Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа
Цели данного исследования:
– выяснить роль функции планирования в управленческом учете;
– рассмотреть реализацию функции планирования в управленческом учете;
Объектом исследования выступает планирование в управленческом учете.
Предмет исследования – реализация функции планирования в управленческом учете.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Планирование в управленческом учете……………………………………….4
1.1 Виды планирования…………………………………………………………..5
1.2 Бюджетирование в системе планирования организации…………………..10
2 Система бюджетов организации………………………………………………14
2.1 Операционный бюджет………………………………………………………20
2.2 Финансовый бюджет…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………
отчуждение части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих возможности получать такой доход извне;
главенство миссии предприятия над целями отдельных подразделений.
Степень,
возможности вмешательства
Традиционно
под бюджетом понимали финансовый план,
имеющий форму балансовой таблицы,
в которой затраты согласованы
с доходами. Однако в системе бюджетирования
предприятия эта категория
Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО — центра прибыли или доходов. Закрепленные доходы — доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы — средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:
а) дотация — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита;
б) субвенции — средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,
в) субсидия — средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.
Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов — регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.
Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетная классификация — систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:
– единства бюджетной системы;
– разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
– самостоятельности бюджетов;
– полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
– сбалансированности бюджета;
– бездефитцитности бюджета;
– эффективности и экономности использования бюджетных средств;
– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
– достоверности бюджета.
Принцип единства бюджетной системы означает единство: регламентирующей нормативной базы, форм бюджетной документации, санкций и стимулов, методологии формирования и использования бюджетных средств.
Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право отдельных субъектов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого субъекта управления, определяемых в соответствии с методологией формирования бюджета предприятия;
в) право субъектов управления самостоятельно в соответствии с действующей методологией определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
г) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
д) недопустимость компенсации за счет других бюджетов потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджета.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы субъекта управления, подлежат отражению в его бюджете.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета необходимо исходить из принципа минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов соответствующие субъекты управления должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные расходы всех ЦФО должна покрываться общей суммой доходов предприятия.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития предприятия в целом и отдельных субъектов управления, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.
Бюджетная система предприятия — совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами. Консолидированный (общий) бюджет — свод всех бюджетов, используемых в бюджетной системе предприятия. Включает бюджет предприятия в целом и бюджеты отдельных субъектов управления в его составе.
Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке 2. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.
Рисунок
2 – Традиционная структура системы
бюджетов
Представленная на рисунке 2 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:
а) по функциональному назначению:
бюджет имущества;
бюджет доходов и затрат;
бюджет движения денежных средств;
бюджет операционной деятельности.
б) по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
бюджет центра первичного учета;
консолидированный бюджет.
в) в зависимости от временного интервала:
стратегический бюджет;
оперативный бюджет.
г) в зависимости от этапа бюджетного процесса:
плановый бюджет;
фактический (исполненный) бюджет;
Обычно на уровне предприятия в качестве основных бюджетных документов рассматриваются:
– Бухгалтерский баланс (бюджет имущества) – форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
– Отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов) – форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
– Отчет о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств) – форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
– Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты (в состав официальной отчетности не входит, разрабатывается в произвольной форме).
В бюджетном процессе происходит декомпозиция, а затем интеграция информации перечисленных выше документов, являющихся бюджетом предприятия. Показатели бюджета предприятия складываются из показателей бюджетов цехов, служб, отделов. Показатели бюджета цеха – из показателей бюджетов участков и т.п. При этом «Бухгалтерский баланс» предприятия трансформируется в систему балансов имущества центров финансовой ответственности. «Отчет о прибылях и убытках» предприятия – в систему бюджетов доходов и затрат ЦФО. «Отчет о движении денежных средств» предприятия – в систему бюджетов движения денежных средств ЦФО. Бюджет производственно-хозяйственной деятельности предприятия трансформируется в систему бюджетов операционной деятельности ЦФО.
Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов, каждый из которых сам по себе является самостоятельным бюджетом:
– прогноза отчета прибылей и убытков;
– прогноза отчета о движении денежных средств;
– прогноза балансового отчета.
С точки зрения последовательности подготовки документов для основного бюджета весь процесс планирования может быть условно разбит на две части:
– подготовка операционного плана (бюджета);
– подготовка финансового плана (бюджета).
Несмотря на единую структуру, состав элементов основного бюджета (особенно операционной части) зависит от вида деятельности организации, различают:
–основной бюджет торговой организации;
–основной бюджет производственного предприятия.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета — объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
– прогнозируемый баланс;
– план прибылей и убытков;
– план движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
операционного бюджета — части генерального бюджета, включающей план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
финансового бюджета — части генерального бюджета, включающей бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
2.1 Операционный бюджет
Разработка операционного бюджета торговой организации начинается с определения плана продаж, т.е. формирования бюджета продаж (исследование рынка с учетом сезонных колебаний, стратегии конкурентов и т.д.). Далее, с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запасов товара на конец периода, разрабатывается бюджет закупок товаров. От объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, бюджет затрат на маркетинг и бюджет коммерческих затрат. Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.
Информация о работе Реализация функции планирования в управленческом учете