Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель данного курсового проекта - проанализировать состояние учёта и управление дебиторской задолженностью в соответствии с современными требованиями и разработать пути усовершенствования.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. дать теоретическую основу для темы «Состояние и повышение эффективности управления дебиторской задолженностью»;
2. рассмотреть состояние учёта и управление дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» Сараевского района Рязанской области;
3. выявить недостатки в управлении дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью в организации 5
1. 1 Экономическая сущность управления дебиторской задолженностью 5
1.2 Финансирование дебиторской задолженности и её влияние на формирование кредитной политики организации 9
2. Состояние управления дебиторской задолженностью 13
ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. Произв.-экономическая характеристика ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. 1. Структура, землепользование ЗАО «Кривское АО» 13
2. 1. 2. Специализация ЗАО «Кривское АО» 14
2.1.3 Экономическая эффективность использования основных средств в ЗАО «Кривское АО» 16
2. 1. 4. Производительность труда в ЗАО «Кривское АО» 17
2.1.5. Динамика цены и себестоимости единицы продукции 17
ЗАО «Кривское АО» 17
2.1.6. Уровень и эффективность интенсификации производства 18
2.1.7. Элементы учетной политики, оказывающие влияние на формирование финансового результата 19
2.1.8 Финансовые результаты производственной деятельности 19
2.1.9 Основные относительные показатели финансовой устойчивости и платежеспособности 20
2. 2 Состояние в ЗАО «Кривское АО» управления дебиторской задолженностью 22
2. 3 Анализ состояния и эффективности управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» 24
3. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью в ЗАО «Кривское АО» 27
Выводы и предложения 35
Список литературы: 38
ФГОУ ВПО
«РЯЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра
«Финансы и кредит»
Курсовой проект
по дисциплине «Финансовый менеджмент»
на тему
«Состояние и пути повышения эффективности
управления дебиторской задолженностью
в ЗАО «Кривское АО» Сараевского района
Рязанской области»
Выполнила: студентка 4 курса (43 гр.)
очного отделения
по специальности: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Чекалкина
Н. М.
РЯЗАНЬ
2010 г.
Содержание:
В современных рыночных условиях хозяйствования прибыльность работы организации – важнейший показатель, который определяет саму цель существования хозяйствующего субъекта наряду с развитием и совершенствованием самого предприятия [12].
Ввиду этого большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятие оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.
От управления дебиторской задолженностью зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов. Основная цель управления – постоянное увеличение объёмов реализации продукции при оптимизации уровня дебиторской задолженности и обеспечения своевременной её инкассации.
Объектом моего исследования является зерно–молочное производство ЗАО «Кривское АО» Сараевского района Рязанской области.
Цель данного курсового проекта - проанализировать состояние учёта и управление дебиторской задолженностью в соответствии с современными требованиями и разработать пути усовершенствования.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
Теоретическую основу данного курсового проекта составляют труды учёных в сфере финансового менеджера.
В качестве источников информации была использована научная, методическая литература по изучаемой проблеме, нормативно-справочные материалы, данные годовых отчётов ЗАО «Кривское АО» за 2007 – 2009 г.г.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчётов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведённую продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, ёмкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчётов и др. [7].
Таким образом, дебиторская задолженность - сумма стоимости отгруженных товаров, произведённых работ ли оказанных услуг, ожидаемая к уплате в сроки в соответствии с контрактом дебиторами (кредитуемыми юридическими или физическими лицами).
Дебиторская задолженность делится на две группы:
1. дебиторская задолженность за товары, срок оплаты которых не наступил (нормальная);
2. дебиторская задолженность, не оплаченная в срок, предусмотренным договором:
2. 2. ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;
2. 3.труднореализуемая;
2. 4. сомнительная;
2. 5. безнадёжная [1].
По данным финансовой отчётности различают:
1. краткосрочную дебиторскую задолженность – задолженность со сроком погашения менее чем через 12 месяцев после отчётной даты;
2. долгосрочную задолженность - задолженность со сроком погашения более чем через 12 месяцев после отчётной даты .
Наличие просроченной задолженности создаёт финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшения прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей [8].
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятие оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.
Резкое увеличение дебиторской задолженности и доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительности кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объёма продаж, либо неплатёжеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся. Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно [12].
От управления дебиторской задолженностью зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов. Основная цель управления – постоянное увеличение объёмов реализации продукции при оптимизации уровня дебиторской задолженности и обеспечения своевременной её инкассации.
Основные этапы управления дебиторской задолженностью:
1. анализ состояния дебиторской задолженности за предшествующие периоды;
2.
разработка (корректировка) кредитной
политики предприятия на
3. оценка и классификация потенциальных покупателей в зависимости от объёмов закупок, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
4.
разработка эффективной
5.
обеспечение использования на
предприятии современных форм
рефинансирования дебиторской
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платёжной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объёма товаров, уровень текущей платёжеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия-продавца. Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчётности, от специализованных информационных агентств, из неформальных источников. В России более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока не налажено [13].
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчётов с покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов, система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др. процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления предприятия.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам её возникновения; наиболее распространённая классификация предусматривает следующую группировку (в днях): 0 – 30; 31 – 60; 61 – 90; 90 – 120; свыше 120 [2].
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние организации, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приёмами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие, как секьюритизация и факторинг.
Метод секьюритизации предполагает участие двух банков в кредитной операции. Поскольку любая кредитная сделка выполняется в два этапа: первый – разработка условий и заключение сделки, второй – предоставление отсрочки дебитору, суть секьюритизации состоит в том, чтобы эти этапы выполнялись разными банками.
Факторинг представляет собой один из способов кредитования торговых операций, при котором специализированная организация (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю, и сама взыскивает долг. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможностью неуплаты долга. Большую часть суммы (60 – 90%) поставщик за поставленную продукцию получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок, определённый фактор-соглашением, причём независимо от текущего финансового положения покупателя. Эта операция достаточна дорогая для предприятия. В западной практике нередки случаи, когда потери составляют до 50% суммы дебиторской задолженности [7].
Дебиторская задолженность – результат предоставления кредита клиентам, следовательно, предприятию необходимо тщательно разработанная кредитная политика, позволяющая регулировать уровень и структуру дебиторской задолженности.
Кредитная политика – набор правил, которые определяют условия предоставления кредита покупателям. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам:
1. Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учёт влияния инфляции).
2. Стандарты кредитоспособности. Предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надёжен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.