Пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Работа финансового менеджера сопряжена с большой ответственностью и заключается в анализе и прогнозировании времени обращения и оптимального уровня оборотного капитала. Профессиональный менеджер, оперируя данными бюджетного баланса, различными экономическими показателями и собственными выводами из возникаемых ситуаций, составляет схемы управления денежными потоками на предприятии. В данной работе рассматривается возможность по усовершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями, как наиболее мобильными составляющими оборотных активов, с целью увеличения прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ЧАСТЬ I 4
ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 4
А. Дебиторская задолженность. 4
Б. Кредиторская задолженность. 6
В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. 8
ЧАСТЬ II 13
РАСЧЕТЫ 13
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

Курсовик Финан.менеджмент.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Россия  в отличие от стран Западной Европы поздно вступила на путь индустриального развития. Капитализм, не успев набрать силу на российских просторах, задохнулся в новых политико-экономических условиях.  В течение XX-го века страна дважды переходила из одной стадии общественного развития в другой, дважды происходил передел собственности, дважды круто изменялись условия и возможности экономического развития страны и, естественно, жизни населения. После краха социалистической системы, в конце XX – начале XXI века, Россия взяла курс на строительство капитализма

     Это совсем другие условия и возможности  для развития экономики и производительных сил, благо страна богата территориями и материальными ресурсами. Однако рыночная экономика, с ее законами и жестокой конкуренцией, диктует свои правила организации и ведения как государственного, так и частного предпринимательства. Только знание и применение на практике законов экономической науки даст возможность будущему предпринимателю вложить в бизнес и с выгодой использовать свой капитал.

     Капитал, с экономической точки зрения, это не просто кучка денег. Это денежные средства, вложенные в какое-либо дело, постоянно меняющие свою форму и находящиеся в движении, в кругообороте. В результате с течением времени происходит капитализация этих денежных средств, т.е. капитал прирастает в объеме, приносит своему владельцу прибыль, чем больше, тем лучше – в этом смысл «работы» капитала.

     Капитал бизнеса состоит из основного капитала (внеоборотные активы) и оборотного капитала (оборотные активы), которые участвуют в денежном потоке. Естественно, что именно оборотные активы являются предметом внимания бизнесменов и финансовых менеджеров.

     Работа  финансового менеджера сопряжена с большой ответственностью и заключается в анализе и прогнозировании времени обращения и оптимального уровня оборотного капитала. Профессиональный менеджер, оперируя данными бюджетного баланса, различными экономическими показателями и собственными выводами из возникаемых ситуаций, составляет схемы управления денежными потоками на предприятии. В данной работе рассматривается возможность по усовершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностями, как наиболее мобильными составляющими оборотных активов, с целью увеличения прибыли и рентабельности предприятия.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть I

Источники и значение дебиторской и кредиторской задолженности

     А. Дебиторская задолженность. Оборотный капитал – оборотные средства фирмы, поступившие в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывности производства относятся к мобильным активам, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение определенного времени. В разные промежутки времени они находятся на разных стадиях кругооборота и на предлагаемой схеме (рис. 1) видно, что на третьей стадии происходит продажа продукции, т.е. переход товара обратно в денежную форму.  [1]

     Однако продать товар с полной предоплатой редко удается, вследствие чего в фирме происходит затоваривание склада готовой продукции, что приводит к увеличению затрат и, соответственно, к увеличению себестоимости продукции. Выход из положения – воспользоваться организациями, занимающихся оптовыми закупками товаров в кредит с последующим расчетом по мере продажи партии товаров в магазины.

     Таким образом, фирма-производитель кредитует  оптовых покупателей, обговаривая с дебиторами объем и сроки возврата кредита. В случае растягивания выплат по времени и по частям у фирмы возникает дебиторская задолженность; наличие дебиторской задолженности сопряжено с рисками нарушения графика поступления денег или даже не возврата части или всего кредита.

     Финансовый менеджер фирмы, избегая ненужных затрат и потерь, разрабатывает свою кредитную политику, определяющую следующие основные принципы: кому предоставлять кредит, в каком объеме и на каких условиях. Предварительно менеджер тщательно изучает финансовую устойчивость и деловую репутацию на рынке своего будущего дебитора. Для чего составляются типовые отчеты, куда входят балансовые данные организации, сведения о владельцах, отсутствие судебных исков по невозвратности долгов и т.п. Анализ такого отчета помогает отсеивать сомнительных и ненадежных клиентов.

Эффективная кредитная политика подразумевает [2]:

  • регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и другое;
  • минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
  • направление платежных документов по надлежащим адресам;
  • аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
  • четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

     Управление  дебиторской задолженностью фирмы в основном определяется двумя факторами: во-первых, объемом реализации товара; во-вторых, промежутком времени между реализацией товара и получением выручки, причем фирму устраивают более короткие промежутки.

     Период  оборачиваемости (или обращения) дебиторской  задолженности выражается в днях и зависит от суммы дебиторской задолженности, и суммы реализации товара в кредит за отчетный период (квартал, год Т=360) [3].

     

     Крупная дебиторская задолженность отрицательно влияет на финансовое положение фирмы, а рост периода обращения свидетельствует об его ухудшении. Также не желательно наличие и долгосрочной дебиторской задолженности, так как по постановлению Правительства РФ №817 от 18 августа 1995 года все договоры должны заключаться с учетом временных ограничений, а просроченные платежи, как неистребованный долг, подлежит списанию в убытки кредитора, что ведет к увеличению себестоимости продукции. [1]

     Финансовый менеджер в соответствии с финансовыми возможностями и сферой деятельности фирмы должен сделать вывод; выгоднее продавать товар только с предоплатой, не считаясь с потерей времени и возможными затратами на хранение товара, или открывать покупателю кредит. Менеджер-профессионал, конечно, выбирает кредитование покупателей, т.к. оплата за продукцию, хотя бы по частям поступает на счета фирмы. Однако необходимость восполнения так называемых отвлеченных средств требует от финансовой службы фирмы особого внимания: суммы необходимо без промедления профинансировать из каких-либо других финансовых источников. 

     Б. Кредиторская задолженность. Источником недостающих денежных средств могут служить: целевые взносы, резервные взносы, чистая прибыль, собственные пассивы (облигации, акции), долгосрочные банковские и коммерческие кредиты. Фирмы избегают прибегать к вышеперечисленным финансовым источникам и обычно пользуется краткосрочными кредитами. Краткосрочный кредит выгоднее, чем долгосрочный, его можно получить быстрее и дешевле, т.е. условия получения краткосрочного кредита более гибкие и доступные. Фирмы, которые закупают сырье для производственного процесса используют так называемый товарный кредит, который имеет целевое назначение и расходуется только на закупку товарно-материальных запасов.

     В обязанности финансового менеджера  входят расчеты по обеспечению товарно-материальных запасов:

  • оценка общей потребности в сырье на планируемый период (перебор количества запасов увеличивает затраты);
  • минимально допустимый уровень запаса (уменьшение объема запасов может обернуться нехваткой сырья в случае увеличения спроса на готовую продукцию);
  • оптимальная партия заказа;
  • периодическая проверка уровня и расхода запасов на производстве. [2]

     Период обращения товарно-материальных запасов, т.е. средняя продолжительность времени, необходимого для превращения сырья в готовую продукцию и ее реализацию, высчитывается в днях и зависит от стоимости запаса и себестоимости продукции реализованной за это время [3].

     При заключении договора с поставщиком менеджер обязан руководствоваться следующими соображениями: объем взятого кредита должен соответствовать размерам фирмы и быть увязан с финансовым положением фирмы. Соглашение по возможно длительному периоду оплаты устанавливается по обоюдному соглашению (если срок оплаты продлевается, то соответственно увеличивается сумма кредита).

     Кредиторская  задолженность возникает на счетах фирмы в виде невыплаченных сумм товарного кредита. Время обращения кредиторской задолженности – зависит от промежутка времени между приобретением запасов и завершением платежей по ним. Правило управления кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения задолженности, не доходя до критической отметки и баз ущерба для сложившихся деловых отношений с торговыми партнерами. 

     На  представленной схеме (рис. 2) отображены периоды обращения денежных средств фирмы [3] .

     Период  обращения денежных средств объединяет эти три рассмотренных выше периода  и, следовательно, равен промежутку времени между расходами фирмы на производственные ресурсы (материалы и рабочую силу) и получением выручки от продажи продукции, т.е. это период между платежами за сырье и рабочую силу и погашением дебиторской задолженности. Данный период может быть выражен формулой:

[3]

     Каждая  фирма стремится как можно больше сократить период обращения денежных средств, так как сокращение периода обращения уменьшает потребность в дополнительных источниках финансирования, снижая тем самым себестоимость реализованной продукции, что естественно увеличивает прибыль. Наиболее влиятельными факторами, от которых зависит период обращения денежных средств, являются периоды обращения дебиторской и кредиторской задолженности.

     В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Политика управления оборотным капиталом должна обеспечить оптимальные условия для обеспечения финансовой устойчивости фирмы. Однако поиск более выгодных условий всегда сопряжен с рисками потерь, если манипуляции с мобильными активами не согласованы с их воздействием на весь период обращения оборотных средств.

     Эффективность действий сводится к обеспечению приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни разных текущих активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов.

     Увеличение  дохода фирмы путем сокращения периода обращения денежных средств обычно достигается за счет сокращения производственного процесса, операционного или финансового циклов. На схеме (рис. 3) наглядно продемонстрирована зависимость этих категорий друг от друга. [1]

     Операционный  цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы  заморожены в запасах (производственные ресурсы) и в дебиторской задолженности.

     Если  фирма стремится как можно больше сократить период, то сократить операционный цикл можно за счет следующих действий:

  1. За счет увеличения оборачиваемости дебиторской задолженностей;
  2. За счет ускорения производственного процесса;
  3. За счет сокращения товарно-материальных запасов;
  4. За счет увеличения реализации продукции.

Информация о работе Пути совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия