Политика привлечения заемных средст

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Слишком большое привлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, а слишком малый объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

Содержание

Введение 3
1 Основные задачи управления собственным капиталом и этапы его формирования. Коэффициент самофинансирования 4
2 Реализация политики формирования собственных средств 7
2.1 Балансовая прибыль 7
2.2 Элементы анализа 8
3 Дивидендная политика предприятия 15
4 Эмиссионная политика предприятия и этапы ее разработки 19
5 Политика привлечения заемных средств и этапы ее формирования 22
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Политика привлечения заемных средств.docx

— 98.86 Кб (Скачать)

     а) цены и объема продаж;

     б) переменных и постоянных затрат;

     в) комбинации любых перечисленных  факторов.

     В основе изменения эффекта производственного  левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

     Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного  левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

     1. Положительное воздействие производственного  левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

     Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

     2. По мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект  производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

     3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

     4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

     5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

     Понимание механизма проявления производственного  левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

     При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка  безубыточности, необходимо принимать  меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной  конъюнктуре товарного рынка  и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению  режима экономии постоянных затрат могут  быть существенно ослаблены. В такие  периоды предприятие может значительно  расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

     При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень  фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

     Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

     а) существенное сокращение накладных  расходов (расходов по управлению) при  неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка;

     б) продажу части неиспользуемого  оборудования и нематериальных активов  с целью снижения потока амортизационных  отчислений;

     в) широкое использование краткосрочных  форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;

     г) сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

     При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, так как  между суммой этих затрат и объемом  производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки  безубыточности ведет к росту  маржинального дохода, что позволяет  быстрее преодолеть эту точку. После  преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет  обеспечивать прямой прирост прибыли  предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

     а) снижение численности работников основного  и вспомогательных производств  за счет обеспечения роста производительности их труда;

     б) сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции  в периоды неблагоприятной конъюнктуры  товарного рынка;

     в) обеспечение выгодных для предприятия  условий поставки сырья и материалов и другие.

     Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

     Для отечественных предприятий метод  анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. 

 

     3 Дивидендная политика  предприятия  

     Эффективное управление собственным капиталом  предприятия предполагает разработку дивидендной политики предприятия.

     Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой  пропорциональности между текущим  потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

     Исходя  из этой цели, понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная  политика представляет собой составную  часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации  пропорций между потребляемой и  капитализируемой ее частями с целью  максимизации рыночной стоимости предприятия.

     Процесс разработки дивидендной политики может  включать несколько этапов:

     1. Оценку факторов, влияющих на  размеры, сроки и саму целесообразность  выплаты дивидендов.

     2. Выработку типа дивидендной политики  с учетом данных факторов и  в соответствии с общей финансовой  стратегией предприятия. 

     3. Оценку эффективности дивидендной  политики и ее коррекцию по  результатам оценки.

     Среди факторов, влияющих на дивидендную  политику, можно выделить следующие:

     1. Факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).

     2. Факторы, характеризующие возможности  предприятия привлекать финансовые  ресурсы из внешних источников  или использовать дополнительные  внутренние источники: 

     а) способность предприятия увеличить  объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;

     б) стоимость привлечения дополнительного  акционерного капитала;

     в) стоимость привлечения дополнительного  заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем.

     Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят  как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или  эмитента со стороны других участников рынка. Таким образом, будущие решения  в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней  кредитной и дивидендной истории  предприятия (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны  эмитента на протяжении периода существования  акционерного общества).

     Формирование  основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой  практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера  выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и  благосостояние акционеров. Кратко перечислим данные теории и покажем их связь  с формированием дивидендной  политики на практике.

     1. Теория Модильяни-Миллера утверждает, что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев  никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, т.к. эти параметры зависят от суммы всей формируемой прибыли, а не только ее распределяемой  части. Но поскольку теория действует только при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (например, отсутствие налогообложения), на  практике она неприменима.

     2. «Теория предпочтительности дивидендов»,  авторами которой являются Д.  Гордон и Д. Линтер, показывает, что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде  дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода. Возражения  противников данной теории в основном сводятся к тому, что использовать аргумент наличия фактора риска нельзя, т.к. выплаченные дивиденды акционер реинвестирует в акции данного или другого предприятия. Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня  риска хозяйственной деятельности, а не от характеристик дивидендной политики.

     3. «Теория минимизации дивидендов» (теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Вследствие  того, что на западе налогообложение дивидендов, как правило, выше, чем будущих доходов (с учетом ставки  налогообложения, фактора текущей стоимости денег), предпочтительна капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить  многих мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

     4. «Сигнальная теория дивидендов»  (или «сигнализирующая») рассматривает   уровень дивидендных выплат как   существенный фактор влияния   на рыночную стоимость акций,  т.к. многие методы определения   текущей стоимости акций используют  в качестве составляющей расчетов  именно величину ранее выплаченных  дивидендов и их прогноз на  будущий период. Таким образом,  рост дивидендных выплат определяет  рост расчетной цены акции  при принятии решения о ее  покупке, а это влечет увеличение  рыночных цен, что приносит  дополнительный доход акционерам  при их продаже акций. Кроме  того, выплата солидных дивидендов  «подает сигнал» рынку о том,  что фирма находится на подъеме. Но данная теория применима в том случае, если рынок информационно прозрачен и «передает сигналы» большому количеству участников рынка с минимальными издержками, что в российских условиях затруднено.

Информация о работе Политика привлечения заемных средст