Проблемы формирования доходной части бюджета Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является, доходная часть республиканского бюджета РК.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей республиканского бюджета, показать проблемы связанные с формированием доходной части бюджета.

Содержание

Введение. Стр. 3
Глава 1. Сущность Республиканского бюджета и принципы его функционирования. Стр.
Определение бюджета. Стр.
Бюджетная система РК и ее принципы. Стр.
Значение Республиканского бюджета и его структура. Стр.
Глава 2. Формирование доходной части Республиканского бюджета Стр.
Глава 3. Проблемы формирования доходной части Республиканского бюджета. Стр.
3.1. Основные проблемы формирования доходной части Республиканского бюджет Стр.
3.2. Задачи по решению проблем связанных с формированием доходной части республиканского бюджета. Стр.
Глава 4. Краткая аналитическая информация по исполнению

республиканского бюджета Стр.
Список литературы. Стр.
Заключение. Стр

Работа содержит 1 файл

курсовик саби.docx

— 63.19 Кб (Скачать)

     Сегодня на основе республиканского бюджета  оценить финансовое состояние экономики  республики очень трудно, так как  в нем отражаются не все финансовые ресурсы государства. Поэтому во время рассмотрения и утверждения  республиканского бюджета и возникает  множество вопросов о социально-экономическом  развитии республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формирование доходной части Республиканского бюджета

     Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.

     Доходы  бюджета – объем налоговых  и неналоговых поступлений и  сборов, а также доходы от операций с капиталом, поступающие в бюджет на невозвратной основе;

     Доходы  бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных  доходов республики доходы бюджета  имеют решающее значение.

     Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Рост национального  дохода обеспечивает постоянное увеличение объема доходов государства и  доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных  доходов это чистый доход общества, создаваемый в сфере производства и обращения, на предприятиях различных  форм собственности.

     Совокупность  доходов, включаемых в бюджет, формы  и методы их мобилизации составляют систему поступлений в государственный  бюджет. Такие поступления представляют собой установленные Бюджетным  кодексом обязательные платежи, зачисляемые  в бюджет в определенных размерах и в установленные сроки.

     Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, потому что последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     Формирование  доходной части бюджета:

  1. доходы  республиканского бюджета, состоящие из:
  • поступлений от налогов, сборов и других обязательных платежей; подоходного налога с юридических лиц;  налога на    добавленную  стоимость;  бонусов, роялти и налога на сверхприбыль  от  недропользователей; таможенных платежей;
  • неналоговых поступлений: доли прибыли республиканских  государственных предприятий;
  • поступлений от дохода Национального Банка и др.
  • доходов от операций с капиталом;
  1. полученные официальные трансферты (гранты):
  • от юридических и физических лиц или иностранных государств;
  • бюджетных изъятий;

      3) погашения основного долга по ранее выданным кредитам  из республиканского бюджета.

1) Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:

  • корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • налог на добавленную стоимость, в том числе на произведенные 
    товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики 
    Казахстан, и на товары, импортируемые на территорию Республики 
    Казахстан;
  • налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • бонусы,  за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • роялти, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным 
    контрактам, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего 
    деятельность по контракту о разделе продукции, за исключением 
    поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории 
    Республики Казахстан, кроме сбора за проезд автотранспортных средств по 
    государственным платным автомобильным дорогам местного значения;
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;
  • сбор за постановку на учет средства массовой информации;
  • сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; 
  • сбор за государственную регистрацию прав на произведения и 
    объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование 
    произведений и объектов, смежных прав;
  • сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи;
  • плата за использование радиочастотного спектра;
  • плата за использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения;
  • плата за пользование животным миром;
  • плата за пользование судоходными водными путями;
  • плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе 
    отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения;
  • таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары;
  • поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
  • пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина за проставление государственными 
    органами апостиля на официальных документах, совершенных в Республике 
    Казахстан, в соответствии с международным договором, ратифицированным 
    Республикой Казахстан;
  • государственная пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан;
  • государственная пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений;
  • государственная пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации транспортных средств;
  • государственная пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков;
  • государственная пошлина, взимаемая за совершение нотариальных 
    действий нотариусами государственных нотариальных контор;
  • государственная пошлина, взимаемая за совершение юридически 
    значимых действий уполномоченным органом в сфере интеллектуальной 
    собственности;
  • рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый 
    конденсат, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора.

2) Неналоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:

  • доходы от республиканской собственности: поступления части чистого дохода республиканских государственных предприятий; поступления части чистого дохода Национального Банка Республики Казахстан; дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности; доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в республиканской собственности; 
    доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности; вознаграждения (интересы) за размещение средств государственных внешних займов на счетах в банках второго уровня и по депозитам Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан; вознаграждения (интересы) по кредитам, выданным из республиканского бюджета; доходы от продажи вооружения и военной техники; другие доходы от республиканской собственности;
  • поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета;
  • поступления денег от проведения государственных закупок, 
    организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из 
    республиканского бюджета;
  • штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными 
    учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, а также 
    содержащимися и финансируемыми из бюджета (сметы расходов) 
    Национального Банка Республики Казахстан, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
  • сбор за легализацию имущества;
  • другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора.

3)Поступлениями от продажи основного капитала в республиканский бюджет являются деньги:

  • от продажи государственного имущества, закрепленного за 
    государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского 
    бюджета;
  • от продажи товаров из государственного материального резерва;
  • от продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.

4) Поступлениями трансфертов в республиканский бюджет являются: 

  • трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы;
  • трансферты в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан.

5)В республиканский  бюджет зачисляются поступления от погашения 
выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых 
активов государства, находящихся в республиканской собственности, 
правительственных займов
.
 
 

Глава 3. Проблемы формирования доходной части Республиканского бюджета. 

3.1. Основные проблемы формирования доходной части Республиканского бюджет. 

         В числе основных проблем, наряду с уже обозначенными недостатками бюджетного планирования можно назвать:

          - недостаточно обоснованное планирование  поступлений бюджета, вследствие  чего по отдельным налогам  и обязательным платежам не  обеспечено выполнение плана,  по другим – произошло перевыполнение;

          - из-за недостатков в работе  налоговых органов, несовершенства  рычагов по предотвращению фактов "лжепредпринимательства", создания "обвальных" фирм и фирм "однодневок", иных случаев налогового мошенничества сохраняются значительные размеры недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

          - усиление зависимости исполнения  бюджета от импорта, что с одной стороны свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности товаров отечественного производства, с другой – усиливает влияние импорта инфляции на экономику республики;

          - проблема качественного исполнения  затрат вследствие наличия кредиторской  и дебиторской задолженностей  по администраторам республиканских  бюджетных программ;

          - сохранение зависимости местных  бюджетов от республиканского  бюджета, а также неэффективных  финансовых потоков между бюджетами  различных уровней (проблема несовершенства  используемых механизмов изъятий,  субвенций и трансфертов, а  также формирования доходной  части местных бюджетов);

          - пассивное участие активов государства  в формировании доходной части  республиканского бюджета, а также  недостаточная финансовая и экономическая  отдача от деятельности государственных  предприятий, акционерных обществ  с участием государства;

     Крупные иностранные компании, действующие  в Казахстане, зачастую в нарушение  налогового законодательства уклоняются от уплаты налогов, что отмечается даже международными организациями. Слабо  проводится работа по погашению задолженностей в бюджет, хотя именно здесь имеются  значительные резервы для увеличения поступлений.

     Требует изменений порядок предоставления налоговых отсрочек по платежам в  бюджет, так как в настоящее  время руководитель налогового органа по согласованию с руководителем  соответствующего финансового органа вправе предоставить отсрочку по уплате налогов.

     Крайне  затруднена защита прав налогоплательщиков через обычные суды по причине  их перегруженности и отсутствия у судей специальных знаний.

     Серьезный экономический ущерб наносит  государству возможность ввоза  товаров на территорию Казахстана из сопредельных государств помимо таможенного  контроля.

     Временные рамки бюджетного планирования краткосрочны как на центральном, так и на региональном уровнях.

     Не  закреплены собственные источники  доходов за районным и областным  уровнями бюджетов.

     Перевыполнение  доходной части местных бюджетов за счет доходов, частично зачисляемых  в республиканский бюджет, часто  образует свободные средства государственного бюджета. Свободные средства не могут  быть своевременно вовлечены в оборот и направлены на решение острых социально-экономических  проблем.

     Часто встречаются факты завышения  или занижения прогнозных данных по тем или иным доходным источникам, что в свою очередь дестабилизирует  исполнение бюджетов различных уровней.

       Текущий механизм трансфертов  не содержит важных факторов  оценки состояния регионов, непрозрачен  и нуждается в постоянной корректировке  из центра. Действующая система трансфертов, по сути, дублирует старый механизм "латания дыр" методом регулирования изъятий и субвенций и тем самым уравновешивает бюджеты областей.

     Увеличиваются неиспользованные средства бюджета  в результате неэффективного управления бюджетными средствами на уровне администраторов  бюджетных программ и их подведомственных учреждений, а также за счет несвоевременно проводимых конкурсов на приобретение товаров и услуг.

Информация о работе Проблемы формирования доходной части бюджета Республики Казахстан