Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 11:23, курсовая работа
На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды.
Введение
3
Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью
5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
5
1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
8
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов»
16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
16
2.2 Анализ дебиторской задолженности и оценка эффективности ее использования на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
19
3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов»
25
Выводы и предложения
28
Список использованных источников
30
Приложения
31
Содержание
Введение |
3 |
|
5 |
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности |
5 |
1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности |
8 |
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» |
16 |
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Гостиничный комплекс Глазов» |
16 |
|
19 |
3. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Гостиничный комплекс Глазов» |
25 |
Выводы и предложения |
28 |
Список использованных источников |
30 |
Приложения |
31 |
Введение
На сегодняшний день Российская Федерация является страной с рыночной экономикой, что обуславливает наличие здоровой конкурентной среды. Следовательно, перед коммерческими организациями стоит вопрос о необходимости объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров.
Дебиторская задолженность
является неотъемлемым элементом сбытовой
деятельности любого предприятия. В
современных экономических
Актуальность рассмотрения данного вопроса так же усиливает то обстоятельство, что высокая доля дебиторской задолженности в структуре активов предприятия может стать причиной финансовых трудностей и, как следствие, причиной неисполнения обязательств - возникновения кредиторской задолженности, неполучения планируемого инвестиционного дохода, несоблюдения положений действующего законодательства в части обеспечения финансовой устойчивости и пр.
Таким образом, целью данной работы является проведение анализа управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Гостиничный комплекс «Глазов» и разработка рекомендаций по решению проблем управления дебиторской задолженностью на данном предприятии.
В ходе написания работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучено понятие, виды и методы управления дебиторской задолженностью;
- проведено исследование динамики, состава и структуры дебиторской задолженности;
- прослежено движение дебиторской задолженности и оценено ее качество;
- исследовано влияние
дебиторской задолженности на
основные характеристики
- проанализировано финансовое
состояние предприятия и
Объектом исследования является ООО «Гостиничный комплекс «Глазов».
Период исследования 2008-2009 гг.
В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: монографический, расчетно-конструкторский, экономико-статистический, а также горизонтальный и вертикальный анализ.
1. Экономическая сущность
управления дебиторской
1.2 Понятие и виды дебиторской задолженности
Под дебиторской задолженностью
понимается задолженность предприятию
различных юридических и
Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, которая может быть реализована, передана, обменена на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг.
Практически любая компания заинтересована в продаже товаров с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают ее соглашаться на отсрочку платежа, предоставляемую покупателям, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Другой причиной образования дебиторской задолженности становятся авансовые платежи (так называемая предоплата) самой компании, которые необходимы для выполнения условий договоров с поставщиками и подрядчиками, налоговые авансовые платежи и т. п.
В зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития.
Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия, является состояние его оборотных средств и одного из элементов – дебиторской задолженности.
Оборотные средства (оборотный
капитал) - это часть капитала предприятия,
вложенного в его текущие активы.
По материально-вещественному приз
Дебиторская задолженность относится ко второй группе оборотных средств «Фонды обращения».
Обязанность осуществлять
контроль за полнотой и своевременностью
расчетов, состоянием дебиторской задолженности
лежит в первую очередь на самом
предприятии. Для этих целей в
структуре управленческого
Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).
Имеющаяся низкая платежеспособность
предприятий вызывает рост достаточных
объемов дебиторской
Целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее размера и структуры, а также стимулирование объема продаж за счет использования эффективной кредитной политики.
Для достижения этих целей используют:
На размер дебиторской задолженности влияют такие факторы, как объем продаж организации, ее рыночная позиция, интенсивность конкуренции на рынке, а также политика взыскания и кредитовании клиентов.
Для оптимизации структуры дебиторской задолженности используется классификация по следующим критериям.
1. По экономическому содержанию: задолженность покупателей и заказчиков; авансы выданные; прочая. Управление этой структурой заключается в том, чтобы минимизировать удельный вес выданных авансов и прочей дебиторской задолженности.
2. По срокам погашения: краткосрочная — со сроком погашения до 3 месяцев, и долгосрочная — со сроком погашения свыше трех месяцев. Цель управления структурой по срокам возникновения заключается в том, чтобы уменьшить удельный вес задолженности с большим сроком, вероятность погашения которой с увеличением срока уменьшается.
3. По своевременности возврата: нормальная и просроченная. Цель управления — уменьшение доли просроченной задолженности
4. По возможности взыскания: надежная, сомнительная (не погашенная в срок и не обеспеченная), а также безнадежная (с истекшим сроком исковой давности; по которой есть решение государственного органа о невозможности взыскания; задолженность ликвидированных организаций). Цель управления — минимизация сомнительной и безнадежной задолженности.
5. По группам дебиторов: группа А — 80% суммарной дебиторской задолженности; группа В — 15%; группа С — 5% в суммарной дебиторской задолженности. Такая классификация проводится в целях выявления задолженности, которая подлежит постоянному контролю (группа А), и задолженности, контролировать которую можно с меньшей периодичностью.
6. По номенклатуре реализуемой продукции: цель — выявление видов продукции, на которую приходится основная сумма дебиторской задолженности [4].
Также дебиторскую задолженность можно классифицировать в зависимости от степени ликвидности:
1.2 Методы управления и способы оценки дебиторской задолженности
Главными задачами управления дебиторской задолженностью являются:
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности [1].
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
По мнению Колпаковой Г.М. процесс управления дебиторской задолженностью может быть представлен в виде алгоритма и включает следующие этапы:
I этап — финансовый анализ деятельности организации-поставщика;
II этап — выработка кредитной политики организации;
III этап — принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности;
IV этап — изменение кредитной политики организации;
V этап — контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов;
VI этап — контроль за финансовым состоянием дебиторов;
VII этап — при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга;
VIII этап — обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности;
IX этап — возбуждение дела о банкротстве;