Совершенствование управления внеоборотными активами на предприятии (на примере РУП «Гомельский завод литья и нормалей»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:49, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение управленческого анализа внеоборотных активов предприятия, а также разработка проекта совершенствования управления внеоборотными активами предприятия.
Основными задачами работы являются:
1) определение сущности управления, ее функции и виды организационных структур; определение особенностей управления внеоборотными активами;
2) оценка обеспеченности предприятия внеоборотными активами (состав, структура и динамика внеоборотных активов, техническое состояние, анализ движения внеоборотных активов и т.д.);
3) анализ эффективности использования внеоборотных активов;
4) анализ организации управления внеоборотными активами;
5) разработать проект совершенствования управления внеоборотными
активами предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теоретические основы управления внеоборотными активами
предприятия……………………………………………………………..
1.1 Сущность и содержание управления …………………….……......
1.2 Функции и организационные структуры управления на предприятии …………………………………………………………....
1.3 Особенности управления внеоборотными активами………….....
1.4 Управленческий анализ внеоборотных активов ………………….
1.5 Управление обновлением внеоборотных активов……………… .
ГЛАВА 2 Анализ управления внеоборотными активами Республиканскогоунитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»..
2.1 Анализ технико-экономических показателей деятельности РУП «ГЗЛиН»…………………………………………………………………
2.2 Исследование состава, структуры и динамики внеоборотных активов РУП «ГЗЛиН»…………………………………………………
2.3 Анализ интенсивности обновления внеоборотных активов РУП«ГЗЛиН»………………………………………………………………..
2.4 Анализ источников финансирования обновления внеоборотных активов РУП «ГЗЛиН»………………………………………………….
2.5 Анализ эффективности использования внеоборотных активов РУП «ГЗЛиН»…………………………………………………………
2.6 Анализ состояния внеоборотных активов РУП «ГЗЛиН» по степени их изношенности………………………………………………
2.7 Анализ организации управления внеоборотными активами РУП «ГЗЛиН»…………………………………………………………………
ГЛАВА 3 Проект совершенствования управления внеоборотными активами Республиканского унитарного предприятия «Гомельский завод литья и нормалей»……………………………………………………….
3.1 Оценка эффективности внутренних инвестиций в условиях ускоренной амортизации основных средств РУП «ГЗЛиН»………….
3.2 Автоматизация управления внеоборотными активами на РУП «ГЗЛиН»………………………………………………………………….
3.3 Повышение эффективности использования основных средств РУП «ГЗЛиН» за счет роста фондоотдачи……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………………...

Работа содержит 19 файлов

Введение.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.docx

— 15.09 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3.doc

— 270.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3.docx

— 68.78 Кб (Открыть, Скачать)

Глава1.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава1.docx

— 83.21 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

      1. Сущность и содержание управления

 

Институт  управления — или менеджмент — это феноменальное явление в истории человечества. Менее чем за 150 лет он сформировался и приобрел огромный вес и влияние, полностью преобразив социальную и экономическую структуру развитых стран мира. Именно по законам менеджмента была построена глобальная экономика и установлены новые правила игры для стран, которые на равных участвуют в ее развитии. По ходу этого процесса менеджмент и сам претерпел существенные изменения [24, c.6].

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для  определения различных понятий. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению [21, c.13]. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим некоторые из них, получившие наибольшее распространение:

1) менеджмент — это  эффективное и производительное  достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсам [23, с. 18];

2)  менеджмент — это  достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей [33, с. 5];

3) менеджмент — это процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной [40, с. 25].

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия [21,c.14].

Понятие «управление» намного  шире, оно применяется во многих видах человеческой деятельности и  в разных ее сферах (управление в  неживой природе, биологических  системах, управление государством и т.д.), а также применительно к органам управления [45, c.16].

Термин «менеджмент» применяется  лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации (фирмы), действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций [21,c.14].

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей [38].

В рыночно ориентированных  странах термин «менеджмент» употребляется  в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «сопtrol», для государственного или общественного управления — термины «government administration» или «public administration», а также другие термины (например, «business administration»).

Сущность менеджмента  составляет управление организацией (хозяйствующим  субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике [21,c.14].

Прежде всего, это проявляется  в направленности деятельности организаций (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение  требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех  видов продукции и услуг, которые  могут быть реализованы (проданы) и  обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его сущность, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды.

Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами. При этом объективная оценка конечных результатов деятельности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений определяется на рынке в процессе реализации продукции и услуг. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений [21,c.15].

Цель менеджмента –  достижение объектом управления некоего  желаемого состояния, качественно  или количественно отличающегося  в лучшую сторону от существующего [15,c.7].

Следует особо выделить отличительные черты менеджмента, отражающие особенности управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид управленческой деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке [21,c.15].

В-четвертых, менеджмент представляет систему гибкого управления, позволяющую предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия [21,c.16].

Учитывая изложенное, уместно  привести определение менеджмента, данное профессором И.Н. Герчиковой, в большей мере отражающее его сущность: «Менеджмент — самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента» [18, с. 10].

Содержание менеджмента  можно рассматривать в разных аспектах: как науку и практику управления организацией, как эффективное управление предприятием (корпорацией, фирмой) и как процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Менеджмент  как наука и практика управления. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которые обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями для эффективного управления предприятием. Соединение таланта менеджеров и накопленного научного знания в этой области расширяет возможности менеджмента добиваться высоких результатов в управлении деятельностью конкретных организаций на практике.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных  ученых. Среди зарубежных исследователей в дополнение к авторам, определившим развитие известных концепций и школ менеджмента первой половины XX в. следует отметить П. Друкера, П. Дойля, М. Портера; среди отечественных ученых — Д.М. Гвишиани, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, А.И. Анчишкина и других, внесших значительный вклад в развитие управленческой мысли.

Следует отметить, что в  практике управления наиболее ответственной и важной персоной (субъектом управления) является руководитель (управляющий). Именно он владеет основами и технологиями управления как искусством в силу личных качеств, знаний, опыта и навыков, таланта и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой сфере деятельности дает возможность руководителю добиваться желаемых результатов в практике управления конкретными организациями. Поэтому следует понимать и помнить, что менеджмент сформировался как самостоятельная междисциплинарная область знаний, которую принято называть «управленческой мыслью», сочетающая в себе науку, опыт, талант, ноу-хау и владение управленческим искусством [21,c.18].

Основные положения менеджмента  как науки и практики управления нашли воплощение а разработанных подходах, концепциях, принципах и других категориях менеджмента, рассматриваемых ниже.

Менеджмент  как организация управления предприятием представлен конкретными принципами, функциями, методами и технологиями эффективного управления любыми видами хозяйственной деятельности предприятия, направленными на получение прибыли (предпринимательского дохода) и/или решение социальных задач.

Содержание менеджмента  включает совокупность управленческих действий, направленных на детальное представление желаемого результата (целей) с учетом условий внешней среды и возможностей предприятия, а также определение путей и достижение предприятием этих целей.

Достижение конечных результатов (целей) предприятия предполагает преобразование ресурсов (капитала, материальных ресурсов, технологий, информации, трудовых ресурсов) и осуществление различных управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач. Важной составляющей менеджмента является наиболее полное использование трудовых ресурсов предприятия, в том числе развитие их потенциала и создание условий для достижения наилучших результатов труда. Такое понимание менеджмента соответствует сложившемуся понятию эффективного управления предприятием.

Менеджмент  как процесс принятия управленческих решений.

Любая ситуация, возникающая  в процессе управления организацией (предприятием, его структурным подразделением), всегда связана с конкретной проблемой. Разрешение возникающих проблем определяет конкретные задачи для руководителя (менеджера) и требует от него принятия решения, в том числе в отношении формулирования целей успешной деятельности организации и программы действий по их достижению. Это касается всех уровней управления. Проблему в этом случае можно определить как фактическое состояние объекта управления и результат его деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату [21,c.19].

Решение проблемы представляет процесс, состоящий из последовательности сменяющих друг друга действий. Этот процесс начинается с момента обнаружения проблемы (проблемной ситуации) и завершается реализацией выбранного решения (лучшего варианта возможных альтернатив) с оценкой результата снятия проблемы. Реализацию процесса разрешения конкретной проблемы называют циклом управления.

Управление организацией представляет последовательность реализации управленческих циклов при реализации ее хозяйственной деятельности. Определение вида деятельности и желаемого результата этой деятельности также рассматриваются как соответствующие управленческие циклы.

Формирование  и принятие решений по конкретным проблемам (по разрешению проблемных ситуаций) является ключевым элементом процесса управления организацией при реализации всех функций менеджмента. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контроля за его выполнением [21,c.20].

Каждый аспект подхода  к изучению менеджмента как системы  управления предприятием требует, во-первых, ее изучения в статике и динамике, во-вторых, в рамках глобальной и локальной деятельности предприятия, в-третьих, на текущий момент и на перспективу. Это находит отражение в формулировке целей, методов их достижения, определении организационной структуры управления для обеспечения эффективного управления функционированием предприятия как объекта управления.

Глава2.doc

— 566.50 Кб (Открыть, Скачать)

Глава2.docx

— 149.73 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.docx

— 17.92 Кб (Открыть, Скачать)

рЕФЕРАТ.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

рЕФЕРАТ.docx

— 12.33 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.doc

— 24.56 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание.docm

— 13.55 Кб (Скачать)

Содержание.docx

— 13.80 Кб (Открыть, Скачать)

Список.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Список.docx

— 21.82 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.docx

— 12.80 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствование управления внеоборотными активами на предприятии (на примере РУП «Гомельский завод литья и нормалей»)