Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды.

Содержание

Введение
3
Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью
5

1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
5

1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
8

2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»
16

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
16

2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
19

3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
25

Выводы и предложения
28

Список использованных источников
30

Приложения
31

Работа содержит 1 файл

фин менеджмент Мехоношина.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

В целом структура  дебиторской задолженности по срокам возникновения за период с 2008 г. по 2009 г. практический не меняется. Но по всем абсолютным значениям наблюдается значительное снижение показателей в среднем чуть менее 50%. Что является положительным фактором.

Таблица 7 – Оценка дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения за 2008 год

Показатель

Общий долг, тыс. руб.

До 30 дней

31-60 дней 

61-90 дней

Общая сумма дебиторской  задолженности

1485

774

528

183

Общая сумма долгов, %

100

52,2

35,5

12,3

Продажи за месяц, тыс. руб.

 

3625

3123

2895

Доля общей суммы долгов к продажам за месяц, %

 

21,4

16,9

6,3

Доля долгов в соответствующих  периодах по норме, %

 

100

70

15

Фактические долги по отношению к нормативным долгам, %

 

21,4

24,1

42

Итоговая оценка дебиторской  задолженности, %

87,5


Итак, анализируя данные таблицы 7 и 8 можно сказать, что в 2008 и 2009 гг. итоговая оценка по фактической задолженности не превышает нормы, следовательно, это говорит о хорошем управлении дебиторской задолженностью.

Таблица 8 – Оценка дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения за 2009 год

Показатель

Общий долг, тыс. руб.

До 30 дней

31-60 дней 

61-90 дней

Общая сумма дебиторской  задолженности

792

415

282

95

Общая сумма долгов, %

100

52,4

35,6

12,0

Продажи за месяц, тыс. руб.

 

4175

3689

2989

Доля общей суммы  долгов к продажам за месяц, %

 

9,9

7,6

3,2

Доля долгов в соответствующих  периодах по норме, %

 

100

70

15

Фактические долги по отношению к нормативным долгам, %

 

9,9

10,9

21,3

Итоговая оценка дебиторской  задолженности, %

42,1


Таким образом, проведя  анализ дебиторской задолженности предприятия ООО «Гостиничный комплекс «Глазов», можно сказать, что в целом организация ведет разумную политику управления задолженностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»

 

В общем виде мероприятия  по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью можно  сформулировать в следующем виде:

  • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
  • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
  • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  • выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
  • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами, взыскания задолженности;
  • использование современных форм рефинансирования задолженности;
  • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В ходе проведения анализа можно заметить, что в организации ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» период оборачиваемости в 2009 году был значительно сокращен, следовательно, сокращен срок отсрочки платежей. Сокращая срок отсрочки платежа, предприятие зачастую значительно уменьшает клиентскую базу. Поэтому в целях расширения клиентской базы и наращения объемов реализации попробуем увеличить период коммерческого кредита, таким образом предположим рост оборачиваемости до 14 дней.

Для определения прироста дебиторской задолженности в  результате изменения кредитной  политики при условии увеличения объема реализации используется формула:

ΔДЗ = ((DSON – DSOo)(Sо / 365)) + V(DSON(SN  – So) / 365),

где So — текущая валовая выручка от реализации;

SN — прогнозная валовая выручка от реализации;

V — переменные затраты  как процент от валового объема реализации;

DSOо — период оборачиваемости дебиторской задолженности до изменения кредитной политики, в днях; DSON — после изменения кредитной политики, в днях.

Далее можно определить влияние изменений кредитной  политики на доналоговую прибыль  компании:

ΔР = (SN – So)(1 – V) – kΔДЗ – (BNSN – BoSo) – (DNSNPN – DoSoPo),

где k — стоимость капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность;

BN — средний объем безнадежных долгов при новом объеме реализации (процент от валового объема реализации); Bо — при текущем объеме реализации (процент от валового объема реализации);

DN — предполагаемый процент торговой скидки при новом объеме реализации; Do —при текущем объеме реализации;

PN – доля объема реализации со скидкой в валовом объеме реализации после изменения кредитной политики, в %; Ро —до изменения кредитной политики, в %.

Тогда предположим, что  ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» осуществляет реализацию продукции в соответствии с разработанной кредитной политикой. Выручка от реализации в 2009 г. составила 45332 тыс. руб. Переменные затраты составляют 71 % объема реализации, цена капитала, инвестируемого в дебиторскую задолженность, — 58 %, период оборачиваемости — 6 дней, торговая скидка — 1 %.

Рассматривается возможность  изменения кредитной политики посредством  увеличения скидки до 3 %, удлинения срока оборачиваемости до 14 дней. Предполагается, что изменение кредитной политики обеспечит увеличение объема реализации до 58932 тыс. руб. (в соответствии с предыдущим темпом роста).

Рассмотрим, как изменится  дебиторская задолженность при этих условиях, для чего воспользуемся формулой прироста дебиторской задолженности с учетом увеличения объема реализации:

ΔДЗ = ((14 – 6)(45332 / 365)) + 0,71(14(58932 – 45332) / 365) = 1364 тыс. руб.

Таким образом, при увеличении периода кредитования дополнительно необходимо будет инвестировать 1364 тыс. руб. в дебиторскую задолженность.

Далее оценим влияние  новой кредитной политики на доналоговую  прибыль компании:

ΔР = (58932 – 45332)(1 – 0,71) – 0,58 * 1364 – (0,03 * 58932 * 0,5 – 0,01 * 45332 * 0,5) = 2495,56 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, что изменение кредитной политики для анализируемой компании выгодно при заданных условиях, так как происходит увеличении прибыли на 2495,56 тыс. руб.

Как было выявлено ранее за исследуемый период кредиторская задолженность больше дебиторской и к концу 2009 года эта разница достигает почти в 4,5 раза, т. е. в финансовом состоянии предприятия появляется нестабильность. Наблюдаемые неоправданно высокие суммы кредиторской задолженности говорят о том, что, скорее всего, предприятие не следит за сроками погашения обязательств. Следовательно, организации необходимо следить за уровнем кредиторской задолженности и во время погашать обязательства, иначе даже полное изъятие дебиторской задолженности не даст положительного результата.

 

Выводы и предложения

 

Таким образом, одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Увеличение  дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия  на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

Управление дебиторской  задолженностью – это процесс  реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования.

ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» развивающаяся организация, ориентированная на повышение эффективности своей деятельности путем расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества.

В целом на предприятии отмечается сокращение уровня дебиторской задолженности  на 53%. Данное снижение обусловлено тем, что в 2009 году произошло резкое уменьшение  выданных авансов почти на 77% или 661 тыс. руб.

Наибольший удельный вес на 2009 год в структуре дебиторской  задолженности занимают расчеты  с покупателями и заказчиками - 57%, что выше предыдущего периода  на 15%. Однако, абсолютное значение данной статьи снижается до 451 тыс. руб. В ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»  происходит сокращение периода погашение задолженности до 6 дней. Соответственно растет коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на 34 раза, что показывает относительное уменьшение коммерческого кредитования. Повышение показателя свидетельствует об улучшении управления дебиторской задолженностью.

Доля дебиторской задолженности  в текущих активах уменьшилась  почти на 10%, что свидетельствует  об осмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, увеличении ликвидности дебиторской задолженности. Также произошло уменьшение доли дебиторской задолженности в выручке 2,7%, что также является положительным фактором.

В целом структура дебиторской задолженности по срокам возникновения за период с 2008 г. по 2009 г. практический не меняется. Но по всем абсолютным значениям наблюдается значительное снижение показателей в среднем чуть менее 50%.  Что является положительным фактором. Также в 2008 и 2009 гг. итоговая оценка по фактической задолженности не превышает нормы.

Таким образом, анализируя дебиторскую задолженность на предприятии  ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» можно сделать вывод о том, что в целом организация ведет грамотную политику управления дебиторской задолженности, так как основные показатели находятся в норме. Однако можно порекомендовать увеличить срок коммерческого кредита до 2-х недель, что позволит привлечь дополнительный объем клиентов и увеличить прибыль на 2495,56 тыс. руб.

Эффективное управление дебиторской задолженностью оказывает  большое влияние на ликвидность, а, следовательно, и на укрепление финансового положения фирмы в целом.

Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета.

Список использованных источников

 

  1. Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. М.: Эльга. 2003.
  2. Джалаев Т.К. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия// Экономический анализ. 2008 - №7- с. 59 - 65.
  3. Едронова В.Н. Управление рисками дебиторской задолженностью// Финансы и кредит. 2009 - №33 – с. 75-77.
  4. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика/ учебное пособие – М.: Новое издание, 2010.
  5. Колпакова Г.М. «Как управлять дебиторской задолженностью». Практическое пособие для бухгалтеров и руководства - М.: Современная экономика и право, 2006.
  6. Крейнина М.Н Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.// Финансовый менеджмент. 2009. - №3
  7. Мездриков Ю.В. Аналитическое обеспечение управление дебиторской задолженностью// Экономический анализ. 2008 - №5 – с. 39-45.
  8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: Новое знание. 2006.
  9. Петров А.М. Организационный механизм контроля за  движением дебиторской и кредиторской задолженности// Экономический анализ. 2009 - №18 – с. 54-63.
  10. localhost/J:/GAAP.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения




Информация о работе Управление дебиторской задолженностью