Показатели ликвидности и их анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики особое место в системе управления предприятием занимает анализ финансового состояния, поскольку принимаемые управленческие решения и осуществляемые управленческие воздействия в конечном итоге имеют финансовые оценки. Оценка финансового состояния представляют интерес не только для акционеров, кредиторов, поставщиков, заказчиков и других лиц при выборе наиболее надежных и перспективных деловых партнеров, но и для собственной самооценки деятельности организации, которая позволяет диагностировать признаки ухудшения финансового положения, выявить причины их возникновения, оперативно реагировать на них путем своевременного прогнозирования и разработки управленческих воздействий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИКВИДНОСТИ РЕДПРИЯТИЯ………….6
1.1. Сущность ликвидности и платежеспособности, их значение для оценки финансового положения редприятия………………6
1.2. Показатели ликвидности предприятия и методика их оценки………...10
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………16
2.1. Анализ ликвидности баланса предприятия……………………………..16
2.2. Порядок расчета показателей ликвидности и их оценка……………….21
РАЗДЕЛ 3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ
И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая фин анализ.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

– привлечение долгосрочных источников финансирования;

– увеличение прибыльности продаж (за счет повышения отпускных цен и снижения производственных затрат).

Значение коэффициента текущей (общей) ликвидности может быть увеличено путем погашения краткосрочных обязательств. При этом используется так называемое «правило дробей». Указанный способ, например, за счет отсрочки накануне составления балансового отчета очередной закупки сырья и материалов и направления временно высвободившихся средств на покрытие кредиторской задолженности, может быть использован для искусственного завышения уровня общей платежеспособности предприятия. Непосредственным следствием проведения такой операции оказывается снижение абсолютной ликвидности предприятия.

Приемлемым значением коэффициента быстрой ликвидности или критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия), можно считать величину, когда краткосрочные обязательства предприятия уравновешены ликвидными активами.

Основными причинами ухудшения (снижения) коэффициента быстрой ликвидности или критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия), являются:

– увеличение производственных запасов, незавершенного производства и запасов готовой продукции, не обеспеченное ростом объемов реализации;

– снижение объемов реализации;

– снижение прибыльности реализованной продукции.

Значение коэффициента быстрой ликвидности или критической ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия) может быть улучшено за счет ряда управленческих решений на предприятии. Здесь следует указать на:

– нормирование или пересмотр в сторону снижения существующих нормативов, определяющих величину производственных запасов и запасов готовой продукции;

– продажа (даже без получения прибыли) неиспользуемых запасов.

Критерии приемлемости значения коэффициента абсолютной ликвидности сформулировать весьма непросто. Причиной затруднений является то, что при анализе немедленной платежеспособности следует учитывать платежи и поступления, намечаемые и ожидаемые в ближайшее время.

Основными причинами ухудшения (снижения) коэффициента абсолютной ликвидности, кроме тех, что были перечислены при описании коэффициентов текущей (общей) и быстрой или критической (промежуточной) ликвидности, являются:

– увеличение сроков погашения дебиторской задолженности;

– сокращение доли продукции, отгружаемой на условиях предоплаты;

– сокращение сроков кредиторской задолженности (расчетов с поставщиками).

Значение коэффициента абсолютной ликвидности может быть улучшено за счет ряда управленческих решений:

– использование системы скидок в целях ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

– увеличение сроков оплаты предъявленных счетов;

– разделение платежей поставщикам на несколько этапов.

На основе вышесказанного, к выявленным резервам повышения ликвидности организации относятся:

– сокращение непроизводственных расходов;

– продажа неиспользуемых необоротных активов;

– привлечение долгосрочных источников финансирования;

– увеличение прибыльности продаж (за счет повышения отпускных цен и снижения производственных затрат);

– погашение краткосрочных обязательств;

– нормирование или пересмотр в сторону снижения существующих нормативов, определяющих величину производственных запасов и запасов готовой продукции;

– продажа (даже без получения прибыли) неиспользуемых запасов;

– использование системы скидок в целях ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

– увеличение сроков оплаты предъявленных счетов;

– разделение платежей поставщикам на несколько этапов.

Разработке плана мероприятий по улучшению ликвидности и платежеспособности предприятия должна предшествовать аналитическая работа, нацеленная на выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия, по следующим основным направлениям:

1) Маркетинг (ценовая политика, организация сбыта, уровень спроса, политика продвижения продукции);

2) Производство (состояние и уровень использования производственных мощностей, качество и конкурентоспособность продукции);

3) Ресурсный потенциал (наличие, состояние, резервы повышения эффективности использования);

4) Организационная структура управления (эффективность, основные функции отдельных подразделений, критерии оценки работы);

5) Финансы (денежные потоки, состояние оборотного капитала, цена финансовых ресурсов и доходность деятельности).

Такой анализ позволяет выделить ключевые проблемы и наметить первоочередные меры по их решению.

Непосредственно анализируемому предприятию, кроме вышеперечисленных путей улучшения ликвидности и платежеспособности, можно порекомендовать также уделить особое внимание финансовому планированию. Эффективное управление финансовым состоянием предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов и их источников.

              Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование – это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

              Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно:

– воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

– обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития;

– предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

– служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа использованных возможностей.

              Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её собственников и с учётом реальной обстановки на рынке.

              Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

              Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности предприятия по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Платежеспособность и ликвидность являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, что, несомненно, говорит об актуальности поднятой темы. Среди критериев оценки финансового состояния предприятия ликвидность и платежеспособность являются приоритетными. Понятия платежеспособности и ликвидности очень близкие, но второе более емкое.

Платежеспособность – текущая и перспективная возможность погашения предприятием собственных обязательств.

Ликвидность – способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Таким образом, текущую платежеспособность можно приравнять к ликвидности. Следовательно, ликвидное состояние предприятия означает способность его активов быть реализованными, превращенными в деньги. Степень ликвидности зависит от скорости такого превращения (в переводе с латинского ликвидность означает текучесть). Поэтому предприятие будет ликвидным в большей или меньшей степени в зависимости от состава текущих активов и скорости их превращения в денежную форму для погашения срочной задолженности.

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов, например банков. Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостоверится в кредитоспособности заемщика. Руководству предприятий, вступающих в экономические отношения друг с другом (например, если возникает вопрос о предоставлении отсрочки платежа или коммерческого кредита), также необходимо знать о финансовых возможностях партнера.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированных по степени срочности их погашения.

Задача анализа ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением жесткости финансовых ограничений и необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше его ликвидность.

Анализ ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Наиболее мобильной частью ликвидных средств являются: деньги; краткосрочные финансовые вложения.

Ко второй группе, требующей больший срок ликвидности, относятся: готовая продукция; товары отгруженные; дебиторская задолженность.

Ликвидность этой группы текущих активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и другого.

К третьей группе, требующей значительно больший срок ликвидности, относятся: производственные запасы; незавершенное производство.

Значительно больший срок понадобится для превращения производственных запасов и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность.

Соответственно на три группы разбиваются и платежные обязательства предприятия: задолженность, сроки оплаты которой уже наступили; задолженность, которую следует погасить в ближайшее время; долгосрочная задолженность.

Анализ ликвидности баланса может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей.

По результатам анализа должны быть приняты конкретные меры по улучшению структуры баланса и финансового состояния неплатежеспособных субъектов хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.      Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні. – Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 1999. – № 40.

2.      Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ и управление финансово-экономической деятельностью предприятия: учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 272 с.

3.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 293 с.

4.      Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 215 с.

5.      Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2002. – 288 с.

6.      Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 400 с.

7.      Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 208с.

Информация о работе Показатели ликвидности и их анализ