Проблемы менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Содержание

Введение
1Развитие менеджмента в России
2 Проблемы российского менеджмента в условиях рынка
3 Современные проблемы и пути их решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 46.76 Кб (Скачать)

    Подходы к проект-менеджменту в России 

    Проект-менеджмент в России на сегодняшний день уже  является частью обязательной учебной  программы для студентов экономических  вузов. В печати хватает публикаций на эту тему, а на рынке появились  фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области проект-менеджмента.

    Существует  несколько определений проект-менеджмента.

    Проект-менеджмент — область знаний, применяемая  при управлении отдельно взятым проектом. Проект может быть любым — от разработки нового продукта до строительства  небоскреба.

    Объединяет  эти проекты одно определение  — это однократное, ограниченное во времени целенаправленное мероприятие, требующее действий специалистов различных  квалификаций и ресурсов.

    Проект-менеджмент — это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для  того, чтобы выполнить требования конкретного проекта. Так же, как  уникальный единовременный проект отличается по своей сути от ежедневных стандартизированных  операций организации, так и управление им имеет свою специфику. Проекты, как  правило, имеют четко поставленную цель, определенные ресурсы, бюджет и  сроки исполнения. В большинстве  случаев специфика их заключается  в том, что работа над проектом должна вестись, не мешая остальным  видам деятельности организации.

    Проект-менеджмент — это активный процесс использования  соответствующих ресурсов организации  в структурированной и контролируемой манере, направленный на совершение четко  поставленных стратегическими целями изменений.

    Таким образом, если суммировать все приведенные  выше определения, можно упрощенно  сказать, что проект-менеджмент —  это процесс, направленный на достижение четко поставленных целей проекта  в определенные сроки и использующий знания и ресурсы фирмы.

    Возникновение проект-менеджмента связывается  с необходимостью управления крупными уникальными проектами, осуществлявшимися  в 1950 е годы в аэрокосмической  и оборонной отраслях США. Тогда впервые стал разрабатываться инструментарий для управления отдельными проектами в существующих организационных рамках. Дальнейшее развитие проект-менеджмент получил через контрагентов и подрядчиков американских правительственных структур. Впоследствии разработанные методики стали публиковаться и использоваться остальными коммерческими и некоммерческими организациями по мере необходимости.

    В России отдельные организации как  крупные промышленные или финансовые холдинги, так и небольшие фирмы, вынужденные выживать в «эпоху перемен», уже успешно перенимают и используют эти технологии. Тем не менее, пока рано говорить о повсеместном опыте успешного использования проект-менеджмента.

    Проект-менеджмент является неконкретным алгоритмом действий. Он рассчитан на необычность поставленных задач для каждой отдельно взятой организации. И если для одной (например, торговой) фирмы уникальным проектом будет организация гастролей  поп-звезды, то для другой (продюсерской) фирмы это — повседневная работа, а уникальным проектом может стать  открытие новой студии.

    менеджмент  управленческий рыночная экономика

    

    Эволюция  управления бизнесом в рыночных условиях.

    В начале века рынки не были насыщены, и система управления фирмой должна была научиться обеспечивать производство большого количества продуктов с  минимальными издержками (эпоха массового  производства). Главным ограничителем  успеха выступает производственная подсистема, на ней менеджмент и  акцентирует своё внимание. Анализу  подвергается каждое рабочее место  и их взаимосвязь, активно используются достоинства стандартизации для  техники и узкой специализации  для работников. Сосредотачиваясь на поиске организационных резервов и  ориентируясь внутрь предприятия, система  управления обеспечивает резкий рост производства при минимальных затратах.

    Массовый  успех фирм, управляемых на этих принципах, приводит к насыщению  рынков сбыта и появлению новой  проблемы для менеджмента. Главным  ограничителем успеха становится сбыт. Переход к каждому новому этапу  происходит как прибавление к достигнутому ранее, а не как его отрицание. На новом этапе, этапе массового сбыта, система управления учится взаимодействовать с внешней средой (пока только в лице покупателя) и изменяться. Появляется отдел маркетинга и подразделения НИОКР, отрабатываются методики изучения спроса и изменения продукта, что заставляет пересмотреть сложившиеся принципы организации производства. Объектом оптимизации становится технологическая цепочка операций, обеспечивающая выпуск более разнообразного продукта при жестко контролируемом допустимом увеличении затрат.

    Постиндустриальный  этап знаменуется новым усложнением  внешней среды. Развертывание НТР, насыщение рынков и рост благосостояния общества усиливают давление на фирмы  со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые  потребителями, появляются требования со стороны общества. Материальный капитал перестает быть основной ценностью, все большее значение придается человеческому фактору  и его творческому потенциалу, растет самостоятельность исполнителей. Акцент смещается в сторону социальной составляющей. Система управления фирмой вновь усложняется. Используя новые  методы работы с человеческим ресурсом, она наращивает свою адаптивность, свою способность к изменениям.

    Четвертый этап развития, начавшийся в 80-е годы, пока не имеет устоявшегося названия, но суть происходящих изменений вырисовывается достаточно ясно. Они связаны, во-первых, с широким использованием информационных технологий, а, во-вторых, с глобализацией  экономики. Назовем его условно  эпохой глобализации.

    Рамки внешней среды становятся значительно  шире, а предсказуемость изменений  — меньше. Успешная работа бизнеса  в этих условиях требует от менеджмента  приобретения новых навыков. Решение  этой проблемы связано во многом с  тем, что пройденный путь развития дал  необходимые навыки и научил не только считать прирост прибыли, но и  жертвовать ей в определенном интервале  времени для укрепления критерия выживания фирмы.

    Таким образом, начало третьего тысячелетия  ставит перед менеджментом развитых и постсоциалистических стран совершенно разные задачи. Для первых — это  научиться выживать в условиях, когда  будущее предсказать невозможно. Для вторых — овладеть накопленным  опытом развитых стран и осуществить  «догоняющее развитие». Понимая  эту разницу, и следует действовать. 
 
 
 

 

    Заключение 

    Управление  предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Вместе с системой прогнозирования  и планирования и методами принятия решений в области менеджмента  понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью  предприятия является необходимым  условием развития бизнеса.

    Изменения в экономике России, связанные  с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций  новых способов и подходов к технологиям  управления. Анализ финансово-экономических  результатов российских организаций  в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано  с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство  предприятий России пока ориентируется  на выживание путем продажи ликвидных  основных фондов, поиска краткосрочных  источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности  приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

    Специфичность системы управления бизнесом на отечественных  предприятиях связана, прежде всего, с  тем, что, действуя в искусственной  среде, эта система оказалась  вне эволюционной логики развития, типичной для всех развитых стран. Для  того чтобы успешно осуществлять «догоняющее развитие», наши руководители должны понимать, что изменений требует:

    1. позиция, с которой принимаются основные решения в сфере управления, чтобы перестать действовать для исполнения указаний любой ценой, а начать действовать для достижения экономического успеха;

    2. отношение к проблеме оптимизации. Требование оптимизации должно буквально пронизывать всю систему управления. Для этого должна быть создана необходимая информационная база (управленческий учет), использоваться бюджеты, обсуждаться соответствующие результаты, оцениваться деятельность. Только тогда изменения будут желаемыми и принесут реальный результат;

    3. практика управления без ясно выраженной измеримой цели и выделения критического фактора успеха;

    4. появившееся в ходе перестройки негативное отношение к организационной культуре. Необходима новая культура, которая поддерживала бы те глубокие преобразования, которые нужно будет совершить.

    Осторожный, длительный подход к формированию российского  менеджмента, учитывающего особенности  русского менталитета, разнообразие и  широту российских условий, – важнейшая  стратегическая задача общества. От нее  во многом зависит не только переход  к рыночной экономике, но и место  России в мировом сообществе. Это  движение к современным формам и  методам управления, которые будут  формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее  приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности

    Только  изменив все это и создав реально  рыночно ориентированную систему  управления, можно будет говорить о заимствовании передовых технологий управления с Запада.

    Целесообразно вспомнить слова Тейлора: “ Искусство  научного управления это эволюция, а не изобретение”. Однако и эволюция предполагает сознательный отбор. Поэтому  мы можем добавить к высказыванию Тейлора следующее: “ ...искусство  научного управления это эволюция и отбор оптимальных форм и методов менеджмента, отражающего в себе важнейшие специфические особенности национального менталитета”.

    Подготовка  современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился  в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др. 

    Рыночная  экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим  фактором успеха становится непрерывное  совершенствование теории и практики управления.

    Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование  его при анализе собственных  управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

    В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений  одним из приоритетных ее направлений  является выработка основных теоретических  и методологических позиций по использованию  менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск  новых конкретных и реальных путей  совершенствования системы управления, выработка позиции по различным  проблемам управления применительно  к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

    Переход от административно-командной экономики  к рыночной, с одной стороны, и  специфика российской системы ценностей, российского менталитета, с другой, определили особенности российского  менеджмента на современном этапе, В период после 1992 года выявлены реальное направление реформ экономики и  управления, а также роль отдельных  сфер хозяйствования общественно-активных групп и личностей. 

    1. Приватизация государственной собственности  как формирование массы собственников,  необходимых для рыночной среды.

    Различные темпы перестройки основных групп  субъектов хозяйствования: государства, трудовых коллективов (персонала, руководителей, менеджеров) - осложнили переходные процессы и их анализ. Вместе с тем  проведенные исследования позволяют  выделить следующие направления  преобразований социально-экономического характера. 

    2. Кардинальный отход от социально  благоприятной экономики к рациональной.

    Для поведения руководителей в рамках благоприятной экономики характерно: сохранение рабочих мест, минимизация  потерь квалифицированных рабочих  при сокращении объемов производства и его диверсификации. В рамках рациональной экономики это жесткое  распределение ресурсов внутри предприятия: борьба за рынки сбыта, укрепление своих  позиций на рынке, проведение новой  финансовой политики и изменение  внутренней организации,- при усилении роли финансового капитала над производительным и человеческим. 

Информация о работе Проблемы менеджмента в России