Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ГМФ.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Рисунок 5. Динамика расходов на национальную экономику за 2008, 2009 и 2010 годы 

    Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд. руб.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд. руб.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд. руб.) (рисунок 6.). 

Рисунок 6. Динамика расходов на общегосударственные вопросы в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы 

      Согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд. руб.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. руб., или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

      Таким образом, превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд. рублей (6,8% ВВП России-2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на «внутренние» источники (займы внутри страны и расходование резервов) и «внешние» (займы у иностранных государств и финансовых организаций).

Рисунок 7. Источники финансирования дефицита бюджета-2010 

    За  счет внутренних источников будет покрыто  85% дефицита-2010 и 15% — за счет внешних. Более подробная структура «внешних» и «внутренних» источников финансирования приведена на рисунке 8. 

Рисунок 8. Внешние и внутренние источники финансирования дефицита, млрд. руб. 

      Как видно из распределения, основными источниками покрытия дефицита-2010 являются 3 статьи:

      средства резервного фонда и фонда национального благосостояния — 2245,8 млрд. руб. (76,4% от дефицита-2010 и в то же время — около 44% от совокупных средств резервных фондов).

      выпуск государственных обязательств в рублях — 588 млрд. руб. (19,3% от дефицита-2010).

      выпуск государственных обязательств в иностранной валюте — 552,5 млрд. руб. (19% от дефицита-2010).

      Как видно, общая сумма средств, которую предполагается привлечь с помощью этих источников, на 429,8 млрд. руб. больше, чем сумма дефицита-2010. Это обусловлено тем, что другие статьи, которые формально называются источниками финансирования, в 2010 году сами потребуют расходов средств в сумме 429,8 млрд. руб., то есть фактически будут не источниками финансирования, а наоборот – источниками дополнительных расходов, которые формально не попадают в дефицит. Такими «отрицательными» источниками финансирования будут, например, расходы на покупку ценных камней и металлов, выдача кредитов и ссуд другим бюджетам, погашение задолженностей перед иностранными государствами и организациями по взятым ранее кредитам и т. д. (рисунок 8).

      В то же время, если от выпуска государственных  обязательств в рублях и иностранной  валюте планируется для покрытия дефицита в итоге привлечь в сумме около 1120,8 млрд. руб., то фактически новых обязательств будет выпущено на большую сумму – часть этих средств пойдет на покрытие обязательств, выпущенных в прошлые годы. Так, как видно из графика новых обязательств, в рублях будет выпущено на 844,1 млрд. руб. (из них 275,7 млрд. пойдет на покрытие «старых» обязательств), а новых государственных ценных бумаг в иностранной валюте будет выпущено на сумму 602,9 млрд. руб. (из них 50,4 млрд. пойдет на покрытие обязательств по бумагам, выпущенным в прошлые годы). Общая сумма новых зарубежных кредитов (ценные бумаги в иностранной валюте и новые кредиты у иностранных государств и международных организаций) составит 614 млрд. руб. ($18 млрд.). С учетом этих заимствований государственный внешний долг РФ к концу 2010 года составит до $63,3 млрд., что ~5% от ВВП.

      Таким образом, дефицит бюджета в 2010 году составит 2937 млрд. рублей. Более 76% этой суммы предполагается покрыть за счет средств стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния. Остальные средства, примерно в равной доле, будут привлечены за счет выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях и иностранной валюте[9].

 

     Заключение 

      Бюджетная политика связана с разработкой  и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов.

      Согласно  бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание  предпосылок для устойчивого социально-экономического развития  страны в посткризисный  период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

      Бюджет  не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать  источники повышения конкурентоспособности  российской экономики, ее модернизации и технологического обновления [13].

      В связи с этим определены основные задачи, которые необходимо решить. К некоторым из них относятся:

      обеспечение исполнение социальных обязательств;

      ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;

      переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

      определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;

      обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.

      Также в бюджетном послании определены направления по совершенствованию  технологий формирования и исполнения бюджета.

      Под воздействием мирового финансового кризиса доходы федерального бюджета снижаются. И хотя в предыдущие годы была заложена хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере, бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Поэтому нужно добиваться эффективного управления экономическими процессами и бюджетами всех уровней.

      Необходимо осуществлять бюджетное планирование в соответствии с текущей экономической конъюнктурой и прогнозами на следующие периоды, как ближайшие, так и в долгосрочной перспективе. Возникла потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по сравнению с 2009 годом. Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств.

      Для покрытия дефицита бюджета в 2009 году из резервного фонда было выделено более двух триллионов рублей и согласно распоряжению Правительства РФ Минфин в первом полугодии 2010 года может выделить еще 1142 млн. рублей из фонда на покрытие дефицита. Однако, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему, необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда.

      Следует рассмотреть возможности по сдерживанию  темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения  в финансировании дефицита бюджета  доли государственных заимствований  и, на последующем этапе, средств  от приватизации федерального имущества.

      Кроме того, при значительном снижении доходов  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, что потребует  предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соответствующих соглашений об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.

      Таким образом, в ближайшие несколько  лет дефицита федерального бюджета  избежать не получится. Кроме того, после выхода экономики страны из кризиса увеличится бремя государственного долга в связи с увеличением заимствований для покрытия дефицита бюджета в кризисный период.

      Сбалансированность  бюджета – это не самоцель. В  зависимости от ситуации в экономической сфере бюджет может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо. При профиците бюджета средства можно направлять в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния для последующего использования для стабилизации экономики (как это было сделано в 2009 году и запланировано в 2010 году). Дефицит бюджета также можно считать «положительным» явлением, когда средства вкладываются в развитие экономики, чтобы впоследствии они принесли свои дивиденды.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. 27.12.2009г.)// СПС Консультант Плюс;

      2. Александров И.М. Бюджетная система  Российской Федерации: учебник 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 486 с.

      3. Мысляева И.Н. Государственные  и муниципальные финансы: учебник.  Изд. 2-е, перераб. и доп. —  М: ИНФРА-М, 2007.– 360 с.

      4. Куликов, Н.И. Современная бюджетная  система России : учеб. пособие /Н.И.  Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю.  Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 104 с.

      5. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие  /Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 115 с.

      6. Экономика: учебник /Под редакцией  доц. А.С. Булатова – М.: Издательство  БЕК, 1995. – 632 с.

      7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.

      8. Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. – 104 с.

      9. flime.ru. Источники финансирования дефицита-2010.

      10. Скурихина Т.Г. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для дистанц. обучения / Т.Г. Скурихина; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 239 с.

      11. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат.– М., 2009.  –  795 с.

      12. Интернет-сайт РИА-Новости – rian.ru.

      13. Официальный сайт Президента  России – kremlin.ru.

Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит