Автор: Екатерина Назарова, 20 Октября 2010 в 08:41, курсовая работа
Рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов. С одной стороны у компании, продающей товары на условиях отсрочки платежа, увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой - растут объемы сомнительных долгов.
Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Для компаний, предоставляющих продукцию в кредит, важным является вопрос выработки в отношении должников целостной кредитной политики, что говорит об актуальности данной работы.
нет
Кредитная политика умеренного типа характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. При этом увеличиваются возможные финансовые риски. Проводится тщательный анализ клиентов, с тем, чтобы не потерять потенциальных покупателей слишком жесткими условиями. Кредитная политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.
Агрессивная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов (большие сроки, отсутствие пеней за просрочку и т.д.), при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхностным или отсутствовать вообще. Такая политика полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.
Выбор предприятием типа кредитной политики зависит от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Из внешних факторов, прежде всего, следует учитывать конъюнктуру рынка и сложившуюся на нем ситуацию, состояние экономики и существующую в этой связи степень риска и др.
К внутренним факторам следует отнести: стратегические и тактические цели предприятия; возможности производства отдельных видов продукции с учетом сезонности спроса и производства; финансовое положение предприятия и его финансовые возможности, предполагаемую степень возможно риска и ожидаемые потери от реализуемой политики; платежеспособность отдельных групп покупателей, партнерские отношения с ними, уровень рисков.
Основными целями кредитной политики являются:
Таким образом, основные задачи кредитной политики это:
Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.
Кредитная политика предприятия реализуется на практике через соответствующий механизм, в состав которого входят следующие элементы:
Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж.[3, с.22]
В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:
Оценка
реального состояния
Оценка кредитоспособности потенциального заемщика является одним из важнейших элементов кредитной политики. Только после комплексного и всестороннего анализа можно принять решение о целесообразности кредитования покупателя. Существует достаточно много методик оценки кредитоспособности клиентов, предполагающих оценку их способности вовремя и в полной сумме погасить полученный кредит. В основе могут быть следующие группы показателей:
В соответствии с такой оценкой покупатели и заказчики делятся на три группы, в зависимости от размера предоставляемого им коммерческого кредита:
Источниками информации в целях оценки кредитоспособности покупателей и заказчиков предприятия могут быть: бухгалтерская (финансовая) отчетность основных покупателей и заказчиков, получение которой можно предусмотреть в договоре поставки или договоре купли-продажи; оперативная информация, связанная с оплатой поставленной продукции и погашением коммерческого кредита; информация банков, которую они могут предоставить на определенных условиях в отношении клиентов, которым открыты счета в данном банке и предоставлены определенные кредиты, с учетом, естественно, коммерческой тайны, которую обязаны соблюдать банки; другие источники.
Точность и правильность расчета срока и величины максимально допустимой дебиторской задолженности прямо влияют на экономическую безопасность компании. Для определения оптимального срока предоставления отсрочки платежа нужно, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности не превышала среднего срока оборачиваемости по кредиторской задолженности, иначе перед компанией возникнет проблема нехватки оборотных средств.
Также можно рассчитать предельный размер дебиторской задолженности по следующей формуле: [3, с.26]
Вдз=Орк*К1*(Дк+Дпк)
где Вдз- предельный размер дебиторской задолженности, руб.;
Орк - планируемый объем реализации, руб.;
К1 – коэффициент маржинального дохода, раз;
Дк- среднее количество дней отсрочки, дни;
Дпк – среднее количество дней просрочки, дни.
После расчета параметров, оптимальных для компании в целом, можно уже производить расчеты величины и длительности предоставления кредитных ресурсов в разрезе каждой группы.
Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее:
В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:
Проанализируем дебиторскую задолженность на примере фирмы по продаже ручных инструментов ОАО «Мастер».
Анализ
дебиторской задолженности
Анализ
дебиторской задолженности по срокам
возникновения позволяет
Для
ОАО «Мастер» дебиторами являются АО
«Мой дом», АО «Старт», АО «1000 мелочей».
По итогам инвентаризации, проведенной
в конце отчетного (налогового) периода,
были определены следующие сроки возникновения
и размеры дебиторской задолженности
(Таблица 2).
Таблица 2. - Деление дебиторской задолженности ЗАО «Бизнес» по срокам возникновения
Сроки возникновения задолженности | Сумма | % к итогу |
до 45 дней | 223000 | 64 |
45-90 дней | 96000 | 27 |
свыше 90 дней | 31000 | 9 |
итого | 350000 | 100 |
Таким образом, наибольшую часть дебиторской задолженности (64%) занимает задолженность сроком до 45 дней, большая часть которой является срочной. Остальная часть (36%) является просроченной, из которой 27% составляет задолженность сроком от 45 до 90 дней и 9% - свыше 90 дней. Большая доля просроченной дебиторской задолженности снижает ликвидность и платежеспособность предприятия, оборачиваемость оборотных активов и активов в целом.
На основании инвентаризации в резерв по сомнительным долгам включается задолженность свыше 90 дней в полной сумме, то есть в сумме 31000 руб.; и со сроком 45-90 дней в размере 50% выявленной задолженности, что составляет 48000 руб.
Данный вид анализа необходим для того, чтобы:
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)