Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия, она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Введение
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия, она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного
функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Одной из основных задач, стоящих перед крупными промышленными предприятиями, является необходимость эффективного управления активами предприятия.
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности предприятия.
Управление активами преследует две основные цели: определение структуры активов и контроль отдачи от вложенных средств.
Тема курсовой актуальна, так как она раскрывает основы управления активами предприятия.
Глава 1. Экономическая сущность и классификация активов
Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определённым имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения. Всё имущество, которым располагает предприятие и которое отражено в его балансе называется его активами.
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются следующие (Схема 1):
1. Форма функционирования активов.
По этому признаку выделяются следующие их виды:
а) Материальные активы – характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную).
К материальным активам относятся:
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• прочие виды материальных активов.
б) Нематериальные активы - характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль.
К этому виду активов предприятия относятся:
• приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
• патентные права на использование изобретений;
• "ноу-хау" — совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания, накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных;
• права на промышленные образцы и модели;
• товарный знак — эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащий для отличия товаров данного изготовителя от других аналогичных товаров;
• торговая марка — право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;
• права на использование компьютерных программных продуктов;
• "гудвилл" — разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования боле эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
• другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;
в) Финансовые активы - характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• дебиторская задолженность во всех ее формах;
• краткосрочные финансовые вложения;
• долгосрочные финансовые вложения;
• инвестиции в другие предприятия.
2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.
По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:
а) Оборотные (текущие) активы – характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых (видоизменяющих свою форму) в течение одного операционного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года и стоимостью менее 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Оборотные активы переносят свою стоимость на себестоимость продукции полностью.
В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• дебиторскую задолженность;
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• краткосрочные финансовые вложения;
• расходы будущих периодов.
б) Внеоборотные активы - характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком
использования более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• долгосрочные финансовые вложения;
• другие виды внеоборотных активов.
3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности.
По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:
а) Операционные активы - представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
В состав операционных активов предприятия включаются:
• производственные основные средства;
• нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс;
• оборотные операционные активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).
б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.
В состав инвестиционных активов предприятия включаются:
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• долгосрочные финансовые вложения;
• краткосрочные финансовые вложения.
4. Характер финансовых источников формирования активов.
В соответствии с этим признаком различают следующие виды активов предприятия:
а) Валовые активы - представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала, привлечённого для финансирования хозяйственной деятельности.
б) Чистые активы - характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется по следующей формуле:
ЧА = А - ЗК,
где ЧА - стоимость чистых активов предприятия;
А - общая сумма всех активов предприятия по балансовой стоимости;
ЗК - общая сумма используемого заемного капитала предприятия.
5. Характер владения активами.
По этому признаку активы предприятия делятся на следующие виды:
а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, принадлежащие ему на правах собственности, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса.
В практике учёта к этой группе также относятся активы, приобретённые предприятием на правах финансового лизинга (находящиеся в полном его владении и также отражаемые в составе его баланса).
б) Арендуемые активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его владении в соответствии с заключенными договорами аренды (оперативного лизинга).
Эти виды активов отражаются на забалансовых счетах учёта.
в) Безвозмездно используемые активы – активы, переданные предприятию для временного хозяйственного использования на бесплатной основе другими субъектами хозяйствования. В составе баланса предприятия эти активы также не отражаются.
6. Степень ликвидности активов.
В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:
а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
В состав активов этого вида входят:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте.
б) Высоколиквидные активы - группа активов предприятия, которая быстро может быть превращена в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
К высоколиквидным активам предприятия относятся:
• краткосрочные финансовые вложения;
• краткосрочная дебиторская задолженность.
в) Средне ликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть превращены в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:
• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Низколиквидные активы - активы предприятия, которые могут быть превращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:
• запасы сырья и полуфабрикатов;
• запасы малоценных и быстроизнашивающихся
предметов;
• активы в форме незавершенного производства;
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• нематериальные активы;
• долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
• безнадежная дебиторская задолженность;
• расходы будущих периодов;
• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в
составе актива баланса предприятия).
7. Характер использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия.
По этому признаку активы предприятия делятся на следующие виды:
а) Используемы активы – виды активов, которые принимают непосредственное участие в операционном или инвестиционном процессе предприятия, обеспечивая формирование его доходов.
б) Неиспользуемые активы – часть активов предприятия, которые будучи сформированными на предшествующих этапах хозяйственной деятельности, не принимают в ней участия в настоящее время в силу различных объективных и субъективных причин.
8. Характер нахождения активов по отношению к предприятию.
По этому признаку активы предприятия делятся на следующие виды:
а) Внутренние активы – характеризуют имущественные ценности (активы) предприятия, находящиеся непосредственно на его территории.
б) Внешние активы – характеризуют активы предприятия, находящиеся вне его пределов у других субъектов хозяйствования, в пути или на ответственном хранении.
С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.
Глава 2. Методы комплексной оценки активов. Понятие целостного имущественного комплекса
В практике финансового менеджмента встречаются многочисленные ситуации, когда активы предприятия создаются не в процессе постепенного их формирования, а путем единовременного их приобретения в форме целостного имущественного комплекса.
Целостный имущественный комплекс представляет собой хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции (работ, услуг), размещенный на предоставленном ему земельном участке.
Совокупность активов предприятия как целостного имущественного комплекса требует иных подходов к оценке их стоимости в сравнении с оценкой отдельных видов активов. В процессе этой оценки должны быть учтены затраты труда по формированию такого целостного имущественного комплекса; оптимальность пропорций сформированной структуры его активов и их способность генерировать прибыль; степень физического и морального износа отдельных видов активов; эффективность отдачи нематериальных активов и ряд других факторов.