Особенности организации финансов предприятия сферы торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности финансов сферы товарного обращения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности предприятий сферы товарного обращения;
- изучить сущность и значение финансов предприятий товарного обращения;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансов предприятий сферы товарного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансов сферы товарного обращения………………..6
1.1 Понятие сферы товарного обращения…………………………………...6 1.2 Финансы сферы товарного обращения……………………………….....7
Глава 2. Особенности организации финансов
предприятия сферы торговли……………………………………………….14
2.1 Сущность, функции и стратегия управления
финансами торгового предприятия ………………………………………..14 2.2 Организация финансового менеджмента на торговом предприятии..20
2.3 Совершенствование финансов предприятий товарного обращения…29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

финансы сферы товарного обращеня-курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      1. Доходы от реализации товаров  и платных торговых услуг являются  основным видом доходов торговых  предприятий, непосредственно связанных  с отраслевой спецификой их  деятельности. В их состав входят  доходы как от розничной, так  и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка ), выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг ( речь идет только о тех платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом торгового предприятия и включаются статистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формируют на торговом предприятии валовый доход от торговой деятельности.

      2. Доходы от реализации продукции  неторговой деятельности формируются  за счет реализации товаров,  работ и услуг вспомогательных  и обслуживающих производство торговых предприятий, если эти производства не имеют отдельного баланса ( например, реализация транспортных услуг сторонним предприятиям автотранспортом торгового предприятия ).

      3. Доходы от реализации другого  имущества формируются за счет  выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия.

      4. Доходы от внереализационных  операций формируются за счет  поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия. К ним относят доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами ( в виде прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях ); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами ( в виде сумм процентов и дивидендов, полученных по ценным бумагам ); доходы по депозитным вкладам торгового предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки; другие виды доходов от внереализационных операций. 

      Основу формирования валового дохода торговых предприятий ( а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования ) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль.

      Доходы  от реализации товаров в процессе управления ими выражаются следующими основными показателями:

      1. Суммой доходов от реализации  товаров - она характеризуют общий  размер торговых надбавок, полученных  в процессе реализации товаров  в определенном периоде.

      2. Уровнем доходов от реализации  товаров - он определяется по  формуле:

              Др Х 100

           Уд =    ,

             Р

      где Уд - уровень доходов от реализации товаров, в %;

        Др - общая сумма доходов от реализации товаров в определенном периоде;

        Р - общий объем реализации товаров в этом же периоде.

      3. Средним уровнем торговой надбавки - он определяется по формуле:

                  Др х 100

           Утн     =    ,

               Р - Др

      где Утн - средний уровень торговой надбавки, в %;

        ( значения остальных показателей те же, что и в предыдущей формуле ).

      Сумма доходов от реализации товаров зависит  от трех важнейших факторов:

      а) уровня цен закупки товаров у поставщиков. В рамках товарного предложения на потребительском рынке эти цены обычно варьируются в определенном диапазоне. Выбор наиболее приемлемых для торгового предприятия цен закупки в увязке с другими условиями поставки осуществляется в процессе обоснования эффективности коммерческих сделок по закупке товаров у различных поставщиков;

      б) уровня цен реализации товаров покупателям. Этот уровень торговые предприятия  устанавливают дифференцированно  по отдельным товарам с учетом состояния спроса на них, уровня издержек обращения по их реализации, уровня их налогооблагаемости, необходимости обеспечения целевой суммы прибыли и ряда других факторов. Многообразие этих факторов и сложность их комплексного учета определяют необходимость разработки в этих целях специальной политики ценообразования (“ценовой политики”) на торговом предприятии;

      в) объема реализации товаров.

      С учетом этих определяющих факторов строится процесс управления доходами на торговом предприятии.

      Основной  целью управления доходами является обеспечение возмещения всех текущих затрат, связанных с хозяйственной деятельностью торгового предприятия, и максимизация суммы его прибыли. 

      Основу  управления издержками обращения на торговом предприятии составляет их планирование. Оно подчинено основной цели управления издержками обращения на предприятии и осуществляется по следующим основным этапам:

      1. Анализ издержек обращения предприятия  в предплановом периоде. Основными  задачами проведения этого анализа  является выявление основных тенденций изменения суммы и уровня издержек обращения в предплановом периоде, размеров отклонения фактических и плановых их показателей, а также выяснение основных причин, вызвавших эти отклонения.

      2. Обоснование основных направлений  экономии издержек обращения в планируемом периоде. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой действия факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.

      3. Расчет плановых сумм издержек  обращения в разрезе отдельных  их статей. Особенностью планирования  издержек обращения на предприятии  является то, что вначале определяется плановая их сумма в разрезе отдельных статей а лишь затем - общая их сумма. В процессе плановых расчетов по каждой статье определяется сумма издержек обращения, необходимая для обеспечения плана товарооборота и нормального осуществления хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

      4. Распределение общей плановой  суммой издержек обращения по  этапам реализации товаров. Такое  распределение осуществляется в  разрезе запланированного объема  реализации товаров и планируемой  суммы запасов товаров на конец периода. Сумма издержек обращения, относимая на запасы товаров на конец планового периода, определяется по следующей формуле:

           

            Зк х Уи

           ИОзк =    ,

              100

      где Иозк - сумма издержек обращения, относимая  на запасы товаров на конец планового периода;

        Зк - сумма товарных запасов на конец планового периода;

        Уи - средний уровень затрат на перевозку, хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров, а также процентов за кредит.

      5. Распределение плановой суммы издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности. Этот этап завершает процесс планирования издержек обращения на предприятии. Распределение суммы издержек обращения в разрезе этих центров ( структурных подразделений и структурных единиц ) осуществляется в соответствии с видами и запланированными объемами их деятельности в рамках общей суммы затрат предприятия по отдельным статьям. Плановые суммы издержек обращения доводятся отдельным центрам затрат или центрам ответственности торгового предприятия в виде нормативов расходования средств или плановых бюджетов ( смет ).

      Среди экономических функций торгового  менеджмента наиболее важная роль отводится  управлению прибылью. Это связано  с тем, что в ней концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

      Основным  видом прибыли торгового предприятия, характеризующим совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибылей торгового предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и включает в себя следующие результаты этой деятельности: 1) прибыль от реализации товаров и платных торговых услуг ( или прибыль от торговой деятельности ); 2) прибыль от реализации продукции неторговой деятельности; 3) прибыль от реализации другого имущества; 4) прибыль от внереализационных операций.

      Разница между балансовой прибылью и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представляет собой чистую прибыль торгового предприятия или прибыль, остающуюся в его распоряжении.

      В системе управления прибылью торгового  предприятия ее планированию принадлежит главная роль. Оно осуществляется по следующим основным этапам:

      анализ  прибыли предприятия в предплановом периоде

      планирование  формирования прибыли

      планирование  распределения прибыли

        доведение плановых заданий по  прибыли до центров ответственности.

      Объем формирования прибыли торгового  предприятия в значительной степени  зависит от суммы его налоговых  платежей. За счет какого бы источника  и на какой бы стадии хозяйственной  деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете  они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.[3;226c.]  

      2.3 Совершенствование финансов предприятий товарного обращения 

      Разработка  эффективной политики формирования финансовых ресурсов организации сферы  товарного обращения должна базироваться на анализе факторов среды функционирования организации и оценке позиции организации на рынке услуг. Анализ факторов среды организации предлагается проводить по трем группам факторов: макроокружения, микроокружения и внутренней среды.

      Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда, социальная и культурная составляющие общества, научно-техническое развитие, инфраструктура и т.п. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: клиентура, поставщики, конкуренты, посредники. Анализ внутренней среды заключается в анализе кадрового состава, организационных процессов, уровня производства, маркетинга, финансового состояния.

      Прогнозирование спроса на оказываемые услуги предлагается выполнять с использованием комбинации адаптивных (количественных) и экспертных (качественных) методов прогнозирования. Для этого разработана методика комбинированного прогноза спроса на услуги. Полученный прогноз спроса определяет возможные состояния внешней среды («природы»), в которой прогнозируется деятельность организации. Причем здесь возможны две ситуации:

      -множество  состояний «природы» конечно  или, по крайней мере, количество состояний можно перенумеровать;

      - множество состояний «природы» бесконечно и задано непрерывной функцией плотности распределения величины спроса на оказываемые услуги.

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия сферы торговли