Собственный капитал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы определить сущность собственного капитала, а так же выяснить методы управления им. Чтобы достичь поставленной цели, в своей работе были рассмотрены следующие вопросы:
Понятие собственного капитала
Формирование собственного капитала
Дивидендная политика предприятия.
Эмиссия акций

Содержание

Введение 3
Глава 1. Собственный капитал предприятия. 4
1.1 Понятие собственного капитала. 4
1.2 Формирование собственного капитала 7
Глава 2. Управление собственным капиталом. 15
2.1. Дивидендная политика предприятия. 15
2.2 Эмиссия акций. 28
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

собственный капитал предприятия.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

            При этой методике акционеры  на деле практически ничего не получают, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированных в уставном капитале и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е. стоимостная оценка активов на одну акцию уменьшилась. Тем не менее до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные.

           В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда рыночная цена акций ведет себя по-разному. Считается, что небольшие дивиденды практически не оказывают влияния на цену; если дивиденд существен, рыночная цена акций после выплаты дивидендов может значительно снизиться.

            Выплата дивидендов акциями может  сопровождаться либо одновременным увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым перераспределением источников собственных средств без увеличения валюты баланса. В экономически развитых странах второй вариант встречается чаще. В этом случае происходит увеличение уставного капитала за счет уменьшения эмиссионного дохода и нераспределенной прибыли прошлых лет [2, 9, 10, 16].

          Следует отметить, что в литературе авторы выделяют различные методики выплаты дивидендов (типы дивидендной политики). Например, И. Бланк предлагает выработать три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный, каждому из которых соответствует определенный вид дивидендной политики [5].  

Порядок выплаты дивидендов

            Дивиденд может выплачиваться  с определенной периодичностью, что регулируется национальным законодательством. В соответствии с российским законодательством акционерное общество вправе объявлять о выплате дивидендов ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Решение о выплате промежуточных дивидендов, их размере и форме выплаты по различным типам акций принимается советом директоров (наблюдательным советом); аналогичное решение по годовым дивидендам в свою очередь принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров. Следует отметить, что величина годовых дивидендов не может быть больше, чем рекомендована советом директоров; меньше, чем величина промежуточных дивидендов.

             В определении факта выплаты  дивидендов совет директоров  играет решающую роль. В том  случае, если промежуточные дивиденды  не выплачивались и совет директоров  не рекомендовал объявление годовых дивидендов, общее собрание акционеров не сможет изменить это решение.

             Если владельцам привилегированных  акций (предоставляющих владельцу привилегированное право на получение дивидендов, но не дающих ему право голоса на собрании акционеров) дивиденды не выплачены или выплачены не в полной сумме, они получают право голоса на всех последующих собраниях акционеров до момента первой выплаты дивидендов в полном объеме. Такая процедура также имеет место, если на собрании обсуждаются вопросы, которые затрагивают интересы владельцев привилегированных акций в части дивидендной политики. Например: изменение величины дивиденда, очередности выплат и др.

           Общество не вправе принимать  решение о выплате (объявлении) дивидендов в следующих случаях:

           - не полностью оплачен уставный капитал общества;

            - обществом не выкуплены в  полном объеме собственные акции,  по которым у их владельцев  возникло право требовать их  выкупа;

            - на момент выплаты дивидендов  общество отвечает признакам  несостоятельности (банкротства), определенным правовыми актами РФ, или данные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

            - стоимость чистых активов общества  меньше суммарной величины его уставного капитала, резервного фонда (капитала) и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов.

            В России, как и большинстве  других стран, размер дивиденда  объявляется без учета налогов. Дивиденд устанавливается в процентах к номинальной стоимости акции или в рублях на одну акцию. По привилегированным акциям размер дивиденда или неизменный способ его определения устанавливается при выпуске таких акций [31,39, 16].

           Дивиденды могут выплачиваться  деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом (акциями, облигациями и товарами). Выплата дивидендов производится либо обществом, либо банком-агентом, который выступает в этот момент агентом государства по сбору налогов у источников и выплачивает акционерам дивиденды за вычетом соответствующих налогов.

            Дивиденд может выплачиваться  чеком, платежным поручением или почтовым переводом. По невыплаченным и неполученным дивидендам проценты не начисляются [7,8,9].

              Процедура выплаты дивидендов (иначе  - дивидендных событий) в большинстве развитых стран (США, Великобритании) является стандартной и осуществляется в несколько этапов:

    1. Объявление дивидендов.
    2. установление эксдивидендной предварительной даты.
    3. Регистрация (составление списка) акционеров.
    4. Выплата дивидендов.

            Дата объявления дивидендов - момент  объявления советом директоров (или общим собранием акционеров) решения о предстоящей выплате дивидендов в расчете на акцию. С этой даты возникает обязательство общества по выплате дивидендов.

            Эксдивидендная (предварительная) дата. Начиная с предварительной даты, каждый новый покупатель приобретает акции без права на получение ранее объявленного дивиденда. Период со дня составления списка акционеров до даты выплаты дивиденда даже на развитых фондовых рынках составляет около одного месяца (в России максимальная продолжительность этого периода может составить 125 дней). За это время владельцы акций могут многократно сменить друг друга, поэтому механизм передачи прав на дивиденды, которые удостоверялись данными акциями на момент закрытия реестра, нормально функционировать не может. По этой причине правилами фондовой биржи, где обращаются такие акции, предусматривается объявление эксдивидендной даты, начиная с которой новый собственник теряет право на получение ранее объявленного дивиденда. Как правило, эксдивидендная дата устанавливается за 2-3 дня до наступления даты регистрации (составления списка акционеров). Это время необходимо регистратору, чтобы внести необходимые изменения в реестр акционеров, так как одного дня для этого не всегда достаточно. При этом принимается дата:

             - регистрации акционеров - дата, на  которую составляется список владельцев ценных бумаг, обладающих правом на получение объявленного дивиденда;

      - выплаты дивидендов - момент погашения  задолженности акционерного общества  перед акционерами по ранее  объявленным дивидендам. 

      Эксдивидендная  дата также является примечательной с позиции динамики цен данных акций - обычно в первые минуты этого дня цена акций падает примерно на величину объявленного к выплате  дивиденда. Более точные прогнозные расчеты величины снижения цены акций рассчитываются брокерами, принимающими решение о сравнительной выгодности покупки акций накануне экс-дивидендной даты и последующей уплаты налога на полученный дивиденд или покупки акций по сниженной цене и на условиях потери текущего дивиденда после наступления экс-дивидендной даты [1,8].

            Согласно российскому законодательству, эксдивидендная дата не имеет  столь важного значения, так как последовательность дивидивидендных событий в России несколько иная:

  1. Назначение эксдивидендной (предварительной) даты.
  2. Регистрация (составление списка) акционеров.
  3. Объявление дивидендов.
  4. Выплата дивидендов.

      В соответствии с Федеральным  законом «Об акционерных обществах» составление списка акционеров, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров, а следовательно, получить возможный дивиденд, происходит чаще всего на 50, а в некоторых случаях на 65 дней раньше даты объявления дивидендов [8,10].  
 
 

2.2 Эмиссия акций.

 

         Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.   С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

           Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам (рис.2):

       
            Этапы управления эмиссией акций

                                                                 1

      Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии  акций 

                                                                    2

      Определение целей эмиссии

                                                                  3

      Определение объема акций

                                                                 4

      Определение номинала, видов и количества эмитируемых  акций

                                                                5

      Оценка  стоимости привлекаемого акционерного капитала

                                                               6

      Определение эффективных форм андеррайтинга

Рисунок 2.Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении акционерного капитала 

          1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

             Анализ конъюнктуры фондового  рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния  спроса и предложения акций,  динамику уровня цен их котировки,  объемов продаж акций новых  эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого  анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

      Оценка  потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового  состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний. [4]

Информация о работе Собственный капитал предприятия