Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:45, курсовая работа
Некоторые полагают, что понятие «кризис» относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены внешними причинами
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ ………………. 5
1.1 Анализ финансового состояния предприятия……………………………. 5
1.2 Финансовое планирование………………………………………………… 9
1.3 Финансовая стратегия……………………………………………………… 11
2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ………. 13
2.1 Понятие и причины возникновения……………………………………… 13
2.2 Типология кризисов……………………………………………………… 15
2.3 Возникновение кризисов в организации ……………………………….. 18
3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВЫХОДА ИЗ КРИЗИЗА ……………………………………………………………………21
3.1 Диагностика кризисов …………………………………………………… 21
3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства ……………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 28
Рассмотрим такое явление, как кризис, относящийся к первой характеристике. Кризис является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращением объемов производства; падением занятости населения; инфляцией; снижением уровня благосостояния населения.
Признаки
следующей фазы – депрессии; минимальный
объем производства; отсутствие роста
цен; низкий уровень жизни людей.
После депрессии наступает оживление
– это рост объемов производства; рост
занятости населения и его доходов. Последняя
фаза цикла – подъем – это отсутствие
безработицы; полная загрузка производственных
мощностей; превышение уровня внутреннего
валового продукта до начала цикла; повышение
уровня жизни людей.
3.2
Прогнозирование и оценка
Банкротство
– сложная категория, которую
следует рассматривать с
Причины возникновения банкротства делятся на объективные и субъективные.
Объективные
причины связаны с
Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. К ним относятся неоправданно высокие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее невостребованность, длительный производственный цикл, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внешней задолженности другим предприятиям и бюджету, необоснованное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотрудников.
Как
правило, банкротству предшествует
полоса финансовых затруднении и
последующее ухудшение
Одним из основных методов является оценка возможного банкротства путем финансового анализа конкретных параметров деятельности предприятия, отражающих реальное финансовое состояние и в «концентрированном виде» угрозу банкротства в будущем. Основу анализа составляет сравнение фактических показателей с плановыми или нормативными за определенный период времени и расчет возможных отклонений в динамике. Если в процессе анализа выявляется увеличение размера негативных отклонений, это сигнализирует об опасности банкротства.
Основным достоинством данного метода является возможность определения угрозы банкротства предприятия уже на ранней стадии ее возникновения и принятия своевременных мер по нейтрализации негативных явлений. Таким образом, метод имеет предупредительный характер.
Существует система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание его банкротом. Эти показатели имеют индикативный характер, показывая собственнику имущества неустойчивость его финансового состояния.
Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:
- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода меньше 2;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1.
Некоторые
предприятия оказываются
Другим методом, позволяющим заблаговременно предотвратить ситуацию банкротства, является анализ финансовых потоков. В процессе анализа рассматриваются четыре группы показателей:
- поступление средств;
- величина расходов;
- сальдо поступлений и расходов;
- наличие средств на счете.
Если последний показатель в каком-либо периоде является отрицательным (по прогнозу), это сигнализирует о возможном появлении долгов, что может привести к банкротству. Фактически это первый признак банкротства.
Второй
признак банкротства связан с
нерациональным использованием заемных
средств. Если их размер равен или
меньше размера возвращенных заемных
средств, то они фактически не используются
в обороте предприятия для
производственно-хозяйственной
В некоторых странах угроза несостоятельности предприятия наступает, если предприятие-должник в момент наступления срока платежа не в состоянии его осуществить, так как имеет отрицательное сальдо полученных и исходящих выплат.
Метод анализа финансовых потоков имеет положительные и отрицательные стороны. Достоинством его является простота и наглядность расчетов. Однако предприятию сложно запланировать с определенной точностью объемы и сроки предстоящих поступлений и выплат на длительную перспективу, особенно в случае непредвиденных отклонений от показателей Финансовых планов и прогнозов.
Еще один метод, распространенный в экономически развитых странах, построен на системе критериев, по которым можно распознать признаки надвигающегося банкротства и принять решения, позволяющие его избежать. В каждой стране существуют специально разработанные рекомендации, содержащие перечень таких показателей. Эти индикаторы можно разделить на две группы.
К
первой группе относятся показатели,
свидетельствующие о реальных финансовых
затруднениях, которые могут
- увеличивающиеся потери и убытки в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- рост сверхнормативных и ненужных товарно-материальных ценностей и производственных запасов;
- значительный удельный вес физически и морально устаревшего производственного оборудования;
- рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- постоянные нарушения договорных обязательств и платежной дисциплины;
- недостаток оборотных средств;
- хроническая нехватка финансовых ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций, что ведет к увеличению доли займов в структуре капитала предприятия;
- неправильная реинвестиционная политика;
- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
- затруднения в получении кредитов банка;
- падение рыночной стоимости ценных бумаг, выпускаемых предприятием.
Во вторую группу входят показатели, неудовлетворительные значения и динамика которых не всегда приводят к значительному ухудшению финансового состояния предприятия, а тем более к банкротству. Однако в случае их игнорирования или при неблагоприятных для предприятия условиях угроза банкротства может стать реальной.
Основными негативными показателями являются:
- неэффективные инвестиции;
- недостаточная диверсификация деятельности предприятия;
- нарушение ритмичности производственного процесса;
- недостаток научно-технических достижений в производстве, низкий уровень технической оснащенности;
- не стабильные доходы предприятия;
- авантюристическая финансовая политика руководства;
- уменьшение дивидендных выплат и др.
Достоинством этого метода является системный подход, простота и доступность для предприятий любых отраслей. Одним из недостатков – субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение. Однако в условиях многокритериальной задачи существуют большие сложности при принятии решения. Многие из показателей не имеют финансового характера и не могут быть рассчитаны количественно. Кроме бухгалтерской требуется дополнительная информация из других источников. Несмотря на это учет и анализ данных показателей в практике прогнозирования банкротства имеет очень важное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризис является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращением объемов производства; падением занятости населения; инфляцией; снижением уровня благосостояния населения.
Признаки следующей фазы — депрессии: минимальный объем производства; отсутствие роста цен; низкий уровень жизни людей. После депрессии наступает оживление — это рост объемов производства; рост занятости населения и его доходов. Последняя фаза цикла — подъем — это отсутствие безработицы; полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня внутреннего валового продукта до начала цикла; повышение уровня жизни людей.
Прежде всего, необходимо осознать, что такого же процветания, как раньше, не будет еще долгое время. Следует сместить приоритеты от повышения прибыли в сторону сохранения имеющейся прибыли и недопущения её дальнейшего падения. Необходимо провести проверку финансовой, производственной, маркетинговой деятельности своей компании. Выявить слабые и сильные стороны, определить запас ресурсов трудовых, производственных, сбытовых. После того, как вы составите наиболее детальную картину процессов бизнеса и их проблем, необходимо разработать ряд антикризисных мер, направленных на увеличение эффективности всех бизнес-процессов. Уделять внимание нужно в первую очередь проблемам, которые могут привести к банкротству или остановке бизнеса. Далее решайте проблемы, которые отрицательно воздействуют на доходы. И потому уже делайте попытки увеличить прибыль.
Кризис отрицательно влияет на покупательскую способность населения. Люди стараются экономить деньги либо тратить их более осознанно. Возрастает недоверие ко всем новым предложениям. Поэтому для компаний весьма актуальными являются меры, направленные на удержание постоянных клиентов, покупателей. К таким мерам можно отнести повышение качества обслуживания постоянных клиентов, предоставление им некоторых дополнительных бесплатных услуг, программы лояльности. Стоит также напомнить о себе тем, кто раньше уже был в числе ваших постоянных клиентов, организовав целевую рассылку, информирующую о специальных условиях, акциях, и т.д. Скидки следует использовать с особой осторожностью, особенно накопительные, ибо они ведут к существенным финансовым потерям предприятия.
Информация о работе Стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса