Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации 6
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России. 6
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР. 9
1.3. Система организации Пенсионного фонда России. 11
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 15
2.1. Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда РФ. 15
Порядок расходования средств Пенсионного фонда РФ. 17
2.2. Анализ доходов и расходов ПФР в 2005-2008 г.г. 21
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ 24
3.1. Накопительная и распределительная системы пенсионного обеспечения. 24
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

     

 

     Введение

    Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

    ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

    Пенсионный  фонд РФ осуществляет множество социально-значимых функций.

    Создание  ПФР стало вехой в решении  одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.

    Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.

    По  мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-1995 и 1997-1998 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений.

    Пенсионная  реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня  и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством.

    Являясь полноправным членом Международной  ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), ПФР принимает активное участие  в их деятельности с целью изучения и обобщения передового опыта пенсионных систем стран с развитой экономикой, Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии.

    Установлены и успешно развиваются двусторонние деловые контакты со многими социальными  учреждениями государств различных  регионов мира. По вопросам реформирования российской пенсионной системы ПФР проводит консультативные встречи с ведущими специалистами международных финансовых и национальных организаций, занимающихся проблемами пенсионного страхования. Пенсионный фонд активно сотрудничает с Международным валютным фондом, Всемирным банком и Международной организацией труда.

    Объектом исследования данной курсовой работы являются внебюджетные фонды, а предметом исследования – Пенсионный Фонд, который является одним из составных звеньев внебюджетных фондов.

    Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического  планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

    Пенсионный  фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых  взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу.

          Целью данной курсовой работы является изучение деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, поступающих в Пенсионный Фонд и пути их решения.

          Задачами работы является рассмотрение структуры Пенсионного фонда, порядка образования и расходования его средств, а также их анализа является необходимым и актуальным в наше время.

 

     Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели, задачи и система организации

    1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России.

    Пенсионный  фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации  Пенсионного фонда РСФСР» для  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

    Изначально  основной функцией Пенсионного фонда  России был сбор страховых взносов  на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

    Созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Эти взносы в основной массе уплачивались работодателями и в некоторой части - работающими гражданами России.

    В 1997 году вступил в силу федеральный  закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В  соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

    В дальнейшем система страховых взносов  была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

    Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения  в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

    Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.

    С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены  функции по начислению гражданам  ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

    С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата  на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

    1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР.

    Пенсионный  фонд Российской Федерации – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.   

    Деятельность  ПФР регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г.

    К функциям ПФР относятся:

    1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

    2) организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

    3) финансирование расходов, предусмотренных  законом о Фонде;

    4) капитализация средств ПФР, привлечение  в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

    5) контроль за своевременным и  полным поступлением в фонд  страховых взносов, а также  контроль за правильным и рациональным  расходованием его средств;

    6) организация и ведение индивидуального  (персонифицированного) учёта застрахованных лиц;

    7) проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования;

    8) разъяснительная работа среди  населения и юридических лиц  по вопросам, относящимся к компетенции  фонда;

    9) участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. 
 

    Задачами  правления ПФР  являются:

  1. утверждение бюджета, смет расходов, включая фонд оплаты труда, труда ПФР и его органов, отчётов об их исполнении, а также его структуры и штатов;
  2. назначение и освобождение от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии и руководителей отделений ПФР;
  3. утверждение положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
  4. принятие нормативных актов по вопросам, относящимся к деятельности ПФР в пределах его компетенции.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы