Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа
На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды.
Введение
3
Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью
5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
5
1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
8
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»
16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
16
2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
19
3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
25
Выводы и предложения
28
Список использованных источников
30
Приложения
31
X этап — компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных долгов [5].
Важным элементом контроля дебиторской задолженности является анализ ее качества — того, насколько велика вероятность погашения задолженности в ближайшее время и в полном объеме. Такую информацию могут дать следующие аналитические процедуры:
Анализ структуры дебиторской задолженности по ее экономическому содержанию. Значительный удельный вес выданных авансов и прочей дебиторской задолженности свидетельствует о низкой степени ликвидности и низком качестве дебиторской задолженности, поскольку, как это отмечалось выше, такая структура является следствием слабой рыночной позиции организации или неэффективного менеджмента, допускающего необоснованное отвлечение финансовых ресурсов.
Анализ срока погашения дебиторской задолженности. Чем больше время оборота, тем при прочих равных условиях ниже качество задолженности, поскольку, как показывает статистика, доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от сроков погашения задолженности дебитором. В общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней не более 4% относится к разряду безнадежной; 31—60 дней — 10%; 61—90 дней — 17; 91-120 дней — 26; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3—4%.
Анализ убытков от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также анализ списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов. Наличие значительных сумм потерь такого рода свидетельствует о низком качестве дебиторской задолженности, а также о недостаточной конкурентоспособности продукции, которую организация вынуждена отгружать платежеспособным покупателям. Очевидно, что при наличии существенных убытков в предыдущих периодах велика вероятность потерь и в будущих периодах. Для оценки этих потерь используются следующие показатели:
• удельный вес убытков от списания дебиторской задолженности в выручке;
• удельный вес списанной в убыток дебиторской задолженности в дебиторской задолженности.
Анализ удельного веса просроченной задолженности. Чем выше ее удельный вес, тем ниже качество дебиторской задолженности. Доля «плохих» долгов не должна превышать 5% выручки.
Анализ резерва по сомнительным долгам, наличие которого свидетельствует о высокой вероятности невзыскания задолженности покупателей и заказчиков в полном объеме. Для оценки целесообразно рассчитать отношение резерва по сомнительным долгам к дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и к выручке[6].
Контроль состояния дебиторской задолженности включает:
• контроль оборачиваемости задолженности;
• контроль над структурой по срокам возникновения;
• контроль над задолженностью на основе ведомости непогашенных остатков;
• контроль над структурой выручки по срокам ее оплаты.
Для осуществления контроля оборачиваемости дебиторской задолженности используется коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и время ее оборота.
Кроме того, на практике используют аналитический показатель «отношение дебиторской задолженности к выручке», который называется коэффициентом закрепления дебиторской задолженности. Показатели оборачиваемости не являются абсолютно объективными, поскольку при увеличении выручки они улучшаются, при ее снижении ухудшаются не зависимо от состояния расчетов.
Для осуществления контроля
структуры задолженность
В дальнейшем рассчитывается удельный вес задолженности каждой группы, при этом чем больше удельный вес более ранней задолженности, тем лучше ее структура.
Эти показатели не являются абсолютно объективными, так как при увеличении выручки структура задолженности улучшается даже при неизменной платежной дисциплине покупателей, поскольку увеличение выручки приводит к возрастанию удельного веса задолженности с более ранним сроком погашения. Таким образом, ни показатели оборачиваемости задолженности, ни показатели ее структуры не могут дать объективной информации о платежной дисциплине покупателей.
Более объективную оценку платежной дисциплины покупателей дает расчет показателей ведомости непогашенных остатков, поскольку его результаты не зависят от циклической или сезонной динамики выручки. Расчет заключается в следующем: на определенную дату, например на конец квартала, рассчитываются удельные веса непогашенной задолженности в выручке i-го месяца.
Результаты этих расчетов объективно свидетельствуют об ухудшении платежной дисциплины клиентов, если доля непогашенной задолженности увеличивается, и об улучшении, если доля уменьшается.
Объективные результаты дает расчет показателей структуры выручки по срокам ее оплаты. При этом рассчитываются удельные веса авансовых платежей, платежей в первом, втором, третьем, j-м месяце в выручке, т.е. определяется структура выручки по срокам ее оплаты. Результат этих расчетов дает информацию о том какая часть выручки была оплачена авансом, в первом, втором и т.д. месяце после отгрузки, что позволяет прогнозировать потоки денежных средств в будущих периодах.
Расчет явных и неявных потерь, связанных с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность показывает, сколько денежных средств недополучит организация в связи с тем, что погашение задолженности будет обеспечено относительно обесценившимися денежными средствами.
Расчеты по потерям, связанным с необходимостью финансировать дебиторскую задолженность, привлекая краткосрочные кредиты и займы показывают, каковы процентные платежи организации, связанные с заимствованиями для финансирования задолженности. Потери, связанные с недополучением прибыли в связи с отвлечением денежных средств в дебиторскую задолженность и невозможностью заработать прибыль.
При окончательном определении потерь из рассчитанных выше показателей выбирается максимальный и по нему оцениваются потери [9].
Кредитная политика организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:
• жесткая — предоставление минимальной отсрочки платежей или непредставление отсрочек вообще;
• либеральная — предоставление значительной отсрочки платежей.
Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества — минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции.
Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество — стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика, есть фактор конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием.
На предварительном этапе разработки кредитной политики оценивается рыночная конъюнктура и определяется, насколько выгодно организации придерживаться либеральной политики. На следующих этапах проводят:
• определение лимита дебиторской задолженности в целом по предприятию;
• оценку надежности и выгодности покупателей;
• определение лимита дебиторской задолженности и срока платежей по отдельным покупателям;
• оценку эффективности кредитной политики.
Лимит дебиторской задолженности по всей организации рассчитывается как сумма доступных для организации источников финансирования оборотных активов за вычетом прогнозируемой величины запасов, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и НДС по приобретенным ценностям.
Общий лимит может увеличиваться более быстрыми темпами, чем выручка, если организация переходит к более либеральной кредитной политике.
Оценка надежности и выгодности покупателей включает тщательные проверки контрагентов на стадии заключения договоров, а также мониторинг их финансового состояния в течение срока договора. Анализ покупателей, которым предоставляется отсрочка, включает оценку двух характеристик контрагентов: их надежности и выгодности для организации.
Для оценки эффективности кредитной политики рассчитываются потери организации от увеличения задолженности и выигрыш от увеличения объема реализации. Приравнивая выигрыш к потерям, определяют минимально необходимый прирост объема продаж при предоставлении отсрочки платежа на определенное число дней.
Если увеличение объема продаж превышает расчетное, то либеральную политику можно признать эффективной, поскольку она позволяет организации увеличивать свою прибыль[7].
Для оценки эффективности
либерализации кредитной
Важнейшим элементом политики управления дебиторской задолженностью является взыскание задолженности. Способы взыскания долгов зависят от того, каким образом организация организует эту работу — самостоятельно или с привлечением специализированных организаций[8].
Таким образом, состояние дебиторской задолженности оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия. Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
Предметом деятельности ООО «Гостиничный комплекс Глазов» являются гостиничные услуги и услуги общественного питания. Предприятие находится по адресу Удмуртия г. Глазов ул. Кирова 24. Руководителем ООО «Гостиничный комплекс Глазов» является Хижная Светлана Григорьевна.
Данная организация включает в себя следующий комплекс услуг:
Для выявления проблемы, которая требует разрешения на данном предприятии, остановимся на анализе финансового состояния предприятия. Знание текущей информации о финансовом состоянии предприятия может помочь выявить проблему и эффективно ее решить.
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что выручка организации в 2009 году возросла на 33% или 11млн. руб., и составила 45332 тыс. руб. Это произошло за счет резкого увеличения себестоимости предоставляемых услуг с 6,8 млн. руб. в 2008 году до 17 млн. руб. в 2009 году, то есть рост составил 151,2%.
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности предприятия
Показатель |
Алгоритм расчета |
2008 г. |
2009 г. |
Изменения | |
Абсолютное изменение |
Темп роста, % | ||||
1. Выручка, тыс. руб. |
- |
34066 |
45332 |
11266 |
133.1 |
2. Основные производственные фонды, тыс. руб. |
628 |
544 |
-84 |
86,6 | |
3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
6780 |
17034 |
10254 |
251,2 | |
4. Среднесписочная численность работников чел. |
1533 |
1077 |
-456 |
70,3 | |
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
- |
4300 |
4982 |
682 |
115,9 |
6. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
- |
3121 |
3526 |
405 |
113,0 |
7. Рентабельность производственной деятельности, % |
Прибыль до налогообложения/ себ-ть * 100% |
62 |
27 |
35 |
43,5 |
8. Рентабельность продаж, % |
Прибыль от продаж/выручка*100% |
12,6 |
11,0 |
-1,6 |
87,3 |
9. Фондоотдача, руб. |
Выручка / основные ср-ва |
54,3 |
83,3 |
29 |
153,4 |
10. Фондоёмкость, руб. |
Основные ср-ва /выручка |
0,02 |
0,01 |
-0,01 |
50 |