. |
До 30 дней |
31-60 дней |
61-90 дней |
Общая сумма дебиторской задолженности |
1485 |
774 |
528 |
183 |
Общая сумма долгов, % |
100 |
52,2 |
35,5 |
12,3 |
Продажи за месяц, тыс. руб. |
3625 |
3123 |
2895 | |
Доля общей суммы долгов к продажам за месяц, % |
21,4 |
16,9 |
6,3 | |
Доля долгов в соответствующих периодах по норме, % |
100 |
70 |
15 | |
Фактические долги по
отношению к нормативным |
21,4 |
24,1 |
42 | |
Итоговая оценка дебиторской задолженности, % |
87,5 |
Итак, анализируя данные таблицы 7 и 8 можно сказать, что в 2008 и 2009 гг. итоговая оценка по фактической задолженности не превышает нормы, следовательно, это говорит о хорошем управлении дебиторской задолженностью.
Таблица 8 – Оценка дебиторской задолженности по срокам ее возникновения за 2009 год
Показатель |
Общий долг, тыс. руб. |
До 30 дней |
31-60 дней |
61-90 дней |
Общая сумма дебиторской задолженности |
792 |
415 |
282 |
95 |
Общая сумма долгов, % |
100 |
52,4 |
35,6 |
12,0 |
Продажи за месяц, тыс. руб. |
4175 |
3689 |
2989 | |
Доля общей суммы долгов к продажам за месяц, % |
9,9 |
7,6 |
3,2 | |
Доля долгов в соответствующих периодах по норме, % |
100 |
70 |
15 | |
Фактические долги по
отношению к нормативным |
9,9 |
10,9 |
21,3 | |
Итоговая оценка дебиторской задолженности, % |
42,1 |
Таким образом, проведя анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Гостиничный комплекс «Глазов», можно сказать, что в целом организация ведет разумную политику управления задолженностью.
В общем виде мероприятия
по совершенствованию системы
В ходе проведения анализа можно заметить, что в организации ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» период оборачиваемости в 2009 году был значительно сокращен, следовательно, сокращен срок отсрочки платежей. Сокращая срок отсрочки платежа, предприятие зачастую значительно уменьшает клиентскую базу. Поэтому в целях расширения клиентской базы и наращения объемов реализации попробуем увеличить период коммерческого кредита, таким образом предположим рост оборачиваемости до 14 дней.
Для определения прироста дебиторской задолженности в результате изменения кредитной политики при условии увеличения объема реализации используется формула:
ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(Sо / 365)) + V(DSON(SN – So) / 365),
где So — текущая валовая выручка от реализации;
SN — прогнозная валовая выручка от реализации;
V — переменные затраты как процент от валового объема реализации;
DSOо — период оборачиваемости дебиторской задолженности до изменения кредитной политики, в днях; DSON — после изменения кредитной политики, в днях.
Далее можно определить влияние изменений кредитной политики на доналоговую прибыль компании:
ΔР = (SN – So)(1 – V) – kΔДЗ – (BNSN – BoSo) – (DNSNPN – DoSoPo),
где k — стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;
BN — средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации (процент от валового объема реализации); Bо — при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);
DN — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации; Do —при текущем объеме реализации;
PN – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %; Ро —до изменения кредитной политики, в %.
Тогда предположим, что ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» осуществляет реализацию продукции в соответствии с разработанной кредитной политикой. Выручка от реализации в 2009 г. составила 45332 тыс. руб. Переменные затраты составляют 71 % объема реализации, цена капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность, — 58 %, период оборачиваемости — 6 дней, торговая скидка — 1 %.
Рассматривается возможность изменения кредитной политики посредством увеличения скидки до 3 %, удлинения срока оборачиваемости до 14 дней. Предполагается, что изменение кредитной политики обеспечит увеличение объема реализации до 58932 тыс. руб. (в соответствии с предыдущим темпом роста).
Рассмотрим, как изменится дебиторская задолженность при этих условиях, для чего воспользуемся формулой прироста дебиторской задолженности с учетом увеличения объема реализации:
ΔДЗ = ((14 – 6)(45332 / 365)) + 0,71(14(58932 – 45332) / 365) = 1364 тыс. руб.
Таким образом, при увеличении периода кредитования дополнительно необходимо будет инвестировать 1364 тыс. руб. в дебиторскую задолженность.
Далее оценим влияние новой кредитной политики на доналоговую прибыль компании:
ΔР = (58932 – 45332)(1 – 0,71) – 0,58 * 1364 – (0,03 * 58932 * 0,5 – 0,01 * 45332 * 0,5) = 2495,56 тыс. руб.
Таким образом, мы видим,
что изменение кредитной
Как было выявлено ранее за исследуемый период кредиторская задолженность больше дебиторской и к концу 2009 года эта разница достигает почти в 4,5 раза, т. е. в финансовом состоянии предприятия появляется нестабильность. Наблюдаемые неоправданно высокие суммы кредиторской задолженности говорят о том, что, скорее всего, предприятие не следит за сроками погашения обязательств. Следовательно, организации необходимо следить за уровнем кредиторской задолженности и во время погашать обязательства, иначе даже полное изъятие дебиторской задолженности не даст положительного результата.
Выводы и предложения
Таким образом, одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Увеличение
дебиторской задолженности
Управление дебиторской задолженностью – это процесс реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования.
ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» развивающаяся организация, ориентированная на повышение эффективности своей деятельности путем расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества.
В целом на предприятии отмечается сокращение уровня дебиторской задолженности на 53%. Данное снижение обусловлено тем, что в 2009 году произошло резкое уменьшение выданных авансов почти на 77% или 661 тыс. руб.
Наибольший удельный вес на 2009 год в структуре дебиторской задолженности занимают расчеты с покупателями и заказчиками - 57%, что выше предыдущего периода на 15%. Однако, абсолютное значение данной статьи снижается до 451 тыс. руб. В ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» происходит сокращение периода погашение задолженности до 6 дней. Соответственно растет коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на 34 раза, что показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования. Повышение показателя свидетельствует об улучшении управления дебиторской задолженностью.
Доля дебиторской
В целом структура дебиторской задолженности по срокам возникновения за период с 2008 г. по 2009 г. практический не меняется. Но по всем абсолютным значениям наблюдается значительное снижение показателей в среднем чуть менее 50%. Что является положительным фактором. Также в 2008 и 2009 гг. итоговая оценка по фактической задолженности не превышает нормы.
Таким образом, анализируя дебиторскую задолженность на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» можно сделать вывод о том, что в целом организация ведет грамотную политику управления дебиторской задолженности, так как основные показатели находятся в норме. Однако можно порекомендовать увеличить срок коммерческого кредита до 2-х недель, что позволит привлечь дополнительный объем клиентов и увеличить прибыль на 2495,56 тыс. руб.
Эффективное управление дебиторской задолженностью оказывает большое влияние на ликвидность, а, следовательно, и на укрепление финансового положения фирмы в целом.
Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета.
Список использованных источников
Приложения