Стиль и имидж менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Разработка основных критериев успешной деятельности менеджера на основе анализа развития в динамике стиля и имиджа менеджера.
Задачи работы.
Рассмотреть основополагающие принципы стиля менеджера.
Проанализировать формирование стиля руководства под воздействием стиля менеджера.
Изучить понятие и характеристики имиджа менеджера.
Охарактеризовать формирование имиджа менеджера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Стиль менеджера и стиль руководства 5
1.1 Основополагающие принципы стиля менеджера 5
1.2 Формирование стиля руководства под воздействием стиля менеджера 7
Глава 2. Имидж делового человека – залог успешной деятельности фирмы 19
2.1 Понятие и характеристики имиджа 19
2.2 Формирование имиджа менеджера 24
Заключение 35
Список используемых источников 37

Работа содержит 1 файл

Стиль и имидж менеджера.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы работы. Самой большой ценностью в любой организации, на любом предприятии являются люди, поведение которых непредсказуемо для управления. Все это актуально по отношению к не только промышленным и торговым организациям, но и к любой оперативной деятельности, вне зависимости от конечной цели этой деятельности - получение прибыли или другого результата, относится она к производству или к работе в правительстве. Только люди являются фактором, который определяет целостность и непоследовательность в характере любого вида деятельности. Только убежденными людьми, действующими в определенном культурном и историческом контексте, их поведением деятельность организаций приводиться в движение. Они управляются не системами и технологиями, а человеком, который следует своим путем, преследуя свои цели, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, таким человеком и является менеджер.

Проблема исследования. В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения. Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером – значит разделять  ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, - не менеджер.

Объект работы. Стиль и имидж  менеджера.

Предмет работы. Анализ формирования стиля и имиджа современного менеджера.

Цель работы. Разработка основных критериев успешной деятельности менеджера на основе анализа развития в динамике стиля и имиджа менеджера.

Задачи работы.

  1. Рассмотреть основополагающие принципы стиля менеджера.
  1. Проанализировать формирование стиля руководства под воздействием стиля менеджера.
  1. Изучить понятие и характеристики имиджа менеджера.
  1. Охарактеризовать формирование имиджа менеджера.

Структура работы. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, расположенных  на 37 листах машинописного текста.

 

Глава 1. Стиль менеджера и стиль руководства

    1. Основополагающие принципы стиля менеджера

Труд менеджера — это, прежде всего, работа с людьми, воздействие на каждого отдельного человека. Умение расположить к себе, убедить в своей правоте, добиться своего — важнейшие профессиональные качества делового человека. Ничуть не менее важные, чем умение торговать или организовывать производство. Работа менеджера требует от него нечто большее, чем отдельные полезные качества. Действительно, для того чтобы добиться удачи в любом деле, нужен ум. Но есть много умных неудачников. Чтобы завоевать успех, нужно быть смелым. Однако мы знаем немало смелых людей, которые потерпели фиаско. Видимо, наряду с умом и отвагой необходимо обладать еще целым рядом данных. Всех их вместе можно объединить понятием стиль.

Словом стиль древние греки называли заостренную палочку из кости, металла или дерева, которой писали на покрытых воском дощечках или бересте. От такого стиля во многом зависело, как будет написан, а значит, и прочитан текст. Сегодня, говоря о стиле человека, мы имеем в виду его индивидуальный почерк, особенности личности, все то, что выделяет данного работника из круга его коллег.

Роль стиля при ведении любого дела огромна. Это воистину волшебная  палочка делового человека. Известное выражение человек — это стиль можно смело дополнить: деловой человек — это стиль.1

Можно выделить несколько наиболее характерных, базовых стилей менеджера.

Менеджер-аппаратчик. Его стиль  известен под названием «бюрократический». Вот его родовые черты. Он уверен, что рожден начальником. И действительно, всю свою жизнь, со школьного возраста, чем-нибудь и кем-нибудь руководит. Его родная стихия – собрания, совещания, «пятиминутки», на которых он с упоением и, надо сказать, со знанием дела председательствует. Хорошо знает все тонкости и нюансы аппаратной системы и умело их использует. С вышестоящим руководством работает на основе неформальных связей, зато нижестоящих давит всей силой административного пресса. Не мыслит иных пружин управления, кроме привычных и хорошо знакомых ему казенно-бюрократических.

Менеджер-функционер. Тоже порождение командно-административной системы. Но с меньшими притязаниями, чем у  представителя предыдущего стиля. Его стихия – действия по принципу: «Движение – все, цель – ничто». Он весь в хлопотах, в суете. Любит «работать с людьми», но без психологического анализа – были бы интересные «жареные» факты. Впрочем, дело до конца обычно не доводит, принимается за следующее. Одним словом – функционер.

Менеджер-исполнитель. Главная черта этого стиля – безропотное исполнение приказаний. Свою задачу видит в том, чтобы ничего не перепутать, спуская полученное «сверху» указание «вниз». Инициативы и риска боится как огня – у него для этого есть большие основания: собственный печальный служебный и жизненный опыт.

Менеджер-изобретатель. Этот стиль  противоположен предыдущему. Видит  главную свою задачу в изменении  всего сущего. Постоянно генерирует идеи, предоставляя подчиненным право  проводить их в жизнь. Стабильность такого руководителя обычно обеспечивается родственными и другими неформальными связями с «высоким руководством».2

Менеджер-симулянт. Обладает удивительной способностью имитировать деятельность любого рода. Знает законы и постановления, особенно в части того, как их обходить. Основные силы (свои и коллектива) направляет на бумаготворчество, особенно на отчетность. Тут у него все «в полном ажуре».

Менеджер-аналитик. Обладает ценным качеством (обычно прирожденным) все подвергать сомнению и анализу. Любит и умеет  находить недостатки и, что особенно ценно, способы их устранения. Умело перенимает чужой опыт. Недостаток этого типа руководителя – все усилия его аналитического ума направляются на ошибки других: «В чужом глазу замечает соринку, а в своем не видит бревна».

Менеджер-индивидуал. Считает, что кроме него никто не работает и ничего не понимает. Сам лично трудится много и порой даже плодотворно. С коллективом срабатывается трудно.

Менеджер-неформал. Тип, распространившийся в годы перестройки и тотальной  выборности руководителей. Весьма демократичен. Умеет «работать с людьми» и стимулировать их к труду. Хорошо выступает, в совершенстве владеет приемами социальной демагогии. Профессионально подготовлен слабо, впрочем, охотно учится и способен к развитию.

Менеджер-предприниматель. Хорошо профессионально подготовлен. Видит свою цель в экономическом и социальном процветании предприятия и его персонала. Интересы клиентов, покупателей и подчиненных для него святое дело. Постоянно совершенствует производство, обновляет продукцию. Умеет зарабатывать деньги для себя и коллектива.

    1. Формирование стиля руководства под воздействием стиля менеджера

 

Под воздействием менеджера возникает  нечто большее, чем его индивидуальный отпечаток в управлении – формируется  стиль руководства предприятием в целом. Различают следующие типы руководства предприятием.

Первый – диктатура. В этом случае как высший руководитель предприятия, так и все нижестоящие начальники чувствуют себя полновластными хозяевами  своих подчиненных. Все решения  формируются «наверху» и спускаются «вниз» без обсуждения. Главная задача подчиненных при этом – не напутать руководящего указания и вовремя доложить о его исполнении. Такой стиль характерен, когда во главе предприятия стоит плохо подготовленный и интеллектуально слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип: «Я начальник – ты дурак». Этому типу обычно сопутствует культ руководителя – «вождизм». Наша страна, в том числе и ее экономика, очень пострадали от подобного стиля руководства. Любопытно, что, пожалуй, раньше других заметили несуразности данного стиля замечательные сатирики И. Ильф и Е. Петров. Вспомним «12 стульев»: «Пожарные, свесив парусиновые ноги с площадки, мотали головами в касках и пели нарочито противными голосами:

Нашему брандмейстеру слава,

Нашему дорогому товарищу Насосову слава!...»3

Вместе с тем бывают исключительные ситуации, в которых диктаторский, авторитарный тип руководства может  оказаться приемлемым. Например, в  чрезвычайных обстоятельствах, когда  на размышления и обсуждения нет  времени.

Второй тип руководства –  либеральная автократия. В этом случае начальник иногда снисходит и  выборочно выслушивает мнения подчиненных (обычно избранных и приближенных к особе руководителя). При выработке  решений частично учитывается мнение «низов». Данный тип руководства на фоне абсолютной деспотии выглядит весьма привлекательно, однако он несет в себе большую часть пороков самодержавия, в том числе главный – почти полное отсутствие обратной связи.

Третий тип руководства –  демократический централизм. Руководитель выслушивает предложения подчиненных, но принимает решения единолично, основываясь на мнении большинства, после чего решение становится обязательным для всех, в том числе и для несогласных с ним. Мнение меньшинства при этом обычно игнорируется. Данный тип руководства – шаг вперед по сравнению с диктаторским, авторитарным. Однако и он подавляет инициативу, смелые новаторские предложения отбрасываются как не собравшие большинства голосов (смелые новации, как правило, поначалу рождаются в головах меньшинства).

Четвертый тип – последовательно  демократический. В этом случае решения  готовятся коллегиально. Каждый член коллектива независимо от его положения  на иерархической лестнице имеет  одинаковое право голоса. По принципиальным вопросам права меньшинства обеспечиваются путем соблюдения принципа консенсуса (общего согласия) за счет взаимных уступок, компромиссов. Уместно привести по этому поводу следующее малоизвестное высказывание, принадлежащее Льву Толстому: «Для того чтобы приказание было наверняка исполнено, надо, чтобы человек выразил такое приказание, которое могло бы быть исполнено».4 Руководитель выступает здесь в качестве координатора. Данный тип руководства характеризуется наиболее развитой и полной обратной связью, что помогает избежать многих ошибок управления.

Сравнительный анализ рассмотренных  типов руководства показывает, что, несмотря на большую приемлемость сегодня  последнего типа, три остальных имеют  право на существование в конкурентных условиях обстановки и деятельности предприятия.

Классификация стилей руководства

Существует несколько классификаций  стилей руководства.

Следует заметить, что по отношению  к некоторым людям и в некоторых  ситуациях традиционный стиль руководства  оказывается более эффективным, чем современный: если подчиненный  не делает ничего, что заслуживало бы похвалы, то ему надо указать на его ошибки и определить пути их устранения. Однако при достижении им первых же хороших результатов его следует похвалить.5

Деловой стиль руководства проявляется  в том случае, когда для руководителя самое важное - это интересы дела, конечные цели коллектива.

Данный стиль руководства подразумевает  максимальное использование следующих  качеств руководителя:

* способность ориентироваться  на основную цель деятельности  коллектива, т.е. целеустремленность, практичность и др.;

* умение выбирать кратчайший  путь к достижению цели, т.е.  умение аналитически мыслить,  деловая активность, смелость;

самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу, т.е. умение генерировать идеи, рассудительность, инициативность, способность к оправданному риску, стремление к повышению квалификации;

критицизм практического мышления, т.е. умение анализировать и делать выводы, мудрость, гибкость, практичность, наличие здравого смысла;

оперативность решений и действий, т.е. умение находить кратчайшие пути решения управленческих задач; самостоятельность, деловая активность, гибкость; умение эффективно и рационально использовать свое время;

предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;

ориентация на компетентность подчиненных;

Бюрократический стиль руководства  характеризуется господством формы (т.е. самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством) и подразумевает  наличие следующих признаков:

слепая вера в рациональность однажды  сложившихся организационных структур и порядка;

представление, что абсолютным критерием  важности является мнение вышестоящего начальства;

удаленность внутренних закономерностей  и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;

отсутствие контроля снизу, неподотчетность  трудовым коллективам;

стремление переложить ответственность  на начальство, результатом чего является безответственность (при этом выше стоящие также стремятся снять  с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований);

оценка работника не по знанию дела, умению найти эффективное, нестандартное  решение, а по способности действовать, ориентируясь, прежде всего, на внутренние закономерности функционирования аппарата;

затруднение доступа масс к субъектам  бюрократического управления;

создание ситуации, когда отдельные  лица или отдельные организации  находятся вне критики (особенно снизу);

сужение гласности;

В зависимости от степени проявления коллегиальности и единоначалия можно выделить три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые, однако, редко встречаются в «чистом виде».

Информация о работе Стиль и имидж менеджера