Расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Он является ведущим звеном финансовой системы, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. В 2007 году были внесены изменения в БК РФ: был отменен Федеральный Закон «О бюджетной классификации расходов РФ». Данные изменения произошли относительно недавно, поэтому тему можно считать актуальной. Так же необходимо учитывать следующую особенность: разновидность расходов бюджета весьма многообразна, а классификация для них единая, поэтому перспективы рассмотрения данной проблемы обширны на сегодняшний день. Прежде чем поставить цели работы, необходимо определить объект исследования: финансовые отношения государства с различными экономическими субъектами.

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Введение

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Он является ведущим звеном финансовой системы, единством основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. В 2007 году были внесены изменения в БК РФ:  был отменен Федеральный Закон «О бюджетной классификации расходов РФ». Данные изменения произошли относительно недавно, поэтому тему можно считать актуальной. Так же необходимо учитывать следующую особенность:  разновидность расходов бюджета весьма многообразна, а классификация для них единая, поэтому перспективы рассмотрения данной проблемы обширны на сегодняшний день. Прежде чем поставить цели работы, необходимо определить объект исследования: финансовые отношения государства с различными экономическими субъектами.

Целью курсовой работы является рассмотрение социально-экономической сущности бюджета, а так же видов расходов государственного бюджета.  Для достижения поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи: охарактеризовать и сравнить функциональную, ведомственную, экономическую классификацию расходов с «упрощенной», и недавно введенной в действие, бюджетной классификацией расходов, закрепленной в статье 21 БК РФ.

Целью расчетной части данной работы является анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2010 год, а так же анализ плановых показателей бюджета за данный период. Задачами курсовой работы является анализ плановых и фактических показателей расходов и доходов бюджета по статьям, а так же их абсолютные и относительные отклонения.

    1.1.Социально – экономическая сущность и роль расходов государственного бюджета

   Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Прежде всего, необходимо определить понятие термина «бюджет». Бюджет – централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения задач и функций соответствующих органов власти. [4, С.184].Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджет в данном понимании – основа функционирования государства в целом. Он является важнейшим источником средств, находящихся в распоряжении органов власти, а централизация этих средств позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы и сосредотачивать их на решении задач социального и экономического характера, а так же обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

    Социально-экономическая  сущность бюджета

     Социально-экономическое  значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

     Государственный бюджет является важнейшим инструментом политики любого государства, служит средством  формирования и распределения государственных  доходов и расходов. Бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей. Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. [4, С.185].

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и  населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

     Являясь частью финансовых отношений, государственный  бюджет как категория характеризуется  теми же чертами, которые присущи  финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений:

     1) бюджет является особой экономической   формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием для общественных потребностей;

     2) посредством бюджета осуществляется  перераспределение национального   дохода (национального богатства)  между важнейшими сферами общественного  производства (промышленностью, сельским  хозяйством, транспортом, строительством  и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

     3) область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

     Применительно к государственному бюджету принято  выделять следующие функции, связанные  с государственным устройством:

(1) вмешательство  в экономику;

(2) поддержание  государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные  органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона  страны.

       Сущность государственного бюджета, как экономической категории,  реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

     В современных условиях усиливается  ориентация бюджета на осуществление программ, связанных с обеспечением экономической и социальной защищенности населения.

     Финансовое  обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства осуществляется посредством  бюджета. Национальный доход перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и т.д.

     Бюджет  воздействует ни экономику через  бюджетный механизм. В этом проявляется  роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Роль  расходов государственного бюджета

     Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

     Первое  место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется  главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. [6].

     В затратах на хозяйственные нужды  обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру  спроса. [9].

     Конъюнктурным целям бюджетного регулирования  могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

     В периоды кризисов и депрессий  расходы государственного бюджета  на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева»  конъюнктуры.— сокращаются.

     Структура расходов государственного бюджета  оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

   Расходы на кредитование экспорта, страхование  экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

   Действенность госрегулирования экономики с помощью  бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых  сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. 

    1. Функциональная  классификация расходов государственного бюджета  на примере РФ

     Функциональная  классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. [1].Функциональная классификация применяется также для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций. Функциональная классификация состоит из четырех уровней.

     Первым  уровнем функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы. В них отражается направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства.

     Вторым  уровнем - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств  на выполнение функций государства  в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу выделения подфункций. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы. Здесь отражается финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов и по целевым программам расходов бюджетов.

Информация о работе Расходы государственного бюджета