Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель данного курсового проекта - проанализировать состояние учёта и управление дебиторской задолженностью в соответствии с современными требованиями и разработать пути усовершенствования.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. дать теоретическую основу для темы «Состояние и повышение эффективности управления дебиторской задолженностью»;
2. рассмотреть состояние учёта и управление дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» Сараевского района Рязанской области;
3. выявить недостатки в управлении дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью в организации 5
1. 1 Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью 5
1.2 Финансирование дебиторской задолженности и её влияние на формирование кредитной политики организации 9
2. Состояние управления дебиторской задолженностью 13
ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. Произв.-экономическая характеристика ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. 1. Структура, землепользование ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. 2. Специализация ЗАО «Кривское АО» 14
2.1.3 Экономическая эффективность использования основных средств в ЗАО «Кривское АО» 16
2. 1. 4. Производительность труда в ЗАО «Кривское АО» 17
2.1.5. Динамика цены и себестоимости единицы продукции 17
ЗАО «Кривское АО» 17
2.1.6. Уровень и эффективность интенсификации производства 18
2.1.7. Элементы учетной политики, оказывающие влияние на формирование финансового результата 19
2.1.8 Финансовые результаты производственной деятельности 19
2.1.9 Основные относительные показатели финансовой устойчивости и платежеспособности 20
2. 2 Состояние в ЗАО «Кривское АО» управления дебиторской задолженностью 22
2. 3 Анализ состояния и эффективности управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» 24
3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» 27
Выводы и предложения 35
Список литературы: 38
Следовательно, исходя из данных двух вышеуказанных таблиц, предприятию выгоднее пользоваться услугами факторинговой фирмы.
Для «пассивного» варианта страхования организации от риска непогашения задолженности можно создать резерв по сомнительным долгам.
Резерв по сомнительным долгам следует создать по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, которая должна обеспечить не только достоверность сведений о размере дебиторской задолженности, но и о получении данных о платёжеспособности покупателей. Резерв формируется в конце отчётного, 2009 г. Кроме актов инвентаризации используются следующие документы: договоры на поставку продукции; товарно-транспортные накладные и счета-фактуры на отпуск продукции. В случаях просроченной дебиторской задолженности (которой у нас не наблюдается), к данным документам могут быть приложены решения суда об отказе в иске к дебитору о взыскании долга; выписка из российского реестра юридических лиц о ликвидации дебитора (или аналогичное письмо налогового органа); справка из органов МВД о невозможности сообщить местонахождение дебитора.
На конец 2009 г. размер дебиторской задолженности составляет – 60040 тыс. руб.
Так
как средний период погашения
дебиторской задолженности
60040 тыс. руб.×0,35=21014 тыс. руб.
Ежемесячные отчисления в данный резерв должны составить: 21014 тыс. руб./12 мес.≈1751,167 тыс. руб.
С
помощью данного резерва можно
будет проводить списание возникших
невостребованных долгов. Если до конца
года, следующего за годом создания резерва
этот резерв не будет полностью использован,
неизрасходованные суммы будут списаны
на финансовые результаты [11]
3. Действия по отношению к «недобросовестным дебиторам».
3. 1. Напоминание об оплате. На следующий день после истечения срока платежа необходимо сделать напоминание. Стандартное письмо, распечатанное принтером на бумаге и адресованное в бухгалтерию, наверняка не возымеет результата. При приеме заказа следует выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. Для ЗАО «Кривское АО» предлагаю следующую форму заказного письма (Приложение В). Письма могут направляться клиентам до наступления срока платежа (за 3 дня — напоминание), через 3 и через 5-10 дней после наступления срока оплаты.
3. 2. Последующие телефонные звонки. Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить лицу, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности.
3. 3. Дальнейшие действия. Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия, так как промедление, а точнее, откладывание, скорее всего, значительно уменьшит шансы на получение оплаты. В зависимости от суммы долга следует обраться либо в агентство по взысканию долга, либо к юристу.
4.Мониторинг состояния дебиторской задолженности.
Распределение
дебиторской задолженности по срокам
возникновения в разрезе
Подход
с позиции платёжной дисциплины
помогает выявить и оценить изменения
платёжного поведения клиентов независимо
от изменения объёма реализации. Наиболее
простым и действенным
Оценка
реального состояния
5. Система критериев для оценки платежеспособности предприятий – потенциальных дебиторов.
Стандарты кредитоспособности – минимальный уровень кредитоспособности претендента на получение товаров фирмы в кредит. Организации необходимо произвести оценку каждого отдельного претендента на получение продукции в кредит.
Процедура такой оценки должна включает три этапа:
1) сбор информации о претенденте на получение кредита;
2) анализ полученной информации с целью определения уровня кредитоспособности;
3)
принятие решения о
Определение системы
На основании результатов оценки кредитоспособности следует проводить группировку покупателей (Приложение Г, таблица 4).
На основе всей этой информации принимать решение о возможности продажи товаров в кредит.
В заключении курсового проекта можно подвести следующие итоги.
Глава 1 «Теоретические основы управления дебиторской задолженностью в организации» позволяет сделать выводы о том, что дебиторская задолженность - сумма стоимости отгруженных товаров, произведённых работ ли оказанных услуг, ожидаемая к уплате в сроки в соответствии с контрактом дебиторами (кредитуемыми юридическими или физическими лицами).
Наличие просроченной задолженности создаёт финансовые затруднения. Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятие оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.
Основная цель управления дебиторской задолженностью – постоянное увеличение объёмов реализации продукции при оптимизации уровня дебиторской задолженности и обеспечения своевременной её инкассации.
Дебиторская
задолженность – результат
Итоги по главе 2 «Состояние управления дебиторской задолженностью ЗАО «Кривское АО» говорят о том, что ЗАО «Кривское АО» - предприятие преобладающе зернового направления со средней специализацией производства, а также с введением в 2009 г. мясного и молочного направлений с наблюдающейся отрицательной тенденцией: и общий уровень рентабельности, и уровень рентабельности продаж падает из-за увеличения себестоимости реализованной продукции, но небольшим – прибыли от реализации.
Ситуация с платёжеспособностью в ЗАО «Кривское АО», на первый взгляд, находится не на самом лучше уровне. Однако следует иметь в виду то обстоятельство, что данная организация имеет сельскохозяйственное назначение, а для таких предприятий характерно низкое значение абсолютно ликвидных активов (денежных средств на расчётных счетах).
За 3 рассматриваемых года в ЗАО «Кривское АО» присутствует лишь краткосрочная дебиторская задолженность, среди которой не наблюдается просроченной, что положительно характеризует состояние данной задолженности. По причине общего уменьшения суммы дебиторской задолженности из-за сокращения объёмов продажи сельскохозяйственной продукции практически по всем основным и прочим дебиторам произошло снижение задолженности. Дебиторская задолженность недостаточна для покрытия кредиторской.
Состояние учёта дебиторской задолженности в ЗАО «Кривское АО» находится на приемлемом уровне. Однако управление ею же содержит недостатки в виде недостаточной аналитической работы. Таким образом, основным недостатком управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» является несвоевременное планирование работы с дебиторами, так как погашение дебиторской задолженности в ЗАО «Кривское АО» по срокам и суммам не сочетается с планируемым погашением кредиторской задолженности. Следовательно, на финансирование кредиторской задолженности отвлекаются дополнительные средства из выручки, которая могла бы не использоваться на данные цели, а быть применённой для укрепления финансового положения организации.
Так как в ЗАО «Кривское АО» существующие действия для управления дебиторской задолженностью не представляют собой единое целое, то в 3 главе «Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» предлагаются следующие мероприятия управления дебиторской задолженностью.
1.
Учёт дебиторской
2. Организация текущей работы с дебиторами.
Для текущей работы с дебиторами рассматривались два варианта поведения предприятия: репрессивный вариант, продажа прав на дебиторскую задолженность фактор-фирме (факторинг) и «поощрительный» вариант, предложение скидок, в сложившихся условиях в ЗАО «Кривское АО» в отчётном 2009 г.
Результаты расчётов показали, что обращение к факторинговой фирме выгоднее, чем введение политики скидок, так как при предоставлении скидки в 2% организации в сложившихся условиях не выгодно использовать политику скидок с позиции улучшения состояния дебиторской задолженности: её показатели остались стабильны. Однако положительным моментом может являться увеличение выручки на 23%. Обращение же к факторинговой компании позволит увеличить выручку на 40%, число оборотов дебиторской задолженности на 50%, оборачиваемость в днях снизилась на 2 месяца.
Для «пассивного» варианта страхования организации от риска непогашения задолженности можно создать резерв по сомнительным долгам.
3. Действия по отношению к «недобросовестным дебиторам».
4. Мониторинг состояния дебиторской задолженности.
5.
Система критериев для оценки платежеспособности
предприятий – потенциальных дебиторов.