Реализация функции планирования в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цели данного исследования:
– выяснить роль функции планирования в управленческом учете;
– рассмотреть реализацию функции планирования в управленческом учете;
Объектом исследования выступает планирование в управленческом учете.
Предмет исследования – реализация функции планирования в управленческом учете.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Планирование в управленческом учете……………………………………….4
1.1 Виды планирования…………………………………………………………..5
1.2 Бюджетирование в системе планирования организации…………………..10
2 Система бюджетов организации………………………………………………14
2.1 Операционный бюджет………………………………………………………20
2.2 Финансовый бюджет…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по УУ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

    отчуждение  части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих  возможности получать такой доход извне;

    главенство  миссии предприятия над целями отдельных подразделений.

    Степень, возможности вмешательства вышестоящих  звеньев в деятельность нижестоящих  определяет уровень централизации  управления. Он может изменяться от высшего (все решает и за все отвечает директор и исполнительная дирекция) до низшего (каждое подразделение – юридически самостоятельное лицо).

    Традиционно под бюджетом понимали финансовый план, имеющий форму балансовой таблицы, в которой затраты согласованы  с доходами. Однако в системе бюджетирования предприятия эта категория приобрела  более широкое смысловое наполнение. Часто под бюджетом понимается любой документ, отражающий какой-либо аспект деятельности в процессе выполнения миссии предприятия. Бюджет задает направления деятельности. Он также отражает фактические результаты этой деятельности. Основная идея, реализуемая системой бюджетирования, заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия и децентрализации оперативного управления на уровне его подразделений.

    Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.

    Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО — центра прибыли или доходов. Закрепленные доходы — доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы — средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:

    а) дотация — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита;

    б) субвенции — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,

    в) субсидия — средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.

    Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов — регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.

    Профицит  бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Бюджетная классификация — систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

    Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:

    – единства бюджетной системы;

    – разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    – самостоятельности бюджетов;

    – полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

    – сбалансированности бюджета;

    – бездефитцитности бюджета;

    – эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    – общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    – достоверности бюджета.

    Принцип единства бюджетной системы означает единство: регламентирующей нормативной базы, форм бюджетной документации, санкций и стимулов, методологии формирования и использования бюджетных средств.

    Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    а) право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого субъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия;

    в) право субъектов управления самостоятельно в соответствии с действующей методологией определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

    г) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

    д) недопустимость компенсации за счет других бюджетов потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета.

    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления, подлежат отражению в его бюджете.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо исходить из принципа минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия.

    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

    Бюджетная система предприятия — совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет — свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.

    Традиционная  структура системы бюджетов на предприятии  представлена на рисунке 2. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.

    

 

    Рисунок 2 – Традиционная структура системы бюджетов 

    Представленная  на рисунке 2 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:

    а) по функциональному назначению:

       бюджет  имущества;

       бюджет  доходов и затрат;

       бюджет движения денежных средств;

       бюджет операционной деятельности.

    б) по отношению к уровню интеграции управленческой информации:

       бюджет  центра первичного учета;

       консолидированный бюджет.

    в) в зависимости от временного интервала:

       стратегический  бюджет;

       оперативный бюджет.

    г) в зависимости от этапа бюджетного процесса:

       плановый  бюджет;

       фактический (исполненный) бюджет;

    Обычно  на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются:

    – Бухгалтерский баланс (бюджет имущества) – форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;

    – Отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов) – форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;

    – Отчет о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств) – форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;

    – Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).

    В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха – из показателей бюджетов участков и т.п. При этом «Бухгалтерский баланс» предприятия трансформируется в систему балансов имущества центров финансовой ответственности. «Отчет о прибылях и убытках» предприятия – в систему бюджетов доходов и затрат ЦФО. «Отчет о движении денежных средств» предприятия – в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО. Бюджет производственно-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.

    Основной  бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бюджетом:

    – прогноза отчета прибылей и убытков;

    – прогноза отчета о движении денежных средств;

    – прогноза балансового отчета.

    С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс планирования может быть условно разбит на две части:

    – подготовка операционного плана (бюджета);

    – подготовка финансового плана (бюджета).

    Несмотря  на единую структуру, состав элементов  основного бюджета (особенно операционной части) зависит от вида деятельности организации, различают:

    –основной бюджет торговой организации;

    –основной бюджет производственного предприятия.

    Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

    В результате составления генерального бюджета создаются:

    – прогнозируемый баланс;

    – план прибылей и убытков;

    – план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет любой организации состоит  из двух частей:

    операционного бюджета части генерального бюджета, включающей план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

    финансового бюджета части генерального бюджета, включающей бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.

    2.1 Операционный  бюджет 

    Разработка  операционного бюджета торговой организации начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета продаж (исследование рынка с учетом сезонных колебаний, стратегии конкурентов и т.д.). Далее, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товара на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, бюджет затрат на маркетинг и бюджет коммерческих затрат. Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.

Информация о работе Реализация функции планирования в управленческом учете