Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.
Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
В случае профицита также могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Для решения проблемы бюджетного дефицита мировая практика знает несколько основных способов [8]:
1. Сокращение бюджетных расходов.
2.
Изыскания источников
3.
Выпуск (эмиссия) необеспеченных
денег, используемых для
4.
Одалживание денег у граждан,
банков, хозяйственных организаций,
других государств и
Основным способом покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы – внутренние и внешние. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Кроме государственных займов у большинства развитых стран существует опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америки и Африки, такая практика применялась и в России.
Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Финансирование дефицита государственного бюджета путём увеличения налоговых поступлений предполагает, как правило, снижение ставок налогообложения для достижения ими оптимального уровня, что позволит в перспективе расширить базу налогообложения.
В коротком периоде снижение налоговых ставок может привести к увеличению бюджетного дефицита вследствие сокращения налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, снижение налоговых ставок вызовет повышение спроса на деньги. При неизменном их предложении произойдёт повышение процентных ставок, следствием чего будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.
2. Анализ динамики дефицита и профицита
федерального бюджета РФ
2.1.
Размер дефицита бюджета Российской Федерации,
источники его финансирования
Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации – сбалансированность бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы власти и управления должны исходить из необходимости снижения дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. получения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ожидаемого бюджетом объема средств.
Законодательством определены предельные размеры дефицитов бюджетов, а также внутренние и внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета[1], который представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
К внутренним источникам финансирования дефицита бюджета относятся[10]:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;
разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет целевых иностранных кредитов (заимствований);
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов;
разница
между полученными и
разница
между полученными и
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные
источники внутреннего
К внешним источникам финансирования дефицита бюджета относятся:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
разница
между полученными и
2.2.
Анализ динамики дефицита и профицита
федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах
Федеральный
бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная
с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица
2, рисунок 1), исходя из определенного уровня
цен на нефть.
Таблица 2. Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд. руб. [11]
Годы | Доходы | Расходы | Профицит |
2005 | 8579,6 | 6820,6 | 1759,0 |
2006 | 10625,8 | 8375,2 | 2250,6 |
2007 | 13368,3 | 11378,6 | 1989,7 |
2008 | 16003,9 | 13991,8 | 2012,1 |
Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Рисунок 1.
Весь профицит бюджета направлялся в Стабилизационный фонд.
Стабилизационный фонд Российской Федерации является частью федерального бюджета. Он призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.[1]
В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.
На 1 марта 2009 года сумма Резервного фонда составляла 4 трлн. 869,74 млрд. руб.
Дефицит федерального бюджета РФ в 2009 году составил 5,9% ВВП, а с учетом расходов из фонда национального благосостояния - 6,4% ВВП. Об этом сообщил министр финансов России Алексей Кудрин на заседании президиума Правительства.
В конце декабря Кудрин говорил, что дефицит бюджета-2009 составит 6,3-6,4% ВВП, а раньше он называл цифру в 6,9% ВВП. «Дефицит оказался меньше, чем мы рассчитывали ранее, а с учетом фонда нацблагосостояния, то есть с учетом квазифискальных расходов, дефицит по международной классификации составил 6,4% ВВП», - сказал Кудрин.
По его словам, нефтегазовые доходы бюджета в 2009 году составили 1,267 триллиона рублей. Однако на курсовой разнице бюджет потерял 371 миллиард рублей, а на экспортно-импортных операциях - 346 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета, по словам министра финансов, составили 9,651 триллиона рублей[12].
По оценке министра финансов размер резервного фонда на 1 января составляет 1783 миллиарда рублей, размер фонда национального благосостояния - в 2869 миллиарда.
Таким
образом, первый раз за последние
десять лет бюджет страны оказался
дефицитным.
2.3.
Общие параметры бюджета-2010 и источники
финансирования его дефицита
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.
Рисунок 2. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы
Как видно, второй год подряд бюджет РФ будет с большим дефицитом. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете-2010 можно «извлечь» структуру расходов:
Рисунок
3. Структура расходов бюджета РФ
Два значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.
Сравнение
структуры расходов по статьям представлено
на рисунке 4.
Рисунок
4. Структура бюджетов на 2009 и 2010 годы
Если
анализировать изменения в
Статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Статья
«Национальная экономика» оказалась
в самом большом минусе – расходы по ней
снизились более чем на 500 млрд. Это можно
объяснить снижением объемов государственного
антикризисного стимулирования в следующем
году. В то же время, расходы по этой статье
в 2010 году превзойдут уровень 2008 года,
даже в реальном выражении (рисунок 5).
Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит