Планирование прибыли как источник самофинансирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия, ее планирования, как источника самофинансирования предприятия, а также выявление резервов их повышения.
Объектом исследования выступает прибыль предприятия.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Экономическая сущность, значение прибыли......................................4
1.1 Понятие прибыли предприятия.........................................................4
1.2 Состав прибыли предприятия............................................................8
1.3 Распределение прибыли....................................................................12
Глава 2. Планирование прибыли как источника самофинансирования...........16
2.1 Методы планирования прибыли......................................................16
2.2 Роль самофинансирования в процессе планирования прибыли...20
Заключение.............................................................................................................23
Расчетная часть ………….....................................................................................25
Список литературы....................................................................................................

Работа содержит 1 файл

ФМ.docx

— 126.78 Кб (Скачать)

 Прямой счет методически  чрезвычайно прост, но при большом  количестве наименований продукции  трудоемкость его значительно  возрастает. Расчет требует:

а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

б) составления калькуляций  по всем изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости  и договорных цен по несравнимой  продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

г) установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет  выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

2) Планирование прибыли  аналитическим методом

Этот метод применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных  факторов на плановую прибыль. При аналитическом  методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой  рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной  продукции в планируемом периоде  по себестоимости отчетного года  и определение прибыли на товарную  продукцию исходя из базовой  рентабельности;

3) учет влияния на плановую  прибыль различных факторов: снижение  себестоимости сравнимой продукции,  повышение ее качества и сортности,  изменение ассортимента, цен и  т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль  от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  прибыли, как отмечено ранее, учитывается  прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также  планируемые внереализационные  доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера  для капитального строительства, для  капитального ремонта и т.д.) планируется  методом прямого счета. Результат  от прочей реализации может быть как  положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов  и расходов (штрафы, пени, неустойки  и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов  и расходов и с учетом прибыли  от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

3 ) Метод совмещенного  расчета.

В этом случае применяются  элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции  в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие  на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение  качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью  аналитического метода.

Получение определенной массы  прибыли определяет эффективность  производства, однако сама масса прибыли  не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого  необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям  отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это  относительный показатель эффективности  производства, характеризующий уровень  отдачи затрат и степень использования  ресурсов, выраженный в процентах. В  основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего  в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным  средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким  образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности  деятельности компании.

В аналитической работе также  часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов  и анализируют рентабельность использования  последних.

В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий  деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли  от обычной деятельности или чистой прибыли.

 

 

2.2 Роль самофинансирования  в процессе планирования.

Самофинансирование означает финансирование за счет собственных  источников - амортизационных отчислений и прибыли. Термин "самофинансирование" выделяется из общепринятого положения  финансирования производственно-торгового  процесса, что обусловлено прежде всего повышением роли амортизационных  отчислений и прибыли в обеспечении  хозяйствующих субъектов денежным капиталом за счет внутренних источников накопления. Однако хозяйствующий субъект  не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами, поэтому широко использует заемные  и привлеченные денежные средства как  элемент, дополняющий самофинансирование.

Рост развития предприятия сопровождается ростом прибыли, предприятию удается  выдерживать приемлемую затратную  политику. Нераспределенная прибыль, иногда называемая остаточной прибылью, - это  источник самофинансирования предприятия, и (или) инструмент решения финансовых проблем, что очень важно - без  привлечения какой либо, как правило, платной помощи. Показатель нераспределенной прибыли, как и самой прибыли, не требует затрат, не регулируется извне, не "принимает" обязательств по выплате дивидендов ("деленной" части прибыли). Но, увы, прибыль (и  нераспределенная) наличием своим и  положительными темпами роста не свидетельствует о наличии денежных средств, и, соответственно, о финансовой устойчивости. Кроме того необходимо учесть, что прибыль не является абсолютно бесплатным источником финансирования - рано или поздно придется выплачивать  дивиденды. А также нераспределенная прибыль не всегда попадает в существующий производственный процесс (поскольку  возможны альтернативные инвестиции) и не всегда может быть направлена на финансирование действующего бизнес-процесса и обеспечить его экономический  рост.

Источники финансирования предприятия  делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал). Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и прежде всего — чистой прибыли и амортизационных отчислений. Различают активное и неактивное (скрытое) самофинансирование. В случае активного самофинансирования единственным источником покрытия потребностей предприятия служит прибыль, которой должно хватить для уплаты налогов в бюджетную систему, процентов за кредит (сверх учетной ставки ЦБ РФ), процентов и дивидендов по ценным бумагам эмитента, расширения основных фондов и нематериальных активов, пополнения оборотных средств, выполнения социальных  программ.              
       Источниками скрытого финансирования выступают: чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами); оценочные резервы; доходы будущих периодов; остатки фондов потребления; просроченная задолженность поставщикам и др.        
Самофинансирование имеет ряд преимуществ:

  • за счет пополнения из прибыли собственного капитала повышается финансовая устойчивость предприятия;
  • формирование и использование собственных средств  происходит стабильно;
  • минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
  • упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия  зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной  таможенной и денежно-кредитной  политики государства).

Принцип самофинансирования реализуется  не только на стремлении накопления собственных  денежных источников, но и на рациональной организации производственно-торгового процесса, постоянном обновлении основных фондов, на гибком реагировании на потребности рынка. Именно сочетание этих методов в хозяйственном механизме позволяет создать благоприятные условия для самофинансирования, т.е. выделение больше собственных денежных средств на финансирование своих текущих и капитальных потребностей.

 

Заключение

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйственной деятельности предприятия. Важнейшими среди этих показателей  являются показатели дохода и прибыли, которая в условиях рыночной экономики  составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой  разницу между общей суммой доходов  и затратами на производство и  реализацию продукции  с учетом убытков  от различных хозяйственных операций. Чем больше предприятие реализует  рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его  финансовое состояние. Для анализа  финансовых результатов используются такие показатели прибыли: выручка  от реализации продукции, работ, услуг, валовой доход, балансовая прибыль, финансовые результаты от внереализационных  операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, рентабельность.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и  наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия  и государства в целом. Поэтому  прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем  прибыли предприятия представляет собой валовой доход.

Распределение и использование  прибыли являются важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так  и формирование доходов государства.

Планирование прибыли  – составная часть финансового  планирования. Оно проводиться по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями  в методологии  исчисления и налогообложении прибыли  от различных видов деятельности.      В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных  управленческих решений.

Нераспределенная прибыль, иногда называемая остаточной прибылью, - это  источник самофинансирования предприятия, и  инструмент решения финансовых проблем, что очень важно –  без привлечения какой либо, как  правило, платной помощи.

Достижение высоких результатов  работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения  и использования прибыли. Управление включает в себя анализ прибыли её планирование и постоянный способ её увеличения.

 

 

 

 

 

 

 

1. Расчетная часть

Исходные данные.

Финансовый менеджер компании ОАО «Восход» обратил внимание на то, что за последние двенадцать месяцев объем денежных средств  на счетах значительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход» приведена в таблице.

Все закупки и продажи  производились в кредит, период – 1 месяц.

Требуется:

    1. проанализировать приведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2003 и 2004 гг.;
    2. составить аналитическую записку о влиянии изменений за исследуемые периоды;
    3. построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период, при условии роста выручки от реализации на 15%.

Дополнительная информация:

  • Для расчета следует предположить, что год состоит из 360 дней.
  • Все расчеты следует выполнить с точностью до дня.

Таблица 1. Финансовая информация о 

деятельности ОАО «Восход»

Показатели

2003г, руб

2004г, руб

Выручка от реализации продукции

477 500

535 800

Закупки сырья и материалов

180 000

220 000

Стоимость потребленного  сырья и материалов

150 000

183 100

Себестоимость произведенной  продукции

362 500

430 000

Себестоимость реализованной  продукции

350 000

370 000

Средние остатки

Дебиторская задолженность

80 900

101 250

Кредиторская задолженность

19 900

27 050

Запасы сырья и материалов

18 700

25 000

Незавершенное производство

24 100

28 600

Готовая продукция

58 300

104 200

Информация о работе Планирование прибыли как источник самофинансирования предприятия