Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.
Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Федеральное агентство по образованию
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская
академия государственной
службы»
Институт
переподготовки специалистов
Кафедра
финансов и кредита
Курсовая работа
по дисциплине: Государственные
и муниципальные финансы
Тема:
Состояние
бюджета: сбалансированность, профицит
и дефицит
Выполнил:
Специальность:
Группа:
Руководитель:
Новосибирск 2010
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути
сокращения бюджетного
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета
Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального
бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Введение
Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели:
уровень собираемости бюджетных доходов;
уровень
выполняемых бюджетных
величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
динамика ВВП;
степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Основу
системы государственного регулирования
социально-экономических
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.
Однако финансовая система, центральное место которой занимает бюджет, зачастую сталкивается с проблемой сбалансированности. Именно эта проблема является одним из важнейших вопросов государственных финансов.
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Состояние бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому проблема сбалансированности бюджета актуальна и ей уделяется большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать
возможности сокращения профицита
бюджета и источники
изложить
аспекты нормативно-
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Предмет исследования – управление дефицитом (профицитом) бюджета.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, научная литература, периодические издания.
1. Теоретические основы образования профицита
и дефицита бюджета
1.1
Понятие бюджета
Основу экономического кругооборота составляет бюджет.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].
Государственный бюджет представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:
как экономическую категорию;
как финансовый план.
По
своей экономической сущности государственный
бюджет представляет денежные отношения,
возникающие у государства с
физическими и юридическими лицами
относительно перераспределения
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, даёт органом власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.
Сущностные
особенности бюджетных
бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
объектом бюджетного перераспределения может выступать (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
сфера
действия бюджетных отношений
участниками бюджетных отношений выступают: государство (в лице органов власти различных уровней) и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. почти все участники общественного производства - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
бюджетные
отношения формируют
бюджетные
отношения строго регламентируются
бюджетным и налоговым
1.2.
Профицит и дефицит бюджета
Бюджет отражает все доходы и расходы субъекта, а, следовательно, и изменение объема его имущества в текущем периоде.
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами. В случае образования остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, говорят о профиците бюджета. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Если имеется дефицит бюджета, то размер имущества сокращается; если возникает избыток бюджета, то этот размер возрастает.
Различают первичный профицит бюджета – превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
Наличие профицита бюджета еще не говорит о «здоровье» экономики. Прежде надо изучить природу профицита и условия его появления. Планирование бюджета с профицитом может говорить о том, что имеются источники финансирования программ для развития экономики страны, но в данном случае они не будут задействованы. В определенных условиях это может негативно отразиться на состоянии экономики в целом.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при полном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.
Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит