Сегодня
на основе республиканского бюджета
оценить финансовое состояние экономики
республики очень трудно, так как
в нем отражаются не все финансовые
ресурсы государства. Поэтому во
время рассмотрения и утверждения
республиканского бюджета и возникает
множество вопросов о социально-экономическом
развитии республики.
Глава 2.
Формирование доходной
части Республиканского
бюджета
Бюджет
- важная предпосылка и средство
осуществления воспроизводственного
процесса. С его помощью создаются
условия для реализации социальных
программ, обеспечения сохранности
окружающей среды, стимулирования научно-технического
прогресса, поддержания обороноспособности,
выполнения иных государственных функций.
Доходы
бюджета – объем налоговых
и неналоговых поступлений и
сборов, а также доходы от операций
с капиталом, поступающие в бюджет
на невозвратной основе;
Доходы
бюджета понятие более узкое,
чем доходы государства. Тем не менее,
в структуре государственных
доходов республики доходы бюджета
имеют решающее значение.
Главный
материальный источник доходов бюджета
- национальный доход. Рост национального
дохода обеспечивает постоянное увеличение
объема доходов государства и
доходов государственного бюджета.
Значительная часть государственных
доходов это чистый доход общества,
создаваемый в сфере производства
и обращения, на предприятиях различных
форм собственности.
Совокупность
доходов, включаемых в бюджет, формы
и методы их мобилизации составляют
систему поступлений в государственный
бюджет. Такие поступления представляют
собой установленные Бюджетным
кодексом обязательные платежи, зачисляемые
в бюджет в определенных размерах
и в установленные сроки.
Бюджетные
доходы, с одной стороны, являются
результатом распределения стоимости
общественного продукта между различными
участниками воспроизводственного процесса,
а с другой - выступают объектом дальнейшего
распределения сконцентрированной в руках
государства стоимости, потому что последняя
используется для формирования бюджетных
фондов территориального, отраслевого
и целевого назначения.
Формирование
доходной части бюджета:
- доходы республиканского
бюджета, состоящие из:
- поступлений
от налогов, сборов и других обязательных
платежей; подоходного налога с юридических лиц; налога на
добавленную стоимость; бонусов, роялти
и налога на сверхприбыль от недропользователей; таможенных платежей;
- неналоговых поступлений:
доли прибыли республиканских государственных
предприятий;
- поступлений
от дохода Национального Банка и др.
- доходов от
операций с капиталом;
- полученные официальные трансферты (гранты):
- от юридических
и физических лиц или иностранных государств;
- бюджетных
изъятий;
3) погашения основного долга по ранее выданным кредитам
из республиканского бюджета.
1) Налоговыми
поступлениями в республиканский бюджет
являются:
- корпоративный
подоходный налог, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора;
- налог на
добавленную стоимость, в том числе на
произведенные
товары, выполненные работы и оказанные
услуги на территории Республики
Казахстан, и на товары, импортируемые
на территорию Республики
Казахстан;
- налог на
сверхприбыль, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора;
- бонусы,
за исключением поступлений от предприятий
нефтяного сектора;
- роялти, за
исключением поступлений от предприятий
нефтяного сектора;
- доля Республики
Казахстан по разделу продукции по заключенным
контрактам, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора;
- дополнительный
платеж недропользователя, осуществляющего
деятельность по контракту о разделе продукции,
за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
- сбор за проезд автотранспортных средств по территории
Республики Казахстан, кроме сбора за
проезд автотранспортных средств по
государственным платным автомобильным
дорогам местного значения;
- сбор за выдачу
разрешения на использование радиочастотного
спектра телевизионным и радиовещательным организациям;
- сбор за постановку на учет средства массовой информации;
- сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;
- сбор за государственную
регистрацию прав на произведения и
объекты смежных прав, лицензионных договоров
на использование
произведений и объектов, смежных прав;
- сбор за государственную
регистрацию радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств;
- плата за
предоставление междугородной и (или)
международной телефонной связи;
- плата за использование радиочастотного спектра;
- плата за
использование особоохраняемых природных
территорий республиканского значения;
- плата за пользование животным миром;
- плата за пользование судоходными водными путями;
- плата за
размещение наружной (визуальной) рекламы
в полосе
отвода автомобильных дорог общего пользования
республиканского значения;
- таможенные
пошлины на ввозимые и вывозимые товары;
- поступления
от осуществления таможенного контроля
и таможенных процедур;
- пошлины,
взимаемые в качестве защитных мер отечественных
товаропроизводителей;
- консульский сбор;
- государственная
пошлина за проставление государственными
органами апостиля на официальных документах,
совершенных в Республике
Казахстан, в соответствии с международным
договором, ратифицированным
Республикой Казахстан;
- государственная
пошлина за выдачу паспортов и удостоверений
личности граждан Республики Казахстан;
- государственная
пошлина, взимаемая за выдачу водительских
удостоверений;
- государственная
пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств
о государственной регистрации транспортных средств;
- государственная
пошлина, взимаемая за выдачу государственных
регистрационных номерных знаков;
- государственная
пошлина, взимаемая за совершение нотариальных
действий нотариусами государственных
нотариальных контор;
- государственная
пошлина, взимаемая за совершение юридически
значимых действий уполномоченным органом
в сфере интеллектуальной
собственности;
- рентный налог
на экспортируемую сырую нефть, газовый
конденсат, за исключением поступлений
от предприятий нефтяного сектора.
2) Неналоговыми
поступлениями в республиканский бюджет
являются:
- доходы от республиканской собственности:
поступления части чистого дохода республиканских
государственных предприятий; поступления
части чистого дохода Национального Банка
Республики Казахстан; дивиденды на государственные
пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности; доходы
на доли участия в юридических лицах, находящиеся
в республиканской собственности;
доходы от аренды имущества, находящегося
в республиканской собственности; вознаграждения
(интересы) за размещение средств государственных
внешних займов на счетах в банках второго
уровня и по депозитам Правительства Республики
Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан; вознаграждения
(интересы) по кредитам, выданным из республиканского
бюджета; доходы от продажи вооружения
и военной техники; другие доходы от республиканской собственности;
- поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными
учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета;
- поступления
денег от проведения государственных
закупок,
организуемых государственными учреждениями,
финансируемыми из
республиканского бюджета;
- штрафы, пеня,
санкции, взыскания, налагаемые государственными
учреждениями, финансируемыми из республиканского
бюджета, а также
содержащимися и финансируемыми из бюджета
(сметы расходов)
Национального Банка Республики Казахстан,
за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
- сбор за легализацию имущества;
- другие неналоговые
поступления в республиканский бюджет,
за исключением поступлений от предприятий
нефтяного сектора.
3)Поступлениями
от продажи основного
капитала в республиканский бюджет являются деньги:
- от продажи
государственного имущества, закрепленного
за
государственными учреждениями, финансируемыми
из республиканского
бюджета;
- от продажи
товаров из государственного материального
резерва;
- от продажи
нематериальных активов, принадлежащих
государству.
4) Поступлениями
трансфертов в республиканский
бюджет являются:
- трансферты
из областных бюджетов, бюджетов городов
республиканского значения, столицы;
- трансферты
в республиканский бюджет из Национального
фонда Республики Казахстан.
5)В республиканский
бюджет зачисляются поступления
от погашения
выданных из республиканского
бюджета кредитов, продажи
финансовых
активов государства,
находящихся в республиканской
собственности,
правительственных
займов.
Глава
3. Проблемы формирования
доходной части Республиканского
бюджета.
3.1.
Основные проблемы
формирования доходной
части Республиканского
бюджет.
В числе основных проблем, наряду
с уже обозначенными недостатками бюджетного
планирования можно назвать:
- недостаточно обоснованное планирование
поступлений бюджета, вследствие
чего по отдельным налогам
и обязательным платежам не
обеспечено выполнение плана,
по другим – произошло перевыполнение;
- из-за недостатков в работе
налоговых органов, несовершенства
рычагов по предотвращению фактов
"лжепредпринимательства", создания
"обвальных" фирм и фирм "однодневок",
иных случаев налогового мошенничества
сохраняются значительные размеры недоимки
по налогам и другим обязательным платежам
в бюджет;
- усиление зависимости исполнения
бюджета от импорта, что с одной стороны
свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности
товаров отечественного производства,
с другой – усиливает влияние импорта
инфляции на экономику республики;
- проблема качественного исполнения
затрат вследствие наличия кредиторской
и дебиторской задолженностей
по администраторам республиканских
бюджетных программ;
- сохранение зависимости местных
бюджетов от республиканского
бюджета, а также неэффективных
финансовых потоков между бюджетами
различных уровней (проблема несовершенства
используемых механизмов изъятий,
субвенций и трансфертов, а
также формирования доходной
части местных бюджетов);
- пассивное участие активов государства
в формировании доходной части
республиканского бюджета, а также
недостаточная финансовая и экономическая
отдача от деятельности государственных
предприятий, акционерных обществ
с участием государства;
Крупные
иностранные компании, действующие
в Казахстане, зачастую в нарушение
налогового законодательства уклоняются
от уплаты налогов, что отмечается даже
международными организациями. Слабо
проводится работа по погашению задолженностей
в бюджет, хотя именно здесь имеются
значительные резервы для увеличения
поступлений.
Требует
изменений порядок предоставления
налоговых отсрочек по платежам в
бюджет, так как в настоящее
время руководитель налогового органа
по согласованию с руководителем
соответствующего финансового органа
вправе предоставить отсрочку по уплате
налогов.
Крайне
затруднена защита прав налогоплательщиков
через обычные суды по причине
их перегруженности и отсутствия
у судей специальных знаний.
Серьезный
экономический ущерб наносит
государству возможность ввоза
товаров на территорию Казахстана из
сопредельных государств помимо таможенного
контроля.
Временные
рамки бюджетного планирования краткосрочны
как на центральном, так и на региональном
уровнях.
Не
закреплены собственные источники
доходов за районным и областным
уровнями бюджетов.
Перевыполнение
доходной части местных бюджетов
за счет доходов, частично зачисляемых
в республиканский бюджет, часто
образует свободные средства государственного
бюджета. Свободные средства не могут
быть своевременно вовлечены в оборот
и направлены на решение острых социально-экономических
проблем.
Часто
встречаются факты завышения
или занижения прогнозных данных
по тем или иным доходным источникам,
что в свою очередь дестабилизирует
исполнение бюджетов различных уровней.
Текущий механизм трансфертов
не содержит важных факторов
оценки состояния регионов, непрозрачен
и нуждается в постоянной корректировке
из центра. Действующая система трансфертов,
по сути, дублирует старый механизм "латания
дыр" методом регулирования изъятий
и субвенций и тем самым уравновешивает
бюджеты областей.
Увеличиваются
неиспользованные средства бюджета
в результате неэффективного управления
бюджетными средствами на уровне администраторов
бюджетных программ и их подведомственных
учреждений, а также за счет несвоевременно
проводимых конкурсов на приобретение
товаров и услуг.