Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д.
Автоматический учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости.
Обеспечение
активного использования
Ранее выполненный анализ показал, что предприятие не использует современных форм рефинансирования. Это объясняется тем, что в РБ эти формы рефинансирования сравнительно новые, поэтому большинству хозяйственных субъектов не достает знаний и опыта, а также информации механизма их использования. Предлагается воспользоваться услугой факторинга, которую предоставляет АСБ «Беларусбанк, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.
Продажа
дебиторской задолженности
При продаже дебиторской задолженности АСБ «Беларусбанк» потери будут в 2,3 раза меньше, чем потери от коммерческого кредита.
Формирование системы кредитных условий
В состав этих условий входят следующие элементы:
1. срок предоставления кредита (кредитный период);
2. размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
3. стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
4. система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе. Срок предоставления кредита на предприятии равен 120 дням или 4 месяцам (средний срок инкассации дебиторской задолженности).
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Так как выбранный для предприятия тип кредитной политики является наиболее гибким, необходимо варьировать размер предоставляемого кредита в зависимости от кредитоспособности клиента. Кредитоспособность предлагается оценивать автоматически при помощи ранее рассмотренной программы, данную функцию будет выполнять бухгалтер. При этом решение о размере предоставляемого кредита будет более обоснованным.
Стоимость
предоставления кредита характеризуется
системой ценовых скидок при осуществлении
немедленных расчетов за приобретенную
продукцию. В сочетании со сроком предоставления
кредита такая ценовая скидка характеризует
норму процентной ставки за предоставляемый
кредит, рассчитываемой для сопоставления
в годовом исчислении. Алгоритм этого
расчета характеризуется формулой 3.3.
ПСк
= ЦСн 360 / СПк,
где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;
ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, %;
СПк—
срок предоставления кредита (кредитный
период), дни.
ПСк
= 6%*360/122 = 17
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. Для филиала в данную систему характеристик предлагается включить объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность покупателя; результативность хозяйственной деятельности покупателя; состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
2. Формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей. Предлагается проводить расчет методом экспресс-анализа, рассчитывая основные коэффициенты кредитоспособности.
3. Группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности необходима для упрощения учета и уменьшения трудоемкости работ бухгалтера. С помощью данной группировки клиенты будут дифференцированы по кредитным условиям предприятия.
4. Дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
Контроль дебиторской задолженности
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.
Перед
предоставлением кредита
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по клиентам, условиям оказания услуг. В балансе предприятия главный бухгалтер не учитывает по каким-то причинам просроченную дебиторскую задолженность, хотя она, несомненно, имеется, также как и задолженность безнадежная к взысканию (смотреть расшифровки дебиторской задолженности по счетам №76, 60 и 62). Это можно оценить отрицательно, так как искажается реальное положение вещей на предприятии, т.е. в первую очередь надо вести полный учет по дебиторской задолженности в балансе, как основном экономическом документе предприятия.
Целесообразно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии.
Далее
в таблице 3.2 рассмотрены, функции после
введения комплексной системы управления
дебиторской задолженностью на предприятии
у директора, заместителя директора, главного
бухгалтера, бухгалтера, юрисконсульта
и ведущего специалиста.
Таблица 3.2
Распределение
должностных обязанностей между
отдельными исполнителями функциональных
подразделений в области управления дебиторской
задолженностью после введения мероприятия
Структурная единица | Реализуемые функции |
Директор | 1. Определение максимально допустимого уровня дебиторской задолженности на предстоящий период |
2. Организует
работу и эффективное | |
3. Обеспечивает выполнение планов филиала, установленных ОАО «Белтрубопроводстрой», по сокращению величины дебиторской задолженности | |
4. Принимает мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности | |
5. Принятие возможных мер по досудебному урегулированию спорных вопросов по претензиям дебиторам | |
6. Контролирует процесс изъятия дебиторской задолженности | |
7. Подтверждает
определенные бухгалтером | |
Заместитель директора | 1. Координирует и регулирует деятельность различных отделов предприятия по управлению дебиторской задолженностью |
2. Анализирует причины невозможности погашения задолженности дебиторами | |
Юрисконсульт | 1. Анализирует документы о просроченной дебиторской задолженности |
2. Разрабатывает официальную претензию, подает иск в суд | |
3. Сбором информации о клиентах, касающейся возможности изъять дебиторскую задолженность | |
Продолжение табл. 3.2 | |
Бухгалтерия | |
Главный бухгалтер | 1. Организует
работу бухгалтерии по |
2. Осуществляет прием и контроль первичной документации по участку бухгалтерского учета дебиторской задолженности и подготавливает их к счетной обработке | |
3. Подготавливает данные по участку бухгалтерского учета дебиторской задолженности (журнал-ордер №2) для составления отчетности | |
4. Учет просроченной дебиторской задолженности в балансе предприятия | |
5. При неоплате в срок дебиторами задолженности – звонок с выяснением причин | |
6. Контролирует погашение дебиторской задолженности | |
7. Подготовка отчета об убытках по безнадежным долгам | |
8. Согласование с директором отчета об убытках по безнадежным долгам | |
Бухгалтер | 1. Планирование
размера дебиторской |
2. Подгатавливает
календари инкассации | |
3. Составление графиков выплат по основным и наиболее значимым для предприятия дебиторам | |
4. Оценка кредитоспособности клиентов | |
5. Принятие решений о возможности кредитования клиента, исходя из показателей кредитоспособности клиента, его репутации и т.д. | |
6. Организует расчеты по текущей дебиторской задолженности предприятия | |
7. Осуществляет учет текущей дебиторской задолженности в журнале-ордере № 2 | |
8. Учет дебиторской задолженности на счете 76, 60 и 62 | |
9. Осуществляет контроль за своевременным погашением дебиторской задолженности | |
10. Принимает меры к предупреждению возникновения просроченной дебиторской задолженности | |
11. Предоставляет необходимые документы по дебиторской задолженности в отдел материально-технического снабжения | |
12. В некоторых случаях поиск необходимой для определения кредитных условий информации о клиенте | |
Отдел материально-технического снабжения | |
Ведущий специалист | 1. Предварительное
планирование в области |
2. Согласование
с директором этапов по | |
3. Подготавливает претензии к дебиторам при нарушении ими договорных обязательств | |
4. Контролирует составление расчетов по этим претензиям | |
5. Осуществляет погашение дебиторской задолженности поставщиков, в случае предварительного платежа за поставленную продукцию или оказанные услуги | |
6. Осуществляет взыскание дебиторской задолженности с физических или юридических лиц, которым были оказаны услуги | |
7. Командировка ответственного лица, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию | |
8. В некоторых случаях поиск необходимой для определения кредитных условий информации о клиенте |
Информация о работе Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии