Расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Он является ведущим звеном финансовой системы, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. В 2007 году были внесены изменения в БК РФ: был отменен Федеральный Закон «О бюджетной классификации расходов РФ». Данные изменения произошли относительно недавно, поэтому тему можно считать актуальной. Так же необходимо учитывать следующую особенность: разновидность расходов бюджета весьма многообразна, а классификация для них единая, поэтому перспективы рассмотрения данной проблемы обширны на сегодняшний день. Прежде чем поставить цели работы, необходимо определить объект исследования: финансовые отношения государства с различными экономическими субъектами.

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Классификация включает следующие разделы:

  • текущие расходы;
  • капитальные расходы;
  • капитальный ремонт;
  • приобретение земли;
  • предоставление кредитов.

     Текущие расходы бюджетов –  это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в

капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей  частью расходов во всех звеньях бюджета.

     Капитальные расходы бюджетов  – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве

капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие  расходы являются преобладающей  частью. [7]. 
 
 
 
 

1.3.1. Классификация расходов  бюджетов

     Согласно  статье 21, действующего на данный момент Бюджетного Кодекса РФ,  код классификации расходов бюджетов состоит из:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств  соответствующего бюджета) – орган  государственной власти (государственный  орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

  1. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

   В этой части Указаний говорится о  том, что классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы девяноста пятью подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

   Виды  расходов детализируют направление  финансирования расходов бюджетов как  по целевым статьям, так и по целевым  программам расходов бюджетов.

   Виды  расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Перечни видов расходов, применяемых в  бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

     Согласно  Указаниям порядок формирования перечня видов расходов аналогичен порядку его формирования на федеральном  уровне.

   3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

   Классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Это всего лишь новое  наименование составной части классификации  расходов бюджетов, сменившее привычное «экономическая классификация расходов» и связанное с появлением универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов «классификации операций по их экономическому содержанию». [8].

   Таким образом, можно сделать следующий вывод: функциональная классификация осталась без изменений, за исключением добавления кода классификации операций сектора государственного управления. Так же была отменена экономическая и ведомственная классификация, то есть бюджетная классификация расходов была упрощена для удобства её использования. Базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа — подгруппа, раздел — подраздел, группа — статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным Кодексом.  Таким образом исключается необходимость принятия двух, в значительной степени дублирующих друг друга, законов (о федеральном бюджете на соответствующий год и о внесении изменений в федеральный закон о бюджетной классификации), а также вносит определенную стабильность в структуру бюджетной классификации.  Так же отпадает необходимость в ежегодных изменениях. Это существенно облегчает подготовку региональных и местных бюджетов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ

 за 2008-2010 г.

     2.1. Анализ исполнения  федерального бюджета  РФ за 2008 г.

      Для анализа исполнения федерального бюджета  РФ за 2008 г исследуем его исполнение по доходам, расходам, а так же изучим их соотношение. В ходе работы, для расчетов будут использованы данные плановых и фактических показателей доходов и расходов бюджета, согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год». [3]. Предварительно необходимо предопределить задачи данного исследования – определение результата исполнения федерального бюджета по итогам 2008 года: дефицит или профицит бюджета, а так же отклонение фактических показателей от плановых.

      Ниже  приведена Таблица 2.1, в которой  отражено исполнение федерального бюджета по доходам за 2008 год. В данной таблице представлена информация о сумме и структуре плановых и фактических показателей доходов, показано отклонение в сумме и структуре доходов по отношению фактических показателей к плановым.

     Таблица 2.1

Исполнение  федерального

бюджета РФ по доходам за 2008 г.

Наименование  статьи доходов Сумма доходов, млрд.руб. Структура доходов, % Отклонение
 
План
 
Факт
 
План
 
Факт
В сумме доходов, млрд.руб. В структуре доходов, %
1 2 3 4 5 6 7
Налоги  на прибыль, доходы 739,7 761,1 8,3 8,2 21,4 -0,1
Налоги  и взносы на социальные нужды  
479,7
 
506,8
 
5,4
 
5,5
 
27,1
 
0,1
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ  
1098,3
1123,6 12,3 12,1 25,3 -0,2
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ  
1134,2
 
1169,1
 
12,7
 
12,6
 
34,9
 
-0,1
Продолжение таблицы 2.1
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  
 
1591,5
 
 
1637,5
 
 
17,8
 
 
17,7
 
 
46,0
 
 
-0,1
Государственная пошлина 22,5 33,7 0,3 0,4 11,2 0,1
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам  
 
0,4
 
 
0,9
 
 
0,0
 
 
0,0
 
 
0,5
 
 
0,0
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 3504,7 3584,9 39,3 38,6 80,2 -0,7
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности  
 
130,1
 
 
150,5
 
 
1,5
 
 
1,6
 
 
20,4
 
 
0,1
Платежи при пользовании природными ресурсами 94,2 111,8 1,1 1,2 17,6 0,1
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 112,1 114,0  
1,3
1,2 1,9 -0,1
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов  
13,5
 
22,1
 
0,2
 
0,2
 
8,6
 
0,0
Административные  платежи и сборы  
3,2
 
4,5
 
0,0
 
0,0
 
1,3
 
0,0
Штрафы, санкции, возмещение ущерба  
4,5
 
8,2
 
0,1
 
0,1
 
3,7
 
0,0
Прочие  неналоговые доходы 31,4 39,6 0,4 0,4 8,2 0,0
Доходы  бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет  
 
4,5
 
 
6,2
 
 
0,1
 
 
0,1
 
 
1,7
 
 
0,0
Безвозмездные поступления 1,2 1,3 0,0 0,0 0,1 0,0
Доходы  от предпринимательской и другой, приносящей доход деятельности  
 
0,0
 
 
0,0
 
 
0,0
 
 
0,0
 
 
0,0
 
 
0,0
Продолжение таблицы 2.1
Целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей  
0,0
 
0,0
 
0,0
 
0,0
 
0,0
 
0,0
ИТОГО 8965,7 9275,9 100 100 310,2 0,0
 

По итогам таблицы 2.1 можно сделать следующие  выводы: фактические доходы федерального бюджета за 2008 год превысили плановые на сумму 310,2 миллиардов рублей. Эта прибавка была обеспечена за счет следующих видов доходов: доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами; доходы от налогов на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории  РФ. 

      Для дальнейшего анализа исполнения бюджета РФ за 2008 год, необходимо проанализировать исполнение бюджета по расходам, которое будет отражаться в Таблице 2.2. Здесь представлена данные по составу расходов федерального бюджета РФ, о сумме и структуре плановых и фактических показателей расходов, также показано выявлены абсолютное и относительное отклонения в сумме и структуре расходов по отношению фактических показателей к плановым.

     Таблица 2.2

Исполнение  федерального бюджета

  РФ по расходам  за 2008 г.

Наименование  статьи расходов 
Сумма расходов, млрд.руб. Структура расходов, % Отклонение
 
План
 
Факт
 
План
 
Факт
В сумме расходов, млрд.руб. В структуре расходов, %
1 2 3 4 5 6 7
Общегосударственные вопросы 849,7 777,1 12,3 11,5 -72,6 -0,8
Продолжение таблицы 2.2
Национальная  оборона 564,2 562,8 8,2 8,4 -1,4 0,2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 575,0 574,0 8,3 8,5 -1,0 0,2
Национальная  экономика 1053,5 1013,9 15,3 15,1 -39,6 -0,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 129,7 120,8 1,9 1,8 -8,9 -0,1
Охрана  окружающей среды 10,3 10,2 0,1 0,2 -0,1 0,1
Образование 341,3 345,1 5,0 5,1 3,8 0,1
Культура, кинематография, средства массовой информации 88,2 88,7 1,3 1,3 0,5 0,0
Здравоохранение, физическая культура и спорт 271,8 268,7 4,0 4,0 -3,1 0,0
Социальная  политика 298,4 293,6 4,3 4,4 -4,8 0,1
Межбюджетные  трансферты 2712,1 2674,6 39,3 39,7 -37,5 0,4
ИТОГО 6894,2 6729,5 100 100 -164,7 0
 

    По  результатам таблицы 2.2, фактические расходы федерального бюджета РФ сократились на сумму 164,7 млрд. руб. Это вызвано уменьшением финансирования по таким статьям, как общегосударственные вопросы, национальная безопасность, национальную экономику, сокращения межбюджетных трансфертов. Так же наблюдается превышение фактических показателей по сравнению с плановыми в статьях расходов: культура, кинематография, средства массовой информации.

      На  основании приведенных выше данных в Таблице 2.3 проведена оценка соотношения доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2008 год. Выявлены отклонения плановых и фактических показателей, а также абсолютные и относительные отклонения доходов и расходов, выявлен результат исполнения федерального бюджета РФ. 
 
 

     Таблица 2.3

Оценка соотношения доходов и расходов

федерального  бюджета за 2008 г.

Наименование  показателя Сумма показателя, млрд. руб. Отклонения
План Факт Абсолютные, млрд. руб. Относительные, %
Доходы 8965,7 9275,9 310,2 3,5
Расходы 6894,2 6729,5 -164,7 -2,4
Профицит 2071,5 2546,4 474,9 22,9
 

      Согласно  результатам Таблицы 2.3 результат исполнения федерального бюджета за 2008 год – профицит, который превысил плановый на 22,9%, что в денежном выражении составляет 474,9 миллиарда рублей.

      Фактические расходы по отношению к плановым сократились на 3,5 % а доходы, наоборот, увеличились на 2,4 %.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Анализ плановых  показателей федерального  бюджета РФ на 2009-2010 г.

Информация о работе Расходы государственного бюджета