Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)

Автор: Екатерина Назарова, 20 Октября 2010 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов. С одной стороны у компании, продающей товары на условиях отсрочки платежа, увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой - растут объемы сомнительных долгов.
Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Для компаний, предоставляющих продукцию в кредит, важным является вопрос выработки в отношении должников целостной кредитной политики, что говорит об актуальности данной работы.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин мен-у.doc

— 151.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

      Таблица 3. - Деление дебиторской задолженности по должникам и соответствующим срокам

Предприятия-дебиторы Виды  дебиторской задолженности
Срочная Просроченная итого
45-90 дней свыше 90 дней
АО  «Мой дом», руб. 125000 7000 - 132000
в % к  итогу 95 5 -  
АО  «Старт», руб. 98000 14000 - 112000
в % к  итогу 87 13 -  
АО  «1000 мелочей», руб. - - 21000 21000
в % к  итогу - - 100  
 

      Проанализируем  задолженность по отдельным дебиторам. Наибольший размер задолженности перед ОАО «Мастер» у АО «Мой дом». Однако большая часть задолженности данного предприятия является срочной, то есть, вероятно, будет возвращена в сроки договора. Задолженность от 45 до 90 дней небольшая. Скорее всего, причина платежа является уважительной, а должник оценивается как платежеспособный, так как ОАО «Мастер» вновь предоставил ему кредит.

      Аналогичная ситуация с долгом предприятия «Старт».

      Задолженность АО «1000 мелочей» полностью является просроченной. В отношении данного предприятия должны быть приняты соответствующие меры, так как полная сумма его задолженности превышает срок 90 дней.

2.3 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

      Анализ  оборачиваемости по дебиторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам. Для того, чтобы правильно оценивать все тенденции, касающиеся дебиторской задолженности, каждый финансовый менеджер должен уметь анализировать показатели, связанные с дебиторской задолженностью.

      Важнейшими  показателями анализа дебиторской  задолженности являются показатели ее оборачиваемости:

      1) коэффициент оборачиваемости, который  рассчитывается по формуле

      Коб.ДЗ.=В/ДЗср

      Где В- выручка от продаж за анализируемый период, а ДЗср. -средняя за период дебиторская задолженность.

      Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно предприятие  собирает долги покупателей за предоставляемую  продукцию и используется для  того, чтобы отследить динамику.

      2) длительность одного оборота,  определяемая следующим образом:

      ДОДЗ = ДЗср * 365/В

      Данный  коэффициент указывает, на какой  срок, в среднем, компания кредитует  покупателей.

      Чем выше первый показатель, тем, соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью.

      Рассчитаем данные показатели для ОАО «Мастер» за два периода: отчетный и предыдущий.

      В соответствии с условиями договора, средний срок оплаты товаров, предоставляемых ОАО «Мастер» составляет 20 календарных дней. Годовой объем продаж на условиях отсрочки платежа составил в предыдущем периоде 3850000 руб., а в отчетном - 4000000 руб., средняя дебиторская задолженность за прошлый период составила 200000 руб., а за отчетный - 350000 руб.

      Найдем  коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за оба периода:

      3850000/200000=19,2 - за прошлый период;

      4000000/350000=11,4 - за отчетный период

      Найдем  оборачиваемость дебиторской задолженности  в днях:

      За  прошлый период она составила 200000*365/3850000=19 дней, а за отчетный - 350000*365/4000000=32 дня.

      Расчеты сведем в таблицу.

      Таблица 4. - Основные показатели дебиторской задолженности

Показатель прошлый период отчетный  период изменение
Оборачиваемость ДЗ, раз 19,2 11,4 -7,8
Длительность  оборота, дни 19 32 13
 

      Таким образом, в отчетном периоде значительно  снизился показатель оборачиваемости  дебиторской задолженности (на 7,8) и повысился срок оборачиваемости дебиторской задолженности (на 13 дней).

      Проанализируем  соответствие оборачиваемости в  днях  срокам кредитования. В соответствии с договором, срок оплаты товаров  составляет 20 дней.

      Фактический срок кредитования покупателей в прошлом периоде меньше договорного на 1 день, то есть система кредитования являлась эффективной. В прошлом периоде из оборота не отвлекались средства в размере больше предусмотренного.

      В отчетном периоде длительность одного оборота дебиторской задолженности превышает договорный на 12 дней (32-20). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что в ОАО «Мастер» неэффективен кредитный контроль.

      Если  бы покупатели платили через 20 дней, то в среднем размер дебиторской  задолженности составил бы

      4000000/365*20=219180 руб.

      В данном случае  превышение срока  кредитования покупателей на 12 дней приводит к отвлечению из оборота  дополнительно 

      4000000/365*12=131508 руб.

      Таким образом, значительное изменение данных показателей может свидетельствовать о снижении эффективности управления дебиторской задолженностью, либо об осуществлении в отчетном периоде более мягкой политики кредитования покупателей.

Глава 2. Рекомендации для  ОАО «Мастер» по управлению дебиторской задолженностью

      Состояние дебиторской задолженности ОАО «Мастер» свидетельствует о необходимости уделить большее внимание кредитной политике.

      Анализ  дебиторской задолженности ОАО  «Мастер» по срокам возникновения позволил выявить, какую долю составляют срочная  и просроченная задолженность. Выяснилось, что просроченная задолженность составляет значительную часть общей суммы задолженности.

      Деление дебиторов по должникам и соответствующим  срокам позволяет предприятию получить наиболее полное представление о  долгах дебиторов. Анализ дебиторской  задолженности по данному направлению позволил увидеть, что задолженность АО «1000 мелочей» полностью является просроченной. В связи с этим предприятию следует принять меры для получения задолженности. Действия ОАО «Мастер» с учетом взаимоотношений с покупателями могут быть следующими:

    • выяснение, насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;
    • извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен, и его надо произвести, с указанием предельной даты;
    • ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
    • предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;
    • прекращение поставки продукции неплательщику;
    • обращение в компанию, которая занимается взысканием долга, о взыскании долга или о начале процедур банкротства.

       После сравнения важнейших показателей  дебиторской задолженности предприятия (оборачиваемости и длительности одного оборота) за отчетный и прошедший периоды, был сделан вывод о том, что в отчетном периоде либо осуществлялась мягкая (агрессивная) кредитная политика, либо снизилась эффективность управления дебиторской задолженностью. Во втором случае ОАО «Мастер» необходимо:

    1. повысить эффективность кредитного контроля;
    2. обеспечить наличие необходимых данных;
    3. отслеживать изменения рыночных условий;
    4. устанавливать такие сроки оплаты, которые впоследствии можно будет отследить.

       Для решения первой задачи нужно сделать  сроки платежей действующими, а не номинальными. На практике это означает отслеживание срока платежа по каждому выставленному счету.

       Несвоевременное поступление данных из бухгалтерии  может воспрепятствовать эффективной  работе кредитных  контролеров, поэтому  решение второй задачи также является важным для предприятия.

       Важно также отслеживать изменение  рыночных условий. Возможно, рынок уже  не требует таких больших сроков кредитования покупателей. Значит, их нужно сокращать, иначе компания будет продолжать неэффективно использовать средства, слишком много вкладывая в дебиторскую задолженность.

       Решение четвертой задачи предполагает необходимость  четкой установки в договорах  с должником сроков оплаты долга. Если, например, в договоре предусмотрен некоторый срок его рассмотрения, то, вероятнее всего, клиент воспользуется этим сроком и невозможно будет точно определить срочной или просроченной является задолженность.

       Чтобы контроль за состоянием и своевременностью погашения дебиторской задолженности  не являлся исключительной обязанностью специалистов финансового отдела, рекомендуется включить в систему мотивации, применяемую к сотрудникам отдела продаж, некоторые показатели, позволяющие стимулировать их за соблюдение кредитной политики. Это может быть мотивация за соблюдение порядка документооборота, это может быть и бонус за уменьшение сроков оборачиваемости дебиторской задолженности или за уменьшение объема просроченной задолженности.

       Проводимая  предприятием кредитная политика позволяет  видеть реальную картину долгов контрагентов, а не абстрактные цифры, отраженные на счетах дебиторов. Это способствует возможности анализировать тенденции в данном направлении. Однако по результатам анализа оборачиваемости дебиторской задолженности можно сделать вывод о том, что ОАО «Мастер» нуждается в более эффективной кредитной политике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Дебиторская задолженность - неотъемлемый элемент  сбытовой деятельности предприятия. По ряду объективных причин (конкуренция, недостаток средств у покупателей) продавцам нередко приходится предоставлять  клиентам отсрочку платежа. Слишком высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. Это связано с тем, что она повышает риск неплатежей и связанных с ними финансовых потерь.

       С другой стороны, полностью отказываться от предоставления отсрочки платежа вряд ли целесообразно. Разумное использование данного инструмента сбыта способно существенно увеличить валовый объем и рентабельность продаж. Поэтому разработка кредитной политики, учитывающей конкурентные преимущества, стратегические установки, ситуацию на рынке, является важной задачей предприятия.

     Основными целями кредитной политики являются:

    1. Повышение конкурентоспособности компании за счет предоставления наиболее интересных условий кредитования;
    2. Увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолженности.

     Кредитная политика как инструмент управления кредиторской задолженностью предприятия  включает следующие элементы:

    1. методика анализа финансового состояния предполагаемых дебиторов;
    2. порядок расчета срока и величины кредита, предоставляемого той или иной категории покупателей;

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)