Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д.

Работа содержит 3 файла

1 глава.doc

— 235.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.doc

— 428.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.doc

— 309.00 Кб (Скачать)
 

    Далее объединим все выше перечисленные эффекты от введения комплексной системы управления дебиторской задолженностью.

    В результате формирования информационной базы, т.е. группировки клиентов по уровню их кредитоспособности, и естественно эффективного пользования ею, произойдет полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию. Так как для ее разработки используется информация по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе, то можно сказать, что действительно при правильно организованном пользовании базой данных дебиторская задолженность существенно уменьшится. Полностью исключаться покупатели с недопустимым уровнем риска не возврата долга.

    В настоящий момент ООО «Экосервис»  не возвращает филиалу 2000 тыс.руб., а  на другое деревообрабатывающее предприятие ОАО «Белтрубопроводстрой» подали в суд за то, что оно не возвращают филиалу №4 1500 тыс.руб. Данные долги уже отнесены к категории безнадежных ко взысканию. Отсюда можно сказать, что эффект от данного мероприятия в настоящий момент был бы равен 3500 тыс.руб.

    Современные формы рефинансирования дебиторской  задолженности также приведут к  уменьшению затрат, связанных с обслуживанием  дебиторской задолженности, потерями от инфляции и т.д., в частности от применения факторинга эффект будет составлять 96,8 тыс.руб. (см. ниже).  

    Сумма дисконта = 35522*16/100 = 5683 тыс.руб. 

    Фактическая сумма выплат предприятию  =35522-5683 = 29839 тыс.руб. 

    Необходимо сравнить данные затраты с теми затратами, которые понесло бы предприятие если бы не воспользовалось факторингом.   

    Потери  от инфляции = 35522*0,027 = 959,1 тыс.руб. 

    Далее необходимо учесть затраты на обслуживание дебиторской задолженности, которые составят 100 тыс. руб.

    За  счет высвобожденных средств будет  погашена кредиторская задолженность  сторонним организациям, при чем  были выбраны организации, по договору с которыми филиал обязан ежемесячно выплачивать процент от предоставляемого коммерческого кредита. А также организации, срок погашения кредиторской задолженности которым наибольший.

    Затраты по ДЗ = 959,1+100+4720,7 = 5779,8 тыс. руб. 

    Эффект от введения современных форм рефинансирования = Затраты по ДЗ - Сумма дисконта = 5779,8 – 5683 = 96,8 тыс. руб. 

    Введение 6% скидок при предварительной оплате или оплате в срок оказанных услуг сторонними организациями также приведет к тому, что с каждой тысячи рублей потери будут в 2,8 раз меньше, чем при отсрочке платежа равной 4 месяца. 

    Таблица 3.3

    Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежи по филиалу№4 ОАО «Белтрубопроводстрой» 

Показатель Вариант скидки Отсрочка  платежа 4 месяца
1 2 3
1. Инфляция  за 4 месяца - - - 2,7
2. Индекс  цен - - - 1,027
3. Коэффициент  падения покупательской способности денег (обратная величина индексу цен) - - - 0,97
4. Потери  от инфляции с каждой тысячи  рублей - - - 30 р.
5. Процентная  ставка за кредит – годовая - - - 18%
6. Сумма  процента за кредит - - - 60 р.
7. Скидка  с каждой тысячи рублей 5,9% - 59р. 6% - 60р. 7% - 70р. -
8. Рентабельность  от вложений полученной в срок  платы за продукцию в месяц 2% 3% 4% -
- без  учета инфляции 18,82 28,2 37,2 -
- с  учетом инфляции 18,25 27,35 36,084 -
9. Потери  от предоставления скидки с  учетом возможного вложения полученных в срок средств 40,25р. 32,65р. 33,916р. -
10. Потери  от отсрочки платежа - - - 90р.
 

    Предполагается, что предоставление скидки в 6% сторонним  организациям, оплатившим задолженность  сразу же после оказания услуги, приведет к тому, что 25% всех клиентов предприятия согласятся на предлагаемые условия. Данный показатель был определен, исходя из аналогичных условий на других предприятиях.

    Отсюда  следует, что дебиторская задолженность  сократится на 85191,75 тыс.руб. и будет  равна: 

    ДЗ = 340767*0,75 = 255575,25 тыс.руб. 

    Затраты на предоставление скидки = 85191,750*0,06 = 5111,505 тыс.руб. 

Далее рассчитаем дополнительные издержки, которые понесет предприятие, в  связи с 4 месячной отсрочкой платежа.  

  1. Потери  от инфляции = 85191,75*0,027=2300,18 тыс.руб.
 
  1. Потери  в виде процентов  от суммы платежа =
 
  1. Затраты на обслуживание дебиторской  задолженности = 100 тыс.руб.
 

    Отсюда  следует, что общая сумма затрат на предоставление коммерческого кредита сроком на 4 месяца составит 5807,88 тыс.руб.

    В заключении определим экономический  эффект от внедрения на филиале №4 предлагаемого мероприятия, т.е. предоставление скидки 6% клиентам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед предприятием. 

    Эффект от введения системы скидок = Затраты при отсрочке платежа – Затраты на предоставление скидки = 5807,88–5111, 505 = 696,375 тыс.руб. 

    Необходимо  определить общую величину экономии от данного мероприятия, для этого  определим величину затрат на введение комплексной системы управления дебиторской задолженностью. Так как количество выполняемых функций у бухгалтера и юрисконсульта существенно прибавятся, то дополнительные ежемесячные выплаты каждому составят 100 000 руб., т.е. затраты за год составят 2 400 000 руб. Дополнительной переквалификации кадров вводимое мероприятие не требует. Следовательно общий эффект от введения комплексной системы управления дебиторской задолженностью составит: 

    Эффект  общий = 3500 + 96,8 + 696,375 – 2400 = 1893,175 тыс.руб. 

    Далее необходимо определить насколько уменьшится оборачиваемость дебиторской задолженность. 

    КОдз = 536302/340767= 1,5738085 

    КОдз после внедрения мероприятия = 536302/(340767 -85191,75-3500-29839) = 2,4 

    При введении комплексной системы управления дебиторской задолженности на предприятии будет автоматизирован учет дебиторской задолженности, что значительно уменьшит трудоемкость работы бухгалтера. Также будет произведен дифференциация клиентам по уровню их кредитоспособности, что позволит определять индивидуальные кредитные условия для каждого клиента в отдельности, учитывая, что на предприятии их немного. Эффектом от данного мероприятия должно стать полное исключение дебиторской задолженности безнадежной к взысканию, т.е. в настоящий момент он составил бы – 3550 тыс.руб. Применение современных форм рефинансирования дебиторской задолженности позволят уменьшить потери от предоставления коммерческого кредита, а также ускорить оборот дебиторской задолженности. Скидки уменьшат потери в 2,8 раз по сравнению с предоставлением кредита. Общий эффект составит – 1893,175 тыс.руб., при этом коэффициент оборачиваемости увеличился до 2,4. 
 

3.2. Предоставление ценовых скидок при предоплате за оказанные услуги с целью уменьшения дебиторской задолженности 

    При проведении факторного анализа во второй главе было выявлено, что резервом снижения дебиторской задолженности в целом является задолженность по расчетам с покупателями  и заказчиками. Отсюда следует, что  стоит предложить мероприятие по снижению дебиторской задолженности со стороны клиентов, которым оказываются различные услуги. В расчетах будет использоваться средний период инкассации дебиторской задолженности определенный на предприятии – 4 месяца.

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  также очень сильно уменьшился, в 2005 году в 15 раз по сравнению с 2004 годом. В связи с этим период оборота дебиторской задолженности существенно увеличился, что абсолютно недопустимо и требует кардинальных изменений в системе управления дебиторской задолженностью. Следует сказать, что увеличение периода инкассации задолженности произошло не только из-за существенного уменьшения объема реализации услуг, но и из-за увеличения в 1,27 раз предоставляемого сторонним организациям коммерческого кредита. Поэтому одним из положительных эффектов предоставления скидки клиентам будет уменьшение периода оборота дебиторской задолженности.

    Одним из наиболее эффективных методов  сокращения дебиторской задолженности  является предоставление скидок заказчикам, которые оплатят в срок свою задолженность за оказанные услуги перед филиалом. Как правило, ценовые скидки являются инструментом стимулирования продаж товаров, спрос на которые имеет сезонный характер, либо товаров с ограниченным сроком хранения (одежда, обувь, строительные материалы, спортивные товары, продукты питания).

    Однако  ценовые скидки могут использоваться при больших показателях дебиторской задолженности, так как она отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Однако на анализируемом предприятии существуют большие финансовые трудности, поэтому оно не может себе позволить исполнять роль финансового института, поскольку анализ его финансового состояния во второй главе показал, что оно не обладает мощными денежными ресурсами. Предприятие, находящееся в кризисном состоянии, может устанавливать ценовые скидки на любой вид услуг с целью увеличения притока денежных средств, необходимых для восстановления платежеспособности и предотвращения ущерба, вызванного дефицитом оборотных средств.

    Задачу  определения целесообразности установления ценовых скидок можно сформулировать так: что выгоднее – потерять часть  прибыли, снизив цену, либо нести затраты, связанные с омертвлением капитала, не снижая цены? Решение данной базовой задачи позволит перейти к другим вариантам сравнения, например сравнивать потери от установления ценовых скидок с ожидаемым ущербом или упущенной выгодой предприятия. Кроме этого, целесообразно установить оптимальную величину ценовой скидки, при которой достигается наивысший эффект.

    Основной  проблемой, возникающей при принятии любых ценовых решений, является установление взаимосвязи между  ценой и сбытом.

    Также необходимо отметить преимущества скидки:

  1. она является способом регулирования дебиторской задолженности;
  2. это инструмент увеличения объема продаж и в конечном счете прибыли, иногда потенциально;
  3. скидка способствует увеличению притока денежных средств в отдельных случаях и при неудовлетворительном финансовом состоянии;
  4. она выполняет роль психологического фактора, так как поощрение (в форме скидки) всегда лучше, чем наказание (штраф и др.). Лучше более раннюю оплату с помощью скидок, как правило, поощрять, чем штрафовать за просроченную оплату;
  5. быстрая оплата со скидкой в условиях инфляции позволяет вкладывать деньги в доходный бизнес и не допускает уменьшения стоимости неполученных денег;
  6. скидка и быстрая оплата не требуют от предприятия дополнительных оборотных средств, как при отсрочке платежа.

Информация о работе Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии