Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ГМФ.doc

— 308.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального  образования

«Сибирская  академия государственной  службы» 

Институт  переподготовки специалистов 

Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: Государственные и муниципальные финансы 
 

    Тема: Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит 
     
     
     
     

                Выполнил:

                Специальность:

                Группа:  
                 

                Руководитель:  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Новосибирск 2010

Содержание:

Введение 3

1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5

1.1 Понятие  бюджета 5

1.2. Профицит и дефицит бюджета 8

1.3. Решение  проблемы сбалансированности бюджета 13

1.4. Пути  сокращения бюджетного дефицита  и сбалансирования бюджета 15

2. Анализ  динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17

2.1. Размер дефицита бюджета Российской  Федерации, источники его финансирования 17

2.2. Анализ динамики дефицита и  профицита федерального бюджета  РФ в 2005-2009 годах 19

2.3. Общие параметры бюджета-2010 и  источники финансирования его дефицита 21

Заключение 29

Список  использованной литературы 32 
 
 
 

 

Введение 

      Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная  политика. Бюджетная политика —  это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

      В качестве критериев эффективности  бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели:

      уровень собираемости бюджетных доходов;

      уровень выполняемых бюджетных обязательств;

      величина  бюджетного дефицита и темпы роста  государственного долга;

      уровень монетизации бюджетного дефицита;

      величина  валютных резервов, используемых для  финансирования бюджетного дефицита;

      динамика  ВВП;

      степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

      Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система  общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

      Основу  системы государственного регулирования  социально-экономических процессов  составляют отношения по поводу перераспределения  доходов. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Она представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, его экономическое и социальное состояния и политическое положение.

      В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

      Однако  финансовая система, центральное место которой занимает бюджет, зачастую сталкивается с проблемой сбалансированности. Именно эта проблема является одним из важнейших вопросов государственных финансов.

      Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических  показателей любой страны. Состояние бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому проблема сбалансированности бюджета актуальна и ей уделяется большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

      Цель  курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.

      Задачи  исследования:

      раскрыть  понятие профицита и дефицита бюджета;

      показать  возможности сокращения профицита  бюджета и источники финансирования его дефицита;

      изложить  аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;

      дать  оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;

      изучить прогноз дефицита федерального бюджета  РФ на 2010г. и источники его финансирования.

      Объект  исследования – бюджетный дефицит и профицит.

      Предмет исследования – управление дефицитом (профицитом) бюджета.

      Информационной  базой исследования являются нормативные  акты, научная литература, периодические  издания.

 

       1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 

      1.1 Понятие бюджета 

      Основу  экономического кругооборота составляет бюджет.

      Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

      Государственный бюджет представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти.

      Государственный бюджет можно рассматривать с  двух позиций:

      как экономическую категорию;

      как финансовый план.

      По  своей экономической сущности государственный  бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с  физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

      Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, даёт органом власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

      С помощью бюджетов, так же как и  посредством связанных с ними налогообложения и налоговых  льгот, субсидий и субвенций, государственных  инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

      Сущностные  особенности бюджетных отношений:

      бюджетные отношения опосредуют безвозмездное  движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;

      объектом  бюджетного перераспределения может  выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;

      сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса, так  как отношения возникают лишь при формировании, распределении  и использовании бюджетных средств;

      участниками бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;

      бюджетные отношения формируют центральное  звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия: государство стремится учитывать потребности расширенного воспроизводства и через бюджетные расходы формирует пропорции перераспределения финансовых ресурсов между подразделениями общественного производства, отраслями, территориями и т.д.;

      бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством. 

      1.2. Профицит и дефицит бюджета 

      Бюджет отражает все доходы и расходы субъекта, а, следовательно, и изменение объема его имущества в текущем периоде.

      Идеальное исполнение государственного бюджета  – это полное покрытие расходов доходами. В случае образования остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, говорят о профиците бюджета. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Если имеется дефицит бюджета, то размер имущества сокращается; если возникает избыток бюджета, то этот размер возрастает.

      Различают первичный профицит бюджета – превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

      Наличие профицита бюджета еще не говорит  о «здоровье» экономики. Прежде надо изучить природу профицита и  условия его появления. Планирование бюджета с профицитом может говорить о том, что имеются источники финансирования программ для развития экономики страны, но в данном случае они не будут задействованы. В определенных условиях это может негативно отразиться на состоянии экономики в целом.

      Если  профицит бюджета обнаружится в  процессе исполнения бюджета, то и здесь  его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при полном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит