Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать различные аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и проблему формирования бюджета в условиях финансового кризиса.
Задачи исследования:
раскрыть понятие профицита и дефицита бюджета;
показать возможности сокращения профицита бюджета и источники финансирования его дефицита;
изложить аспекты нормативно-законодательного регулирования дефицитов бюджетов;
дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;
изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010г. и источники его финансирования.
Введение 3
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета 5
1.1 Понятие бюджета 5
1.2. Профицит и дефицит бюджета 8
1.3. Решение проблемы сбалансированности бюджета 13
1.4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 15
2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ 17
2.1. Размер дефицита бюджета Российской Федерации, источники его финансирования 17
2.2. Анализ динамики дефицита и профицита федерального бюджета РФ в 2005-2009 годах 19
2.3. Общие параметры бюджета-2010 и источники финансирования его дефицита 21
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Другая сторона «медали» – это дефицит бюджета. Причин бюджетного дефицита может быть много:
спад общественного производства;
рост предельных издержек общественного производства;
массовый выпуск «пустых» денег;
излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
возросшие затраты на финансирование ВПК;
оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
Возможной причиной бюджетного дефицита являются и огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.
Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить, что бездефицитность бюджета вообще еще не означает здоровья экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
В настоящее время бюджетный дефицит характерен для большинства стран. В этой связи экономисты отмечают, что существование бюджетного дефицита еще не свидетельствует о серьезных экономических проблемах той или иной страны. Важно определить, каковы его размеры. Если дефицит бюджета не превышает 2 - 3% ВВП, это дает основание надеяться, что в экономике страны достаточно резервов, чтобы изыскать дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия. Если же бюджетный дефицит свыше указанных нормативов, это является характерным показателем экономического неблагополучия в стране и может повлечь за собой серьезные не только экономические, но и политические и социальные последствия.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит[7].
Под структурным дефицитом подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит есть разность между фактическим и структурным дефицитами.
Во
время спада к структурному дефициту
добавляется циклический, во время
бума структурный дефицит
Структурный дефицит является следствием экспансионистской экономической политики государства, а циклический — действия встроенных стабилизаторов. Поэтому по размеру наблюдаемого дефицита государственного бюджета нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. В некоторых случаях во время спада дефицит государственного бюджета можно уменьшить не сокращая, а увеличивая расходы государства. Например, если мультипликатор автономных расходов равен 5, а ставка подоходного налога Ty = 0,25, то при увеличении государственных расходов на ΔG налоговые поступления возрастут на ΔyTy = 0,25·5ΔG = 1,25ΔG.
В долгосрочной перспективе (в длинном периоде) дефицит государственного бюджета всегда сопровождается увеличением количества денег в обращении. Если центральный банк будет препятствовать монетизации бюджетного дефицита, то государству придется увеличить предложение облигаций, что приведет к повышению ставки процента. С повышением последней предложение денег возрастает. Кроме того, повышение ставки процента усиливает эффект вытеснения при проведении экспансионистской фискальной политики.
Эффект вытеснения имеет место только при структурном дефиците. При циклическом дефиците этот эффект не действует, поскольку во время экономического спада спрос на деньги уменьшается, что ведёт к снижению процентных ставок. Чем в большей степени реакция Центрального банка и финансовых рынков приводит к ужесточению кредита, тем больше будет указанный эффект. В целом интенсивность и масштабы действия эффекта вытеснения частных инвесторов зависят от целого комплекса факторов: величины сбережений, инфляционных ожидания экономических субъектов, характера проводимой денежно-кредитной политики, динамики валютных курсов и т. д. Поэтому последствия воздействия бюджетного дефицита на инвестиционную активность в экономике не могут быть однозначно предсказуемы.
Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг[8].
1.
Внутренний – перед гражданами,
банками и фирмами своей
2.
Внешний – перед
При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся существенной статьей расходов государственного бюджета, серьезно ограничивают возможности правительства в выполнении основных своих функций и в проведении стабилизационной политики.
Об
этом свидетельствуют данные о структуре
расходов федерального бюджета РФ в 1999—2004
гг. (табл. 1)[11].
Таблица 1. Распределение расходов федерального бюджета РФ в 1999-2004 гг.
(миллиардов рублей)
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Расходы – всего | 666,9 | 1029,2 | 1321,9 | 2054,2 | 2358,6 | 2698,9 |
из них: | ||||||
на государственное управление и местное самоуправление | 14,8 | 25,0 | 42,0 | 56,2 | 66,7 | 80,7 |
на международную деятельность | 59,1 | 10,9 | 23,8 | 34,2 | 31,5 | 56,7 |
на национальную оборону | 115,6 | 191,7 | 247,7 | 295,4 | 355,7 | 430,0 |
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства | 55,6 | 105,4 | 148,9 | 190,5 | 247,9 | 315,4 |
на промышленность, энергетику и строительство | 17,1 | 35,1 | 44,2 | 105,5 | 68,7 | 81,4 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 8,8 | 13,4 | 23,7 | 27,8 | 31,7 | 34,8 |
на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику | 0,9 | 1,9 | 37,1 | 46,2 | 51,2 | 55,6 |
на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию | 2,9 | 4,1 | 5,3 | 9,9 | 11,4 | 12,6 |
на социально-культурные мероприятия | 85,1 | 134,3 | 204,1 | 618,3 | 304,7 | 352,6 |
на обслуживание государственного и муниципального долга | 162,9 | 257,8 | 231,1 | 229,6 | 220,9 | 204,7 |
расходы целевых бюджетных фондов | 56,2 | 97,7 | 14,5 | 15,1 | 14,3 | 14,1 |
Профицит, дефицит (-) | -51,4 | 102,9 | 272,1 | 150,5 | 227,6 | 730,0 |
Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета → рост государственного долга → увеличение затрат на обслуживание долга → дефицит государственного бюджета[7].
Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита нередко существует общий дефицит государственного бюджета. Такая ситуация сложилась в России в 1999 – 2000 гг.
Поскольку
государственный долг есть накопленная
сумма бюджетных дефицитов, то образование
долга можно предотвратить, запретив
правительству превышать расходы бюджета
над его доходами. В некоторых странах
такой запрет введен законодательно. «Поправка
о сбалансированном бюджете» дебатировалась
в США в 1980-е гг. и в сентябре 1995 г. для ее
утверждения в Сенате не хватило 1 голоса.
В принятом в июне 1997 г. в Амстердаме пакте
о стабилизации и росте экономик стран
Европейского союза предел дефицита государственных
бюджетов установлен в размере 3% ВВП, а
размер государственного долга — 60% ВВП.
1.3.
Решение проблемы сбалансированности
бюджета.
Отношение
экономистов к вопросу
Первый подход состоит в необходимости полного ежегодного покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический смысл делают данную концепцию привлекательной. Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений сдерживает выход экономики из кризиса. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема способствует «перегреву» национальной экономики.
Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то, может быть, целесообразно выравнивать государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла так, чтобы избытки бюджета в фазе подъема покрывали прирост государственного долга во время спада? В этом состоит суть второго подхода[7].
Сбалансированный за период цикла бюджет был бы совместим со стабилизационной политикой государства только в том случае, когда спады и подъемы в национальном хозяйстве были бы одинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде. В действительности, это не так, поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий стабилизационной политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема, содействует сбалансированности государственного бюджета в длинном периоде.
Согласно
третьему подходу целью государственных
финансов является не сбалансированность
бюджета, а стабильное равновесное
развитие экономики, которое может
сопровождаться как устойчивым дефицитом
государственного бюджета, так и его профицитом.
Если высоких устойчивых темпов роста
удаётся достичь при проведении стимулирующей
бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся
стимулированием экономики при допущении
бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного
бюджета экономически оправдано. Наращивание
экономического потенциала, повышение
доходов увеличит налоговую базу, что
приведёт к увеличению налоговых поступлений,
расширению доходной части бюджета, более
полному выполнению государством его
функций в рыночной экономике. Для богатой
экономики последствия постоянного наличия
бюджетного дефицита и, соответственно,
возрастающего в определённых пределах
государственного долга не столь опасны.
1.4.
Пути сокращения бюджетного дефицита
и сбалансирования бюджета
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
сокращается
привлечение доходов от продажи
государственной или
предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличиваются расходы бюджета.
При образовании бюджетного избытка государство может направить его на погашение своего долга населению, досрочно выкупая облигации, или на уменьшение задолженности центральному банку. В первом случае количество денег в стране не изменится: просто со счетов государства они перейдут на счета граждан, а во втором случае объем денежной массы сократится вследствие уменьшения активов центрального банка.
Информация о работе Состояние бюджета: сбалансированность, профицит и дефицит