Стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Некоторые полагают, что понятие «кризис» относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены внешними причинами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3


1. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ ………………. 5


1.1 Анализ финансового состояния предприятия……………………………. 5

1.2 Финансовое планирование………………………………………………… 9

1.3 Финансовая стратегия……………………………………………………… 11


2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ………. 13

2.1 Понятие и причины возникновения……………………………………… 13

2.2 Типология кризисов……………………………………………………… 15

2.3 Возникновение кризисов в организации ……………………………….. 18


3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВЫХОДА ИЗ КРИЗИЗА ……………………………………………………………………21

3.1 Диагностика кризисов …………………………………………………… 21

3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства ……………… 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 27


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

     Существуют  также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно  и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно  и потому наиболее опасны.

     Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

     Вся совокупность возможных кризисов разделяется  также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени  в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. 

     2.3 Возникновение кризисов в организации 

     Факторы возникновения кризисов в организации  могут быть различными. Но очень  важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы  антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

     Симптомы  проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

     Но  что может быть симптомом кризиса? Симптомом кризиса является как  состояние показателя, так и тенденции  его изменения.

     При этом состояние показателей может  оцениваться и относительно установленной  нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

     Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

     Симптомы  не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом - это первоначальное, внешнее  проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

     Фактор  кризиса – событие, или зафиксированное  состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

     Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

     Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы  денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

     В организации факторами кризиса  могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической  дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические  просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

     К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти и с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

     Система в процессе своей жизнедеятельности  может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают  статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней.

     В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических структур достигалась в основном внешними факторами, т.е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: дополнительная экономическая поддержка, замена директора, корректировка планов, административная реорганизация производства и др.

     В этом случае устойчивость деятельности предприятия достигалась управлением извне и кризис не наступал. Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху. Все производимые ранее реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организации совнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления, разработки общегосударственной системы автоматизированного управления. Механизмы регулирования устойчивости жизнедеятельности производственно-экономических систем на уровне предприятий при этом почти не изменялись. Устойчивость обеспечивалась гашением любых несанкционированных отклонений в системе включением механизмов государственного управления экономикой.

     Рыночная  экономика требует помимо внешних  еще и внутренние механизмы обеспечения  устойчивости функционирования и развития организации (предприятий, фирм, компаний и пр.). Это, помимо всего прочего, – принцип функционирования самоорганизующихся систем. В этом случае управление организацией происходит на основе анализа собственных действий в окружающей среде (окружающая среда здесь понимается расширенно – это и рынок, и администрация региона, в котором функционирует предприятие, и природа, на которую воздействуют технологические отходы и т. д.).

     Принцип обратной связи одинаково важен  как в управлении в макромасштабах, так и в микроуправлении.

     Устойчивое  состояние системы может быть, в свою очередь, стабильным и квазистабильным. Под стабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда ни одна ее структурная составляющая не находится в переходном периоде, или, другими словами, все структурные составляющие функционируют (осуществляют процессы жизнедеятельности) устойчиво. Под квазистабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда по крайней мере одна ее структурная составляющая находится 13 переходном периоде, но при этом на состоянии системы это либо вообще не сказывается, либо сказывается настолько незначительно, что исходя из целей изучения системы таким положением можно пренебречь. В системологии существует положение, что сложные системы всегда находятся в квазистабильном состоянии. Социально-экономические системы – это суперсложные системы, и поэтому для них не действуют законы, связанные с действием стабильных систем (к таким системам в отдельных случаях можно отнести физические и технические системы).

 

3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВЫХОДА

ИЗ КРИЗИЗА 

                                       3.1 Диагностика кризисов 

     Этапы диагностики кризиса.

     Выделяют  два этапа диагностики кризиса:

          - установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

          - выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

     Первый  этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает  определение у объекта таких  параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.

     Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой  формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной  и т. д.

     На  втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого  используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

     Методы  диагностики кризиса.

     Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться  в зависимости от природы объекта  исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза.

     В диагностике необходимо точно оценить  реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. Постановка диагноза основывается на сравнении. Для того чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или группу параметров (качественных и количественных характеристик) – базу сравнения с аналогичными фактическими. Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

     К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях  со статистическими данными. Аналитическая  диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т. п.

     Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении  оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

     Линейное  программирование – математический прием, используемый для определения  лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

     Динамическое  программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задачa с n переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

          - построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;

          -  решение управленческой задачи;

          - анализ и обобщение полученных результатов.

     Возможность использования различных методов  диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития.

     Социально-экономическое  развитие любого общества определяется следующими характеристиками: экономическим  строем, способом производства; политическим режимом; менталитетом, образом жизни.

Информация о работе Стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса