Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 16 экзаменационных вопросов по "Финансовому мнеджменту".
1. Финансовый менеджмент как система управления
2. Структура и задачи финансового менеджмента
3. Финансовые ресурсы предприятия как объект финансового менеджмента
...
16. Анализ платежеспособности и ликвидности активов п/п как источник информации для финн.м

Работа содержит 1 файл

Шпоры по финансовому менеджменту.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование [29, с. 234].  

Нормативный метод 

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. [29, с. 235]. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:  

федеральные нормативы; 

республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;  

местные нормативы; 

отраслевые нормативы; 

нормативы хозяйствующего субъекта [8, с. 463]. 

Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. 

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [36, с. 235]. 

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. [26, с. 96] 

Расчётно-аналитический метод 

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1.2.1). 

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п. [27, с. 266]

Балансовый метод 

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. [27, с. 266] 

Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид (1.2.1): 

Он + П = Р + Ок, [8, с. 465] 

где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.; 

П – поступление средств в фонд, руб.; 

Р – расходование средств фонда, руб.; 

Ок – остаток средств на конец планового периода, руб. 

Метод оптимизации плановых решений 

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: 

минимум приведённых затрат; 

максимум приведённой прибыли; 

минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; 

минимум текущих затрат; 

минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; 

максимум дохода на рубль вложенного капитала; 

максимум прибыли на рубль вложенного капитала; 

максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска). [27, с. 267] 

Например, в качестве критерия выбора принимается минимум приведённых затрат, которые представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведённых к одинаковой размерности, в соответствии с нормативными показателями эффективности. Они исчисляются по формуле (1.2.2): 

И + Ен * К = min, [8, с. 466] 

где И – текущие затраты, руб.; 

К – единовременные затраты (капиталовложения), руб.; 

Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений. 

В настоящее время нормативный коэффициент капиталовложений установлен в размере 0,15, что соответствует нормативному сроку окупаемости 6,6 года. 

Экономико-математическое моделирование 

Сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. [Балабанов, с. 466] 

48. Бизнес-план предприятия — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план предприятия необходим только крупным компаниям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план предприятия необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности — объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. — состав и структура бизнес-плана предприятия могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план предприятия состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы. В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:

1. Определяются роль и значение бизнес-плана в экономике.

2. Анализируется современная практика составления бизнес-плана.

3. Делается оценка целесообразности плана технического перевооружения на примере разработки бизнес-плана строительства комплекса. 

В соответствии с определенными целями и задачами мы последовательно раскроем виды, назначение, цели, задачи и особенности разработки бизнес-плана в условиях рынка. Рассмотрим современные методики и стандарты разработки бизнес-плана в РФ, а так же типовые ошибки при его составлении. Рассмотрим современную практику составления бизнес-плана, его структуру и этапы разработки.  

Можно рекомендовать разработку двух бизнес-планов. Первый составляется для тех, кто может занять вам деньги или вложить их в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. Второй план - для самого предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль за деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия. Составляют бизнес-план обычно сотрудники предприятия при методической помощи и участии экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев целесообразно проводить экспертные опросы и социологические исследования (или использовать результаты таких исследований, проведенных другими организациями), касающиеся различных аспектов деятельности предприятия и состояния рынка. 

Директора предприятий уже не отмахиваются от слов «бизнес-план». Однако часто для обоснования своих запросов они демонстрируют пространные «заявки на финансирование», имеющие весьма отдаленное отношение к бизнес планированию.  

Планирование, как таковое, свойственно для любого человека, управляющего проектом, не обязательно даже в сфере бизнеса. Но под термином "бизнес-планирование" обычно подразумевается не просто план, а план, составленный для внешних пользователей. 

Ценность бизнес-плана не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

49. Под финансовой стратегией фирмы мы будем понимать комплексное управление всеми активами и пассивами фирмы.

Матрица финансовых стратегий фирмы. Результат финансовой деятельности фирмы (экономический и финансовый смысл). Результат хозяйственной деятельности фирмы (экономический и финансовый смысл). Результат финансово-хозяйственной деятельности фирмы (экономический и финансовый смысл). Рамки результата финансово-хозяйственной деятельности фирмы и их экономическая интерпретация. Виды финансовых стратегий фирмы (по матрице финансовых стратегий). Описание видов финансовой стратегии, связанных с потреблением ликвидных средств. Описание видов финансовой стратегии, связанных с созданием ликвидных средств фирмой. Возможные виды стратегий для российских фирм. 

Теперь у нас имеется достаточно информации для ответа, пожалуй, на самый важный вопрос с точки зрения финансового механизма функционирования фирмы — формулирование ответственной и эффективной финансовой стратегии. Под финансовой стратегией фирмы мы будем понимать комплексное управление всеми активами и пассивами фирмы. 

Выше мы уже неоднократно говорили о стратегии фирмы, выделяя при этом стратегию, ориентированную на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде (периодах), и стратегию, ориентированную на закрепление на собственном рыночном сегменте и расширение его даже за счет снижения прибыли в краткосрочном периоде. 

Понятно, что стратегическая установка в поведении фирмы в целом обуславливает и ее финансовую стратегию. Однако, как нам представляется, связь здесь гораздо сложнее, чем простая причинно-следственная, как может показаться на первый взгляд. 

Мы будем исходить из существования не только прямой связи: стратегия фирмы — финансовая стратегия фирмы, но из существования обратной связи: финансовая стратегия фирмы — стратегия фирмы. То есть финансовая стратегия фирмы обладает определенной самостоятельностью по отношению к самой стратегии фирмы. Поэтому у предпринимателя больше свободы при формулировании финансовой стратегии фирмы, чем при формулировании общей стратегической линии поведения предприятия. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому менеджменту"