Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:16, реферат
Финансовый менеджмент – искусство управления финансами корпорации – уверенно входит в отечественную практику хозяйствования, используя богатый арсенал методов, накопленных рыночной экономикой. Эту сферу экономики составляют довольно весомые достижения, так и довольно существенные экономические катастрофы. Если рассматривать достижения, то наибольшее число Нобелевских премий было присуждено за разработки эффективных методов финансового менеджмента. К катастрофам же можно отнести катастрофы “местного” уровня каждого хозяйствующего субъекта – их банкротства, причем, если зарубежная практика базируется именно на плохо организованных и неработоспособных корпорациих, то отечественный перечень организаций – банкротов в первую очередь составляют бывшие государственные корпорации (в основном из военно-промышленного комплекса), которые после перевода экономики в рыночное русло не смогли организовать эффективную работу и выпуск продукции, пользующейся спросом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПОРАЦИЯХ 6
1.1 Принципы, функции, элементы финансового менеджмента 6
1.2 Основы организации финансового менеджмента 9
1.3 Зарубежный опыт организации финансового менеджмента
в корпорациях Украины, России 12
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА
ПРИМЕРЕ АО «КОЖМЕХ» ЗА 2007-2009 20
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности АО «Кожмех»
за период 2007-2009 гг. 20
2.2 Особенности создания финансового менеджмента АО «Кожмех» 22
2.3 Анализ организации финансового менеджмента АО «Кожмех»
2007-2009 гг. 25
3 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В КОРПОРАЦИЯХ РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 29
3.1 Проблемы организации финансового менеджмента
на корпорациих РК 29
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации финансового
менеджмента в казахстанских корпорациях 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Зухра, критерий оформления курсовой работы те же самые что и было по банковскому делу.
Существует достаточно много подходов к определению базовой цены. Однако эта проблема выходит за рамки нашего исследования, являясь предметом изучения маркетинга. Поэтому мы предлагаем читателям ознакомиться с соответствующими исследованиями ученых и специалистов.
Определение же предельного размера скидки (наценки) самым непосредственным образом связано с эластичностью (неэластичностью) спроса по цене. Если существует сильная связь, то имеет смысл задуматься о скидках к базовым ценам. В противоположном случае ставить эту проблему вряд ли целесообразно, так как конкретные финансовые выгоды от этого могут быть незначительными или просто отсутствовать. Другая сторона данной проблемы — определение наценки (накидки к цене). Этот вопрос также изучается маркетингом.
Таким образом, в самом широком смысле (абстрагируясь от очень многих обстоятельств) ценовые проблемы, будучи маркетинговыми по своей сути, самым непосредственным образом связаны и с принятием финансовых решений (вопросами финансового менеджмента). Для финансовых менеджеров эта проблема (проблемы) становится практически значимой в связи с определением функциональной зависимости между ценой и объемом производства данного товара (в зависимости от фазы жизненного цикла товара и его типа), между ценой и увеличением выручки при стимулировании спроса с помощью скидок и наценок (связь: размер скидки (накидки) — величина спроса — выручка — прибыль).
Сила (слабость) отмеченных связей определяется с помощью аппарата эластичности — неэластичности. Финансовым менеджерам очень полезно делать соответствующие расчеты для собственной фирмы по каждой товарной группе. Такая информация позволит оптимизировать финансовые поступления в краткосрочном периоде.
Другая проблема финансового
менеджмента в краткосрочном
временном интервале —
Для ее решения мы должны разобраться с категориальным аппаратом и показать, как в рамках современной системы бухгалтерского учета все эти категории определяются и где их искать в отчетности корпорации.
Экономическая теория знает деление капитала на основной и оборотный. Первый, участвуя во многих актах производства, постепенно утрачивает свою стоимость, перенося ее на вновь созданные товары (понятно, что этот процесс перенесения и есть процесс труда, создания новой стоимости и сохранения овеществленной стоимости в средствах производства (средствах труда!)).
Оборотный капитал — это та часть капитала, которая участвует только в одном акте производства и стоимость которой мы находим в стоимости, произведенной за этот акт производства (в данном случае о перенесении говорить неправильно, так как в действительности живой труд, создавая новую стоимость, присоединяет к ней и стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии)).
Таким образом, средства труда, полностью принимая участие во многих актах производства, лишь частично принимают участие в создании стоимости (переносится и сохраняется лишь часть их стоимости). Замена этих средств производится только по мере их износа.
Предметы же труда требуют своего возобновления после каждого акта производства.
На уровне финансового менеджмента мы должны разделять основные и оборотные активы. Основные, постоянные (в балансе — внеоборотные) активы — труднореализуемые, временем на их реализацию нельзя пренебречь. К ним необходимо отнести здания, сооружения, нематериальные активы, землю. Оборотные (текущие) активы разделяются в зависимости от времени и затрат, связанных с их реализацией (обращением в деньги!). Это — медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья, материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах), наиболее ликвидные (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги) активы [17,39].
Важно также, что основные активы и та часть оборотных, которые в рамках анализируемого периода остаются неизменными, называются стабильными активами (основные активы, сложившаяся на корпорации норма (величина) обязательных запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции). Остальные активы — нестабильные.
Другой стороной проблемы капитала фирмы является то, что корпорация может использовать как собственный (принадлежащий ей) капитал, так и заемный (отчуждаемый у собственников на время на принципах возвратности, срочности и платности).
Данная постановка проблемы самым непосредственным образом связана с принятием финансовых решений (следовательно, это проблема как раз финансового менеджмента). Речь фактически идет об источниках капитала, т. е. о пассивах корпорации.
Пассивы бывают собственными и заемными. По времени реализации (превращения в деньги) они разделяются на постоянные и текущие. К первым относятся собственные средства корпорации, долгосрочные кредиты и займы (они мало изменяются в краткосрочном периоде). Ко вторым — краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок возвращения которых приходится на данный краткосрочный временной интервал.
Для того чтобы разобраться подробнее с вопросом, как перечисленные понятия (категории) отражаются в балансе корпорации и как их рассчитать, используя существующую в нашей стране систему бухгалтерской отчетности, рассмотрим следующую таблицу. Она нетождественна бухгалтерскому балансу корпорации, а только связывает категории, понятия со строками баланса и бухгалтерскими счетами.
Специфически форма решения сложных финансовых проблем фирмы — это использование неплатежей в самых разных формах. В РК финансовый менеджер должен знать “рейтинг неплатежей” и при неоплате в срок счетов принимать с учетом этого рейтинга конкретные решения. Но для достижения результата по снижению ФЭП чтобы использовать аббревиатуры, необходимо сначала отметить полное название по тексту при первом упоминании. И ускорению оборота средств он должен четко представлять себе последовательность неплатежей, их “приоритетность” (см. об этом выше).
Очевидно, что обе приведенные здесь специфически формы сокращения скорости оборота средств корпорации не способствуют формированию нормальных рыночных отношений. Автор, конечно, не призывает финансовых менеджеров вести себя именно таким образом. Но, с другой стороны, финансовый менеджер должен уметь играть по тем правилам, которые существуют! Менять правила — это все-таки обязанность регулирующих макроэкономических субъектов — правительства и Центрального банка.
Таким образом, рассматривая способы сокращения финансово-эксплуатационных потребностей корпорации, мы фактически пришли к выводу, что все они связаны с повышением скорости оборота средств корпорации. Ранее мы пытались разделить сокращение ФЭП и ускорение оборачиваемости средств корпорации. Теперь имеет смысл говорить, что они предполагают друг друга, между ними существует прямая и обратная причинно-следственная связь, т. е. сокращение ФЭП предполагает ускорение оборота средств корпорации и наоборот — повышение скорости оборота средств корпорации приводит к снижению финансово-эксплуатационных потребностей [14, 60].
Теперь у нас имеется все для того, чтобы перейти к анализу комплексного управления текущими активами и текущими пассивами и формулированию политики такого управления.
С одной стороны, мы должны определить достаточный уровень и рациональную структуру текущих активов, а, с другой, величину и рациональную структуру источников финансирования текущих активов, т. е. текущих пассивов.
Различают агрессивную, консервативную и умеренную политики управления текущими активами, а также агрессивную, консервативную и умеренную политики управления текущими пассивами.
Для определения сочетаемости политик управления текущими активами и текущими пассивами используется матрица выбора политики комплексного управления (ПКУ) текущими активами и текущими пассивами корпорации.
Таблица 11. Матрица выбора политики комплексного оперативного управления текущими активами и пассивами корпорации
Политика управления |
Политика управления текущими активами | ||
консервативная |
умеренная |
агрессивная | |
Агрессивная |
не сочетается |
умеренная ПКУ |
агрессивная ПКУ |
Умеренная |
умеренная ПКУ |
умеренная ПКУ |
умеренная ПКУ |
Консервативная |
консервативная ПКУ |
умеренная ПКУ |
не сочетается |
При анализе матрицы ПКУ видно, что некоторые виды политики управления текущими активами не сочетаются с определенными типами политики управления текущими пассивами. Это касается агрессивной политики управления текущими активами, которая не сочетается с консервативной политикой управления текущими пассивами, и наоборот. Прежде всего это связано с тем, что меры по управлению текущими активами вступают в прямое противоречие с методами управления текущими пассивами (например, при агрессивной политике управления текущими активами фирма всячески наращивает долю текущих активов в совокупных активах корпорации, при консервативной же политике управления текущими пассивами фирма фактически отказывается от краткосрочных кредитов. Где же в таком случае найти средства для проведения агрессивной политики управления текущими активами? И наоборот — как же можно отказаться от краткосрочных кредитов при проведении агрессивной политики управления текущими активами?).
Хорошо сочетается (можно даже говорить о дополнении и появлении кумулятивного эффекта) агрессивная политика управления текущими активами с агрессивной же политикой управления текущими пассивами корпорации (при этом возникает агрессивная ПКУ). Аналогичное происходит и в случае сочетания консервативной политики управления текущими активами с консервативной же политикой управления текущими пассивами (при этом возникает консервативная ПКУ).
Нормально сочетаются, приводя к умеренной ПКУ, политика агрессивного управления текущими активами и консервативная политика управления текущими пассивами и наоборот, а также все виды умеренной политики управления текущими активами и умеренной политики управления текущими пассивами.
Данная матрица имеет практический смысл при принятии решений о политике комплексного управления текущими активами и текущими пассивами. Фирма может сделать правильный выбор в этом принципиальном вопросе, имея всю информацию (обязательно достоверную) о внутренней среде корпорации и об основных параметрах внешней среды (напомним, что на последнюю фирма практически не может оказывать влияния, речь идет именно об ее учете в своей деятельности).
Таким образом, тактика
финансового менеджмента
Если наша фирма достигает такой высокой цели, то на повестку дня встают уже другие вопросы: что делать с излишком денежных средств? как его использовать с максимальной выгодой для фирмы? Но это уже предмет рассмотрения другого раздела работы. Конкретно по Казахстану, что можете сказать? У Вас нет четких ссылок на то что в казахстанских корпорациях присутствуют какие-то проблемы финансового менеджмента.
3.2 Мероприятия по
Управление финансами стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно корпорации и акционерного общества, ведущие производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевания новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления.
Анализ состояния финансового менеджмента на АО "Кожмех" указал на слабые и сильные моменты в деятельности организации. Как и любой процесс, финансовый менеджмент поддается оптимизации. Для АО "Кожмех" был проведен углубленный и экспресс- операционный анализ – в существующих условиях это достаточно дорогой процесс, так как данная методика относительно нова и мало специалистов, обладающих ею. Этот процесс достаточно трудоемкий. Для АО имеет смысл осуществить инвестиции в обучение персонала финансового подразделения, тем самым сократить издержки на предстоящие оценки данного направления. Обученный персонал должен сам определить, какую методику выбрать для проведения оценки, какие для этого понадобятся ресурсы. При рассмотрении вариантов привлечения заемных средств необходимо обратить внимание на инвестиционный рынок – нужны специалисты по части финансовых инструментов. При расширении объемов продаж необходимо провести экономический анализ рынка [14, 659].
Информация о работе Принципы, функции, элементы финансового менеджмента