Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 16 экзаменационных вопросов по "Финансовому мнеджменту".
1. Финансовый менеджмент как система управления
2. Структура и задачи финансового менеджмента
3. Финансовые ресурсы предприятия как объект финансового менеджмента
...
16. Анализ платежеспособности и ликвидности активов п/п как источник информации для финн.м

Работа содержит 1 файл

Шпоры по финансовому менеджменту.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

6. Базовые концепции финансового менеджмента. Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях. 1. Концепция текущей стоимости по эко–номическому содержанию выражает деловую ак–тивность предприятия – приращение капитала. Предприниматель, вкладывая свой первона–чальный капитал, рассчитывает получить новый капитал, чтобы через определенный период воз–местить ранее инвестированный капитал и полу–чить долю приращения капитала – прибыль. Управляя ежедневно множеством операций по купле-продаже товара (продукции), услуг, ин–вестиционных средств, менеджеру важно опре–делить, насколько целесообразно совершать эти операции, будут ли они содействовать приросту капитала, т.е. будут ли они эффективны. Их эф–фективность определяют посредством диаг–ностики информации, содержащейся в бухгал–терском учете. Здесь возникает противоречие между сроками, денежными оценками авансиро–ванных затрат (вложений) и экономической эф–фективностью. По данным учета можно опреде–лить, насколько выгодно было для предприятия совершение хозяйственных операций, но по–влиять на ход событий, изыскать уже упущенную выгоду невозможно. 2. Концепция предпринимательского риска вытекает из концепции стоимости, так как объективность текущей оценки по прогнозам экономических выгод зависит от того, насколь–ко точно составлен прогноз. Основываясь на ста–тистических измерениях колеблемости, прогноз ожидаемых экономических выгод дается, как пра–вило, не в виде однозначной величины, а в виде примерной оценки текущей стоимости. Экспер–ты могли ошибочно оценить степень риска. Для этой цели требуются дополнительная ин–формация и проведение экстраполяции прошлых событий в будущее. Чтобы снизить риск, необ–ходимо определить требуемую информацию, найти ее, определить методы обработки, проана–лизировать и интерпретировать. 3. Концепция потоков денежной налично–сти. Основное содержание концепции составля–ют разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержание их в определенном ка–чественном состоянии. Финансовому менеджеру необходимо четко определить, какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, вы–платы дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, на какой промежуток вре–мени организация (АО, ПО) будет испытывать дефицит наличных средств. Организация может получить займы на этот период либо вложить суммы избытка денежных средств в краткосрочные инвестиции, а суммы, полученные от реализации данных вложений, затем использовать для восполнения недостат–ка наличности за определенное время. 

7. Базовые показатели финансового менеджмента.

В практике финансового менеджмента принята система финансовых показателей, которые базируются на 4 основных: Добавленная стоимость - стоимость произведенной продукции за период - стоимость потребленных материальных средств и услуг других организаций. Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) определяется: добавочная стоимость минус расходы на оплату труда и связанные с ней платежи минус все налоги кроме налога на прибыль.  Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) определяется: БРЭИ минус амортизационные отчисления; на практике НРЭИ определяется как балансовая прибыль плюс проценты за кредит относимые на себестоимость продукции. Экономическая рентабельность активов определяется: ЭР = НРЭИ / АКТИВ х 100 % 

8. Формула Дюпона и ее интерпретация.

Разработки в области факторного анализа, которые ведутся с начала 20 века, имеют большое значение для расширения возможностей использования аналитических коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления. Прежде всего это относится к разработке в 1919 году схемы факторного анализа, предложенной специалистами фирмы Дюпон (The DuPont System of Analysis). К этому времени достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показатели использовались сами по себе, без увязки с факторами производства. В модели фирмы Дюпон впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA как основной показатель, характеризующий отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность фирмы, а в основании два факторных показателя – рентабельность продаж NPM и ресурсоотдача TAT. В основу данной модели была заложена жестко детерминированная

или

Где

  - чистая прибыль;

А - сумма активов организации;

S - (объем производства) выручка от реализации.

Исходное представление модели Дюпон представлено на рисунке 1: 

Рисунок 1. Схема модели Дюпон.  
 

В теоретическом плане специалисты фирмы Дюпон не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом Маршаллом и опубликованную им в 1892 году в книге “Элементы отраслевой экономики”. Тем не менее их заслуга очевидна, так как ранее эти идеи на практике не применялись.  В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании – признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание. Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 “Отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса, третий – пассив баланса. Теперь охарактеризуем каждый из основных показателей, входящих в модель Дюпон. 

9. Финансовый риск как предмет изучения финансового менеджмента

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски - это коммерческие риски. Риски бывают чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски - это спекулятивные риски. Инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов - доход или убыток. Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск - валютный риск: риск упущенной финансовой выгоды (рис. 1). 

Кредитные риски — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Процентный риск - опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами селенговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.

  

Рис.1. Система финансовых рисков 

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. 

Риск упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования) или остановки хозяйственной деятельности. 

Инвестированию капитала всегда сопутствуют выбор вариантов инвестирования и риск. Выбор различных вариантов вложения капитала часто связан со значительной неопределенностью. Например, заемщик берет ссуду, возврат которой он будет производить из будущих доходов. Однако сами эти доходы ему неизвестны. Вполне возможный случай, что будущих доходов может и не хватить для возврата ссуды. В инвестировании капитала приходится также идти на определенный риск, т.е. выбирать ту или иную степень риска. Например, инвестор должен решить, куда ему следует вложить капитал: на счет в банк, где риск небольшой, но и доходы небольшие, или в более рискованное, но значительно доходное мероприятие (селенговые операции, венчурное инвестирование, покупка акций). Для решения этой задачи надо количественно определить величину финансового риска и сравнить степень риска альтернативных вариантов. 

Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления. 

10. Информационное обеспечение финансового менеджмента. В финансовом менеджменте используют–ся учетные и внеучетные источники инфор–мации. К учетным источникам информации отно–сят бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные. В финансовую отчетность предприятия включаются: 1) баланс предприятия (форма № 1). Он со–стоит из двух частей. В первой части показы–ваются активы, во второй – пассивы пред–приятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итого–вой сумме строк по пассиву; 2) отчет о финансовых результатах (фор–ма № 2). Он содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступле–ний с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятель–ности за период с начала года; 3) отчет о движении капитала (форма № 3). В этой форме отражаются данные о наличии и движении составляющих капитала: уставно–го (складочного) капитала, добавочного капи–тала, резервного капитала, фондов накопления и социальной сферы, образуемых в соответ–ствии с учредительными документами и при–нятой учетной политикой, а также средств целевого финансирования (поступлений и не–распределенной прибыли) прошлых лет;

4) отчет о движении денежных средств (форма № 4). Сведения о движении денеж–ных средств представляются в валюте РФ. Сведения представляются в разрезе видов деятельности (она может быть основной, фи–нансовой и инвестиционной); 5) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5). В данной форме дается рас–шифровка отдельных статей основных форм отчетности, т.е. присутствуют статьи «Движе–ние заемных средств», «Дебиторская и кре–диторская задолженность», «Амортизируе–мое имущество», «Нематериальные активы», «Права на объекты интеллектуальной (промыш–ленной) собственности», «Права на пользо–вание обособленными природными объекта–ми», «Организационные расходы», «Деловая репутация организации», «Нематериальные активы» и т.д. Во внеучетную информацию включаются: директивная информация в виде законов, поста–новлений Правительства РФ, указаний вышестоя–щих организаций, инструкций; нормативно-пла–новая информация в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; ма–териалы ревизий, инвентаризаций, проверок бан–ков и налоговых инспекций; объяснительные и до–кладные записки и т.д. 

11. Бухгалтерский баланс п/п как источник информации для финансового менеджмента.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. 

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации и финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия. 

Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственника и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учете в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления. 

Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. 

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"