Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации 6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России. 6
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР. 9
1.3. Система организации Пенсионного фонда России. 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 15
2.1. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ. 15
Порядок расходования средств Пенсионного фонда РФ. 17
2.2. Анализ доходов и расходов ПФР в 2005-2008 г.г. 21
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 24
3.1. Накопительная и распределительная системы пенсионного обеспечения. 24
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36
В
настоящее время через Пенсионный фонд
Российской Федерации осуществляются
выплаты по государственному пенсионному
страхованию и государственному пенсионному
обеспечению. Согласно Федеральному Закону
№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» граждане, застрахованные
по обязательному пенсионному страхованию,
имеют право на получение трудовой пенсии,
которое реализуется в случае уплаты страховых
взносов. Лица, которые по тем или иным
причинам не охвачены пенсионным страхованием,
имеют право на пенсию по государственному
пенсионному обеспечению.
Таблица 1.Сведения о численности пенсионеров и средних размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года.
Категории пенсионеров | Численность пенсионеров, тыс. человек на 01.08.2009 | Средний размер пенсии на 01.08.2009 |
Всего пенсионеров | 38 776 | 5 410 |
Получатели трудовых пенсий | 35 879 | 5 564 |
из них: | ||
по старости | 30 528 | 5 856 |
по инвалидности | 3 834 | 4 101 |
по случаю потери кормильца | 1 517 | 3 382 |
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению | 2 897 | 3 501 |
из них: | ||
пенсии военнослужащих и их семей | 63 | 4 541 |
Социальные пенсии | 2 519 | 3 255 |
Справочно: | ||
Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии | 140 | 12 999 |
Участники ВОВ, получающие две пенсии | 323 | 12 969 |
Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии | 33 | 9 707 |
Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии | 42 | 9 202 |
Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).
Доля базовой части трудовой пенсии, которая не связана ни с трудом, ни со страховыми взносами, по-прежнему занимает в структуре пенсии около 40%.
Таблица 2. Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ, млрд. руб.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Доходы | 1349,6 | 1637,6 | 1845,1 | 2730,0 |
Расходы | 1299,1 | 1537,3 | 1727,8 | 2360,7 |
Анализируя данную таблицу, мы видим что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2005 по 2008 год увеличились с 1349,6 млрд. руб. до 2730,5 млрд. руб. Таким образом, темп роста с 2005 по 2008 год составил 149,43%.
Если проанализировать расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2005 по 2008 год расходы постоянно растут (за 4 года расходы ПФР увеличились на 1061,6 млрд. руб.). Так как основную долю расходов Пенсионного фонда РФ занимают выплаты пенсий, можно констатировать факт значительного увлечения средней пенсии.
1 марта базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%, 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5 536 рублей.
Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.
Проанализируем расходы Пенсионного Фонда РФ в 2005-2007 года:
Таблица 3. Расходы Пенсионного Фонда РФ за 2005-2007 г.г.
2005 | 2006 | 2007 | |||||||
Млн. руб. | Удельный вес, % | Темп роста, % | Млн. руб. | Удельный вес, % | Темп роста, % | Млн. руб. | Удельный вес, % | Темп роста, % | |
Общегосударственные вопросы | 4,964 | 0,00 | 100 | 5,092 | 0,00 | 102,58 | 16,281 | 0,00 | 327,98 |
Образование | 48 | 0,00 | 100 | 52,8 | 0,00 | 110,00 | 57,13 | 0,00 | 119,02 |
Пенсионное обеспечение | 1283238 | 99,05 | 100 | 1486040 | 99,77 | 115,80 | 1725586 | 99,87 | 134,47 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики | 154,5 | 0,01 | 100 | 70,3 | 0,00 | 45,50 | 40 | 0,00 | 25,89 |
Другие вопросы в области социальной политики | 12150 | 0,94 | 100 | 3290 | 0,22 | 27,08 | 2090 | 0,12 | 17,20 |
Межбюджетные трансферты | 0 | 0,00 | 100 | 10 | 0,00 | 100,00 | 10 | 0,00 | 100,00 |
Всего расходы: | 1295596 | 100,00 | 100 | 1489468 | 100,00 | 114,96 | 1727800 | 100,00 | 133,36 |
Приведенные данные расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2005-2007 годах позволяют сделать следующие выводы:
Если проанализировать последнюю строку, то мы видим, что расходы Пенсионного Фонда увеличились с 1295596 млн. руб. до 1727800 млн. руб. Темп роста в 2007 году по отношению к 2005 году составил 133,36%.
Если проанализировать разделы расходов Пенсионного Фонда РФ по функциональной классификации, то на первом месте находится Пенсионное обеспечение.
Таблица 3. Расходы Пенсионного Фонда РФ за 2005-2007 г.г.
|
Если проанализировать разделы расходов Пенсионного Фонда РФ по их удельному весу, то на первом месте находится пенсионное обеспечение. Его доля колеблется от 99,05 до 99,87%.
На втором месте находятся расходы на другие вопросы в области социальной политики. Их удельный вес находится в пределах от 0,12 до 0,94%.
При этом следует отметить, что удельный вес расходов на другие вопросы в области социальной политики несколько снижается.
Таким образом, примерно все расходы Пенсионного Фонда состоят из пенсионного обеспечения.
В недавнее время в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка - 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки к 2015 году ориентировочно составит 696 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 работающих человек.
Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные
принципы, по которым все большее
число стран переходит с
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы