Стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Некоторые полагают, что понятие «кризис» относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены внешними причинами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3


1. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ ………………. 5


1.1 Анализ финансового состояния предприятия……………………………. 5

1.2 Финансовое планирование………………………………………………… 9

1.3 Финансовая стратегия……………………………………………………… 11


2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ………. 13

2.1 Понятие и причины возникновения……………………………………… 13

2.2 Типология кризисов……………………………………………………… 15

2.3 Возникновение кризисов в организации ……………………………….. 18


3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВЫХОДА ИЗ КРИЗИЗА ……………………………………………………………………21

3.1 Диагностика кризисов …………………………………………………… 21

3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства ……………… 23


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 27


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………… 28

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 159.50 Кб (Скачать)
enter">                                   РСК = (ХП/СС) • 100%.                            Формула [8] 

     Именно  показатель финансовой рентабельности, т.е. доходности собственных средств, является одним из наиболее значимых показателей эффективности финансовых инвестиций для компанй, работающих на принципах самофинансирования, так как именно рост доходности собственных средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия.

     Основным  источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении  данных бухгалтерского учета и выступает  информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

     При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской· информации (финансовой отчетности). Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: первая группа – лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аналитиками; вторая группа – лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес, – акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес, - различные финансовые институты: (биржи, ассоциации и т.п.), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и др.

     Все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы  на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

     Анализ  бухгалтерского отчета имеет свои источники, цель и методику. Источниками информации являются формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

     Цель  анализа бухгалтерского отчета –  возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйственного субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству компании картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в компанию дополнительных инвестиций и т.п. 

     1.2 Финансовое планирование 

     Финансовое  планирование - это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств компании.

     Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

     Объектом  финансового планирования являются финансовые ресурсы.

     Цель  финансового планирования – прогнозирование  платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

     Планирование  финансовых ресурсов и вложений гарантирует  выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской  деятельности.

     Задачами  финансового планирования являются:

     обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми  ресурсами;

     установление  финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;

     выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;

     повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;

     контроль  за образованием и расходованием  денежных средств.

     Финансовый  план – составная часть бизнес-плана  предприятия. При разработке бизнес-плана  предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых  для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

     В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

     Стратегический (перспективный) финансовый план –  это форма реализации целей и задач компании , стратегии инвестиции и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, – определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план - это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

     Цель  составления финансового плана – увязка доходов компании с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

     В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная таблица), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных –источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

     Основными доходными статьями финансового  плана являются прибыль, амортизационные  отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов - налоговые отчисления, расходы на капитальные вложения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.

     Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы  детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

     Кассовый  план отражает движение наличных средств  предприятия в течение определенного  периода (чаще всего квартала).

     Именно  плохое управление наличностью основная причина финансово-экономических  трудностей, поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

     Кредитный план – план поступления заемных  средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной  ставки.

     Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.

     В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального  и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

     Финансовое  планирование на производственном предприятии  должно строиться, в первую очередь, на основе прогноза его операционной деятельности.

     Такой прогноз (или операционный план) позволяет  определить:

        - оптимальные объемы запасов различного рода ресурсов;

        - финансовый результат основной деятельности предприятия;

        - периоды, в течение которых для обеспечения производства потребуется привлекать сторонние ресурсы.

     Оперативное планирование дает возможность выявить и решить и такие проблемы современного отечественного предприятия, как:

        - задержки возврата дебиторской задолженности - дефицит денежных средств;

        - неэффективность производства - необходимость наличия лишних производственных запасов;

        - перебои с поставкой комплектующих материалов - необходимость наличия излишних производственных запасов и т.п.

     С учетом потребностей дальнейшего развития предприятия строится и его инвестиционный финансовый план, содержание которого необходимо увязывать с возможностями привлечения средств как из внутренних, так и внешних источников. 

     1.3 Финансовая стратегия 

     В условиях рыночных отношений возникает  объективная необходимость определения  тенденций финансового состояния. Предприятие нуждается в выработке собственной финансовой стратегии. Финансовая стратегия - это важнейшая составляющая общей стратегии предприятия. Она выражается в практике создания и реализации генерального плана действий по обеспечению компании финансовыми ресурсами. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает формы выживания и развития предприятия в новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию имущества предприятия; распределение прибыли; организацию наличных и безналичных расчетов; налоговую и ценовую политику; политику в области ценных бумаг.

     Обычно  различают генеральную и оперативную  финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Генеральной финансовой стратегией называют стратегию, определяющую финансовую деятельность предприятия на долгосрочный период.

     Если  компания использует в своей практике систему долгосрочного, среднесрочного и текущего финансового планирования, то соответственно дифференцируются и горизонты планирования. Обычно в отечественной практике они составляют: при долгосрочном планировании - от трех до пяти лет; среднесрочном - от одного до трех лет; текущем (оперативном) - на квартал, месяц, а при необходимости и на более короткие сроки. Оперативная финансовая стратегия в отличие от генеральной охватывает все валовые доходы и расходы средств за планируемый период. Только при такой детальной проработке состава поступлений и расходов возникает возможность организовать денежные потоки и обеспечить превышение доходов над расходами.

     Главной стратегической функцией финансов является обеспечение компании необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами для выполнения его миссии.

     Финансовая  стратегия включает в себя способы  и действия для главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; выявление решающих направлений и сосредоточение на них ресурсов; ранжирование и поэтапное достижение целей; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; создание и подготовка стратегических резервов; учет экономических и финансовых возможностей предприятия и конкурентов; маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

     Таким образом, успех финансовой деятельности компании обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия.

 

      2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 

     2.1 Понятие и причины возникновения 

     Понятие «кризис» теснейшим образом связано  с понятием «риск», которое в той  или иной мере влияет на методологию  разработки любого управленческого  решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

     Можно на проблему кризиса взглянуть и  в ином ракурсе.

Информация о работе Стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса