Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации 6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России. 6
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР. 9
1.3. Система организации Пенсионного фонда России. 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 15
2.1. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ. 15
Порядок расходования средств Пенсионного фонда РФ. 17
2.2. Анализ доходов и расходов ПФР в 2005-2008 г.г. 21
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 24
3.1. Накопительная и распределительная системы пенсионного обеспечения. 24
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 254.50 Кб (Скачать)
lign="justify">    Средства  Пенсионного фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

    В настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Согласно Федеральному Закону № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. 

 

     Таблица 1.Сведения о  численности пенсионеров  и средних размерах их пенсий в целом  по Российской Федерации  по состоянию на 1 августа 2009 года.

Категории пенсионеров Численность пенсионеров, тыс. человек на 01.08.2009 Средний размер пенсии на 01.08.2009
Всего пенсионеров 38 776 5 410
Получатели  трудовых пенсий 35 879 5 564
из  них:    
по  старости 30 528 5 856
по  инвалидности    3 834 4 101
по  случаю потери кормильца   1 517 3 382
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению   2 897 3 501
из  них:    
пенсии  военнослужащих и их семей   63 4 541
Социальные  пенсии 2 519 3 255
Справочно:    
Инвалиды  вследствие военной травмы, получающие две пенсии 140 12 999
Участники ВОВ, получающие две пенсии 323 12 969
Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии 33 9 707
Родители  погибших военнослужащих, получающие две пенсии 42 9 202
 

    Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).

    Доля  базовой части трудовой пенсии, которая  не связана ни с трудом, ни со страховыми взносами, по-прежнему занимает в структуре пенсии около 40%.

 

     2.2. Анализ доходов и расходов ПФР в 2005-2008 г.г.

    Таблица 2. Доходы и расходы  Пенсионного фонда  РФ, млрд. руб.

  2005 2006 2007 2008
Доходы 1349,6 1637,6 1845,1 2730,0
Расходы 1299,1 1537,3 1727,8 2360,7
 

    Анализируя  данную таблицу, мы видим что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2005 по 2008 год увеличились с 1349,6 млрд. руб. до 2730,5 млрд. руб. Таким образом, темп роста с 2005 по 2008 год составил 149,43%.

    Если  проанализировать расходы Пенсионного  Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2005 по 2008 год расходы постоянно растут (за 4 года расходы ПФР увеличились на 1061,6 млрд. руб.). Так как основную долю расходов Пенсионного фонда РФ занимают выплаты пенсий, можно констатировать факт значительного увлечения средней пенсии.

    1 марта базовая часть трудовой  пенсии россиян была увеличена  на 8,7%, 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5 536 рублей.

    Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.

             
 
 
 
 

    Проанализируем  расходы Пенсионного  Фонда РФ в 2005-2007 года:

    Таблица 3. Расходы Пенсионного Фонда РФ за 2005-2007 г.г.

      2005 2006 2007
      Млн. руб. Удельный  вес, % Темп  роста, % Млн. руб. Удельный  вес, % Темп  роста, % Млн. руб. Удельный  вес, % Темп  роста, %
Общегосударственные вопросы 4,964 0,00 100 5,092 0,00 102,58 16,281 0,00 327,98
Образование 48 0,00 100 52,8 0,00 110,00 57,13 0,00 119,02
Пенсионное обеспечение 1283238 99,05 100 1486040 99,77 115,80 1725586 99,87 134,47
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 154,5 0,01 100 70,3 0,00 45,50 40 0,00 25,89
Другие  вопросы в области социальной политики 12150 0,94 100 3290 0,22 27,08 2090 0,12 17,20
Межбюджетные  трансферты 0 0,00 100 10 0,00 100,00 10 0,00 100,00
Всего расходы: 1295596 100,00 100 1489468 100,00 114,96 1727800 100,00 133,36
 

    Приведенные данные расходов Пенсионного Фонда  Российской Федерации в 2005-2007 годах  позволяют сделать следующие выводы:

    Если  проанализировать последнюю строку, то мы видим, что расходы Пенсионного  Фонда  увеличились с 1295596 млн. руб. до 1727800 млн. руб. Темп роста в 2007 году по отношению к 2005 году составил 133,36%.

    Если  проанализировать разделы расходов Пенсионного Фонда РФ по функциональной классификации, то на первом месте находится Пенсионное обеспечение.

    Таблица 3. Расходы Пенсионного Фонда РФ за 2005-2007 г.г.

  2005 2006 2007
Млн.

 руб.

Удель-ный вес Темп роста Млн.

 руб.

Удель-ный вес Темп роста Млн.

 руб.

Удель-ный вес Темп роста
Пенсионное  обеспечение 1283238 99,05 100 1486040 99,77 115,80 1725586 99,87 134,47
 

    Если  проанализировать  разделы расходов Пенсионного Фонда РФ по их удельному  весу, то на первом месте  находится  пенсионное обеспечение. Его доля колеблется от 99,05 до 99,87%.

    На  втором месте находятся расходы  на другие вопросы в области социальной политики. Их удельный вес находится  в пределах от 0,12 до 0,94%.

    При этом следует отметить, что удельный вес  расходов на другие вопросы в области социальной политики  несколько снижается.

    Таким образом, примерно все расходы  Пенсионного  Фонда состоят из пенсионного  обеспечения.

 

     Глава 3. Перспективы  развития Пенсионного  фонда РФ

    3.1. Накопительная и  распределительная  системы пенсионного обеспечения.

    В недавнее время в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка - 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузки к 2015 году ориентировочно составит 696 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 работающих человек.

    Помимо  распределительной системы, современные  пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

    Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может  быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

    Основные  принципы, по которым все большее  число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

  1. при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
  2. демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
  3. накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы