Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)

Автор: Екатерина Назарова, 20 Октября 2010 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Рыночная ситуация заставляет многие компании все активнее предлагать своим покупателям различные формы товарных и коммерческих кредитов. С одной стороны у компании, продающей товары на условиях отсрочки платежа, увеличиваются объемы реализации продукции, а с другой - растут объемы сомнительных долгов.
Следовательно, необходимо реально оценить все преимущества и потери, учесть позиции конкурентов и выработать наиболее гибкую политику в этом вопросе. Для компаний, предоставляющих продукцию в кредит, важным является вопрос выработки в отношении должников целостной кредитной политики, что говорит об актуальности данной работы.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин мен-у.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Кредитная политика умеренного типа характеризуется взвешенным подходом к продажам в кредит. При этом увеличиваются возможные финансовые риски. Проводится тщательный анализ клиентов, с тем, чтобы не потерять потенциальных покупателей слишком жесткими условиями. Кредитная политика такого типа является наиболее целесообразной и экономически эффективной.

     Агрессивная политика предлагает мягкие условия предоставления клиентам товарных кредитов (большие сроки, отсутствие пеней за просрочку и т.д.), при этом анализ финансового состояния клиентов может быть поверхностным или отсутствовать вообще. Такая политика полезна для расширения круга покупателей, увеличения товарооборота, но она влечет за собой большие экономические риски, снижает ликвидность компании.

     Выбор предприятием типа кредитной политики зависит от многих факторов, как  внешних, так и внутренних. Из внешних факторов, прежде всего, следует учитывать конъюнктуру рынка и сложившуюся на нем ситуацию, состояние экономики и существующую в этой связи степень риска и др.

     К внутренним факторам следует отнести: стратегические и тактические цели предприятия; возможности производства отдельных видов продукции с учетом сезонности спроса и производства; финансовое положение предприятия и его финансовые возможности, предполагаемую степень возможно риска и ожидаемые потери от реализуемой политики; платежеспособность отдельных групп покупателей, партнерские отношения с ними, уровень рисков.

     Основными целями кредитной политики являются:

    1. Повышение конкурентоспособности компании за счет предоставления наиболее интересных условий кредитования
    2. Увеличение объемов продаж при минимизации дебиторской задолженности

     Таким образом, основные задачи кредитной  политики это:

  • недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности;
  • разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;
  • прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
  • постоянный анализ дебиторской задолженности.

    Именно  полнотой решения этих задач будет  определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

     Кредитная политика предприятия реализуется на практике через соответствующий механизм, в состав которого входят следующие элементы:

    1. методика анализа финансового состояния предполагаемых дебиторов;
    2. порядок расчета срока и величины кредита, предоставляемого той или иной категории покупателей;
    3. определение условий отсрочки платежа.
    4. методика анализа дебиторской задолженности;
    5. порядок работы с покупателями в случае, если имеет место отсрочка платежа;

     Управление  дебиторской задолженностью на предприятии  является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж.[3, с.22]

     В основе управления дебиторской задолженностью – два подхода:

    1. сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
    2. сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

     Оценка  реального состояния дебиторской  задолженности, т.е. оценка вероятности  безнадежных долгов – один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.[8, с.352]

1.3 Составные элементы механизма управления дебиторской задолженностью

     Оценка  кредитоспособности потенциального заемщика является одним из важнейших элементов кредитной политики. Только после комплексного и всестороннего анализа можно принять решение о целесообразности кредитования покупателя. Существует достаточно много методик оценки кредитоспособности клиентов, предполагающих оценку их способности вовремя и в полной сумме погасить полученный кредит. В основе могут быть следующие группы показателей:

    • оценка платежеспособности и финансового состояния покупателя по таким направлениям, как ликвидность, оборачиваемость, рентабельность средств, и др.;
    • полнота обеспеченности источниками денежных средств внеоборотных и оборотных активов и обоснованность структуры этих источников, финансовая структура;
    • стабильность и объем продаж, состояние рынков, на которых работают покупатели;
    • репутация покупателей;
    • другие показатели.

     В соответствии с такой оценкой  покупатели и заказчики делятся на три группы, в зависимости от размера предоставляемого им коммерческого кредита:

    1. надежные заемщики, кредит может быть предоставлен в максимальном размере.
    2. заемщики средней надежности, можно предоставить кредит, но в ограниченном размере.
      1. ненадежные заемщики, которым кредит не предоставляется.

     Источниками информации в целях оценки кредитоспособности покупателей и заказчиков предприятия  могут быть: бухгалтерская (финансовая) отчетность основных покупателей и заказчиков, получение которой можно предусмотреть в договоре поставки или договоре купли-продажи; оперативная информация, связанная с оплатой поставленной продукции и погашением коммерческого кредита; информация банков, которую они могут предоставить на определенных условиях в отношении клиентов, которым открыты счета в данном банке и предоставлены определенные кредиты, с учетом, естественно, коммерческой тайны, которую обязаны соблюдать банки; другие источники.

     Точность  и правильность расчета срока и величины максимально допустимой дебиторской задолженности прямо влияют на экономическую безопасность компании. Для определения оптимального срока предоставления отсрочки платежа нужно, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности не превышала среднего срока оборачиваемости по кредиторской задолженности, иначе перед компанией возникнет проблема нехватки оборотных средств.

     Также можно рассчитать предельный размер дебиторской задолженности по следующей  формуле: [3, с.26]

     Вдзрк1*(Дкпк)

     где Вдз- предельный размер дебиторской задолженности, руб.;

     Орк - планируемый объем реализации, руб.;

     К1 – коэффициент маржинального дохода, раз;

     Дк- среднее количество дней отсрочки, дни;

     Дпк – среднее количество дней просрочки, дни.

     После расчета параметров, оптимальных  для компании в целом, можно уже  производить расчеты величины и  длительности предоставления кредитных ресурсов в разрезе каждой группы.

     Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политики и включают в себя следующее:

    1. сроки отсрочки платежа покупателям;
    2. размеры скидок при оплате продукции покупателями в первые дни после ее отгрузки;
    3. механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями.

     В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:

    • выяснение, насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;
    • извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести, с указанием предельной даты;
    • ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
    • предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;
    • прекращение поставки продукции неплательщику;
    • обращение в компанию, которая занимается взысканием долга, о взыскании долга или о начале процедур банкротства.

Глава 2. Анализ дебиторской  задолженности ОАО  «Мастер»

2.1 Анализ дебиторской  задолженности по  срокам возникновения

      Проанализируем  дебиторскую задолженность на примере фирмы по продаже ручных инструментов ОАО «Мастер».

     Анализ  дебиторской задолженности проводится по следующим направлениям:

    1. по срокам возникновения: 0—45 дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ);
    2. по перечню дебиторов исходя из ее размера, приходящегося на каждого дебитора;
    3. по оборачиваемости дебиторской задолженности, как в целом, так и по отдельным дебиторам;

    Анализ  дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет осуществить  следующее:

      • более точно прогнозировать поступление денег в виде оплаты задолженности;
      • создать резервы по сомнительным долгам.[4, с.367]

      Для ОАО «Мастер» дебиторами являются АО «Мой дом», АО «Старт», АО «1000 мелочей». По итогам инвентаризации, проведенной в конце отчетного (налогового) периода, были определены следующие сроки возникновения и размеры дебиторской задолженности (Таблица 2). 
 
 
 
 

      Таблица 2. - Деление дебиторской задолженности ЗАО «Бизнес» по срокам возникновения

Сроки возникновения задолженности Сумма % к итогу
до 45 дней 223000 64
45-90 дней 96000 27
свыше 90 дней 31000 9
итого 350000 100
 

      Таким образом, наибольшую часть дебиторской  задолженности (64%) занимает задолженность  сроком до 45 дней, большая часть которой  является срочной. Остальная часть (36%) является просроченной, из которой 27% составляет задолженность сроком от 45 до 90 дней и 9% - свыше 90 дней. Большая доля просроченной дебиторской задолженности снижает ликвидность и платежеспособность предприятия, оборачиваемость оборотных активов и активов в целом.

      На  основании инвентаризации в резерв по сомнительным долгам включается задолженность свыше 90 дней в полной сумме, то есть в сумме 31000 руб.; и со сроком 45-90 дней в размере 50% выявленной задолженности, что составляет 48000 руб.

2.2 Анализ дебиторской задолженности по перечню дебиторов

      Данный  вид анализа необходим для того, чтобы:

  • получить наиболее полное представление о дебиторской задолженности;
  • выявить направления взыскания задолженности и наметить соответствующие меры, тактику.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Мастер»)