Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)

Автор: Екатерина Назарова, 20 Октября 2010 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов. С одной стороны у компании, продающей товары на условиях отсрочки платежа, увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой - растут объемы сомнительных долгов.
Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Для компаний, предоставляющих продукцию в кредит, важным является вопрос выработки в отношении должников целостной кредитной политики, что говорит об актуальности данной работы.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин мен-у.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Финансовый менеджмент»

      Тема: Управление дебиторской задолженностью предприятия

      (на  примере ОАО «Мастер»)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

     Несмотря  на то, что банковский кредит все  чаще используется на покрытие дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит. Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

     Рыночная  ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям  различные формы товарных и коммерческих кредитов. С одной стороны у компании, продающей товары на условиях отсрочки платежа, увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой - растут объемы сомнительных долгов.

     Следовательно, необходимо реально оценить все  преимущества и потери, учесть позиции  конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Для компаний, предоставляющих продукцию в кредит, важным является вопрос выработки в отношении должников целостной кредитной политики, что говорит об актуальности данной работы.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса управления дебиторской задолженностью и выработка практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в ОАО «Мастер».

     В соответствии с поставленной целью  необходимо решение следующих задач:

    1. Рассмотреть вопрос сущности дебиторской задолженности;
    2. Определить основные виды дебиторской задолженности;
    3. Изучить цели, задачи, составные элементы кредитной политики предприятия;
    4. Проанализировать дебиторскую задолженность ОАО «Мастер» по возможным направлениям.

     Объектом  исследования в данной работе выступает непосредственно дебиторская задолженность и управление дебиторской задолженностью предприятия.

     Предметом исследования являются методы анализа дебиторской задолженности.

Глава 1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия

1.1 Сущность дебиторской задолженности

     Дебиторская задолженность  в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:

    • коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
    • несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;
    • недостачи, растраты, хищения;
    • поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;
    • другие случаи.

     Дебиторская задолженность  — это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж.

     В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 307) этот вид задолженности входит в более общее понятие «обязательство», которое определяется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». Это является частью обязательственного права.

     В литературе встречаются разнообразные  определения дебиторской задолженности.

     Дебиторская задолженность — это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

     Дебиторская задолженность — это сумма  долга, причитающаяся предприятию  от других юридических лиц или  граждан.

     Дебиторская задолженность — это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия.

     Наиболее  полным может быть следующее определение.

     Дебиторская задолженность  — это:

    • один из видов оборотных активов предприятия;
    • неполученная часть его выручки от продаж;
    • отдельный вид обязательств, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 ГК РФ).

     В соответствии с бухгалтерской отчетностью  в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:

    • задолженность покупателей и заказчиков;
    • векселя к получению;
    • задолженность дочерних и зависимых обществ;
    • задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
    • авансы выданные;
    • прочие дебиторы.

     Дебиторская задолженность является фактором, который  определяет следующее:

    • размер и структуру оборотных активов предприятия;
    • размер и структуру выручки от продаж;
    • длительность финансового цикла предприятия;
    • оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;
    • ликвидность и платежеспособность предприятия;
    • источники денежных средств предприятия.

     В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам.

     Таблица 1. - Виды дебиторской задолженности предприятия

Задолженность Сроки наступления Особенности
1. Срочная В пределах срока, установленного договором Возникает в результате применения форм безналичных расчетов или как результат отсрочки платежа.
2. Просроченная - сомнительная Более срока, установленного договором Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности
3. Безнадежная  – истек срок исковой давности Более трех лет  с момента окончания срока  исполнения Возникает из просроченной дебиторской задолженности; списывается  на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы;  отражается на забалансовом счете
4. Находящаяся  на забалансовом счете В течение 5 лет  с момента списания Цель - контроль за возможностью ее получения
 
 

     В настоящее время ст.266 Налогового кодекса РФ позволяет каждой компании создавать резервы по сомнительным долгам. Сомнительная задолженность по долгам - это дебиторская задолженность, не оплаченная в срок и не обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией.

     Она возникает со следующего дня после  момента окончания срока исполнения договора. Этот момент может быть установлен в договоре. При отсутствии в договоре момента окончания срока его исполнения обязательство должно быть исполнено или в течение 7 дней с момента предъявления кредитором должнику требования об оплате расчетных документов, или в «разумный срок» (ст. 314 ГК РФ), который определяется решением суда, исходя из конкретной ситуации. Задолженность, обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией, не может быть отнесена к сомнительной, поскольку имеются практически полные гарантии ее получения за счет залога, поручителя или гаранта.

     Цель  резервов по сомнительным долгам —  равномерное списание на внереализационные  расходы не полученной в течение  срока исковой давности дебиторской задолженности.

     Резерв  по сомнительным долгам создастся на основании инвентаризации дебиторской задолженности, целью которой является определение сроков ее возникновения и выявление сомнительной задолженности. Инвентаризация проводится в конце отчетного (налогового) периода, а резерв по сомнительным долгам создается с начала следующего периода.

     В резерв по сомнительным долгам включается следующая дебиторская задолженность со сроками возникновения (ст. 266 НК РФ):

    • свыше 90 дней — в полной сумме;
    • от 45 до 90 дней — в сумме 50% выявленной задолженности.

      Дебиторская задолженность со сроками до 45 дней в сумму резерва не включается. Предельный размер суммы резерва по сомнительным долгам — 10% выручки от продаж отчетного периода.

     В большинстве случаев задолженность  покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более  всей дебиторской задолженности. Реализация продукции в кредит осуществляется в двух формах:

    1. в форме товарного (коммерческого) кредита, как правило, 
      юридическим лицам;
    2. в форме потребительского кредита розничным покупателям.

     Дебиторская задолженность ближе к стадии прихода денег от покупателей, чем товарные остатки. Товар должен найти покупателя, а наличие счетов дебиторов означает, что он найден и, более того согласен с ценами и условиями поставки. Следовательно, дебиторская задолженность более ликвидный актив предприятия, чем товарные запасы.[7, с.42]

     Для того чтобы она была наиболее ликвидна, она должна иметь оптимальный  объем, строго соблюдаемые сроки  оборачиваемости и иметь минимальные  риски невозврата средств. Отсюда и  необходимость серьезного внимания к дебиторской задолженности, ее анализу и управлению ею.

1.2 Кредитная политика  как инструмент  управления дебиторской  задолженностью

     Каждый  финансист, анализируя финансово-экономическое  состояние своей компании, уделяет  большое внимание состоянию дебиторской  задолженности. Если в структуре оборотных активов дебиторская задолженность имеет большой удельный вес, то это может привести к уменьшению финансовой устойчивости компании и увеличить возможные финансовые риски (например, риск невозврата дебиторской задолженности).

     Однако  рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов, то есть продажи с отсрочкой платежа. С одной стороны, у компании при этом увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой, растут и объемы долгов.

     Следовательно, необходимо реально оценить все  преимущества и возможные потери, учесть позиции конкурентов и  выработать наиболее гибкую политику в отношении дебиторской задолженности.

     Одной из задач современного финансового  работника становится выработка таких правил и стандартов  работы с задолженностью покупателей, которые одновременно позволили бы активизировать процесс продаж и в то же время обеспечить экономическую стабильность компании. Все эти принципы, стандарты и механизмы разрабатываются в рамках кредитной политики предприятия.

     Для успешной деятельности предприятия  в условиях нестабильности экономики особенно важно иметь хорошо продуманную кредитную политику, которая определяется не только сиюминутной выгодой. Кредитная политика может быть консервативной, умеренной и агрессивной.[3, с.23]

     Кредитная политика консервативного типа направлена на минимизацию возможных рисков, возникающих при продажах на условиях отсрочки платежа, и устанавливает жесткие правила и процедуры при продажах в кредит, а также минимальные сроки отсрочки платежа. Компания, имеющая кредитную политику такого типа, является ликвидной, но в этом случае могут появиться проблемы иного рода: сужение круга потенциальных покупателей и, как следствие, уменьшение (или отсутствие заметного роста объема продаж).

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)