Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 07:57, курсовая работа
Дебиторская задолженность относится к основным видам долговых обязательств. В финансовом учете отражаются и обобщаются не все обязательства, а лишь долговые, составляющие часть имущества и оборотного капитала предприятия. Для целей исследования рассмотрим более подробно термин обязательства в аспекте его роли в системе управления и развития предприятия.
Политика управления дебиторской задолженностью заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации в результате расширения объема реализации продукции.
Она направлена на относительное снижение темпов ее роста и соответствующее увеличение оборотного капитала. При этом основной задачей управления дебиторской задолженностью является оптимизация размера дебиторской задолженности за расчеты с покупателями [слепов].
Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. и ряд других авторов анализ дебиторской задолженности включают как обязательный раздел в анализ активов предприятия.
Наименование показателя | Способ расчета | Назначение показателя |
Оборачиваемость дебиторской задолженности | где - оборачиваемость дебиторской задолженности; - выручка от реализации; - средняя дебиторская задолженность. |
Характеризует кратность превышения выручки от реализации над средней дебиторской задолженностью |
Период дебиторской задолженности | - длительность анализируемого периода; - оборачиваемость дебиторской задолженности. |
характеризует сложившийся за период срок расчетов покупателей |
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов | - дебиторская задолженность ; - оборотные активы;. |
характеризует структуру оборотных активов |
Доля сомнительной дебиторской задолженности | - сомнительная дебиторская задолженность; - дебиторская задолженность. |
Характеризует «качество» дебиторской задолженности. Её увеличение свидетельствует о снижении ликвидности |
К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.
Согласно Бланку И.А., управление дебиторской задолженностью осуществляется по следующим основным этапам:
1.
Анализ текущей дебиторской
На
первом этапе анализа оценивается
уровень дебиторской
где - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
- общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно оп товарному и потребительскому кредиту);
- общая сумма оборотных активов предприятия.
На втором этапе анализа
где - средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
- средний остаток дебиторской задолженности предприятия ( в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
- сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
где - количество оборотов дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;
- общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
- средний остаток дебиторской задолженности предприятия ( в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
На
третьем этапе анализа
На четвертом этапе анализа
подробно рассматривается,
Коэффициент просроченной дебиторской задолженности и средний « возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности
Коэффициент просроченной дебиторской задолженности рассчитывается по следующей формуле:
где - коэффициент просроченной дебиторской задолженности;
- сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;
- общая сумма дебиторской задолженности предприятия.
Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:
где - средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
- средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;
- сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.
На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
где - сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
- дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
- текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
- сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показателей - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
где - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
- сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
2.
Выбор типа кредитной политики
предприятия по отношению к
покупателям продукции
Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где - необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью