Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.
Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Рисунок
5. Динамика расходов на национальную экономику
за 2008, 2009 и 2010 годы
Статья
«Общегосударственные вопросы» увеличивается
на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых
в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей
обусловлен, в основном, ростом расходов
на международные отношения и международное
сотрудничество (+34,5 млрд. руб.), на обслуживание
государственного и муниципального долга
(+101 млрд. руб.), а также ростом расходов
на «другие общегосударственные вопросы»
(+113 млрд. руб.) (рисунок 6.).
Рисунок
6. Динамика расходов на общегосударственные
вопросы в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы
Согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд. руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. руб., или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.
Таким образом, превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд. рублей (6,8% ВВП России-2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на «внутренние» источники (займы внутри страны и расходование резервов) и «внешние» (займы у иностранных государств и финансовых организаций).
Рисунок
7. Источники финансирования дефицита
бюджета-2010
За
счет внутренних источников будет покрыто
85% дефицита-2010 и 15% — за счет внешних. Более
подробная структура «внешних» и «внутренних»
источников финансирования приведена
на рисунке 8.
Рисунок
8. Внешние и внутренние источники финансирования
дефицита, млрд. руб.
Как видно из распределения, основными источниками покрытия дефицита-2010 являются 3 статьи:
средства резервного фонда и фонда национального благосостояния — 2245,8 млрд. руб. (76,4% от дефицита-2010 и в то же время — около 44% от совокупных средств резервных фондов).
выпуск государственных обязательств в рублях — 588 млрд. руб. (19,3% от дефицита-2010).
выпуск государственных обязательств в иностранной валюте — 552,5 млрд. руб. (19% от дефицита-2010).
Как видно, общая сумма средств, которую предполагается привлечь с помощью этих источников, на 429,8 млрд. руб. больше, чем сумма дефицита-2010. Это обусловлено тем, что другие статьи, которые формально называются источниками финансирования, в 2010 году сами потребуют расходов средств в сумме 429,8 млрд. руб., то есть фактически будут не источниками финансирования, а наоборот – источниками дополнительных расходов, которые формально не попадают в дефицит. Такими «отрицательными» источниками финансирования будут, например, расходы на покупку ценных камней и металлов, выдача кредитов и ссуд другим бюджетам, погашение задолженностей перед иностранными государствами и организациями по взятым ранее кредитам и т. д. (рисунок 8).
В то же время, если от выпуска государственных обязательств в рублях и иностранной валюте планируется для покрытия дефицита в итоге привлечь в сумме около 1120,8 млрд. руб., то фактически новых обязательств будет выпущено на большую сумму – часть этих средств пойдет на покрытие обязательств, выпущенных в прошлые годы. Так, как видно из графика новых обязательств, в рублях будет выпущено на 844,1 млрд. руб. (из них 275,7 млрд. пойдет на покрытие «старых» обязательств), а новых государственных ценных бумаг в иностранной валюте будет выпущено на сумму 602,9 млрд. руб. (из них 50,4 млрд. пойдет на покрытие обязательств по бумагам, выпущенным в прошлые годы). Общая сумма новых зарубежных кредитов (ценные бумаги в иностранной валюте и новые кредиты у иностранных государств и международных организаций) составит 614 млрд. руб. ($18 млрд.). С учетом этих заимствований государственный внешний долг РФ к концу 2010 года составит до $63,3 млрд., что ~5% от ВВП.
Таким образом, дефицит бюджета в 2010 году составит 2937 млрд. рублей. Более 76% этой суммы предполагается покрыть за счет средств стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния. Остальные средства, примерно в равной доле, будут привлечены за счет выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях и иностранной валюте[9].
Заключение
Бюджетная
политика связана с разработкой
и использованием государственного
бюджета и бюджетов территориально-
Согласно бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Бюджет
не должен становиться ни источником
финансовой нестабильности, ни дополнительным
фактором падения деловой активности.
Бюджетная политика должна создавать
источники повышения
В связи с этим определены основные задачи, которые необходимо решить. К некоторым из них относятся:
обеспечение исполнение социальных обязательств;
ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;
определение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.
Также в бюджетном послании определены направления по совершенствованию технологий формирования и исполнения бюджета.
Под воздействием мирового финансового кризиса доходы федерального бюджета снижаются. И хотя в предыдущие годы была заложена хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере, бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Поэтому нужно добиваться эффективного управления экономическими процессами и бюджетами всех уровней.
Необходимо осуществлять бюджетное планирование в соответствии с текущей экономической конъюнктурой и прогнозами на следующие периоды, как ближайшие, так и в долгосрочной перспективе. Возникла потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по сравнению с 2009 годом. Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств.
Для покрытия дефицита бюджета в 2009 году из резервного фонда было выделено более двух триллионов рублей и согласно распоряжению Правительства РФ Минфин в первом полугодии 2010 года может выделить еще 1142 млн. рублей из фонда на покрытие дефицита. Однако, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему, необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда.
Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения в финансировании дефицита бюджета доли государственных заимствований и, на последующем этапе, средств от приватизации федерального имущества.
Кроме того, при значительном снижении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, что потребует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соответствующих соглашений об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.
Таким образом, в ближайшие несколько лет дефицита федерального бюджета избежать не получится. Кроме того, после выхода экономики страны из кризиса увеличится бремя государственного долга в связи с увеличением заимствований для покрытия дефицита бюджета в кризисный период.
Сбалансированность бюджета – это не самоцель. В зависимости от ситуации в экономической сфере бюджет может иметь как положительное, так и отрицательное сальдо. При профиците бюджета средства можно направлять в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния для последующего использования для стабилизации экономики (как это было сделано в 2009 году и запланировано в 2010 году). Дефицит бюджета также можно считать «положительным» явлением, когда средства вкладываются в развитие экономики, чтобы впоследствии они принесли свои дивиденды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. 27.12.2009г.)// СПС Консультант Плюс;
2.
Александров И.М. Бюджетная
3.
Мысляева И.Н. Государственные
и муниципальные финансы:
4.
Куликов, Н.И. Современная
5.
Седов В.В. Экономическая
6.
Экономика: учебник /Под
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник. – 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2006. – 654 с.
8. Яллай В.А. Макроэкономика. Псков, ПГПИ, 2003. – 104 с.
9. flime.ru. Источники финансирования дефицита-2010.
10. Скурихина Т.Г. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для дистанц. обучения / Т.Г. Скурихина; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 239 с.
11.
Российский статистический
12. Интернет-сайт РИА-Новости – rian.ru.
13. Официальный сайт Президента России – kremlin.ru.
Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит