Особенности организации финансов предприятия сферы торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности финансов сферы товарного обращения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности предприятий сферы товарного обращения;
- изучить сущность и значение финансов предприятий товарного обращения;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансов предприятий сферы товарного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансов сферы товарного обращения………………..6
1.1 Понятие сферы товарного обращения…………………………………...6 1.2 Финансы сферы товарного обращения……………………………….....7
Глава 2. Особенности организации финансов
предприятия сферы торговли……………………………………………….14
2.1 Сущность, функции и стратегия управления
финансами торгового предприятия ………………………………………..14 2.2 Организация финансового менеджмента на торговом предприятии..20
2.3 Совершенствование финансов предприятий товарного обращения…29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

финансы сферы товарного обращеня-курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      6. Обеспечение постоянного возрастания  рыночной стоимости торгового  предприятия. Эта задача реализуется  прежде всего за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятия оказывает влияние его высокая деловая репутация, завоеванные им маркетинговые позиции на потребительском рынке, отработанность внутренней технологии осуществления хозяйственной деятельности и управления , а также другие так называемые "неосязаемые активы", способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль.

      В наиболее общем виде функции любой  управляющей системы сводятся к  следующему алгоритму: анализ - планирование - организация исполнения - контроль исполнения. Вместе с тем, каждая управляющая система, в том числе и торговый менеджмент, имеет свои конкретные объекты управления и конкретные задачи. С учетом рассмотренного ранее круга задач торгового менеджмента состав основных его функций может быть определен следующим образом.

      1. Управление товарооборотом. Реализация  этой функции обеспечивает экономическую  основу всей деятельности торгового  предприятия. так как товарооборот  характеризует основной объемный  показатель этой деятельности  и достигнутые маркетинговые позиции. Эта функция является наиболее массовой и требует постоянной разработки управленческих решений на всех уровнях деятельности торгового предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся анализ и прогнозирование торговой конъюнктуры, осуществляется планирование объема и состава товарооборота, нормирование и планирование товарных запасов, планирование объема и состава закупки и поступления товаров.

      2. Управление доходами. Реализация этой функции связана с формированием собственной финансовой базы развития торгового предприятия, осуществлением его деятельности на принципах самофинансирования ( или по меньшей мере - на принципах самоокупаемости). Так как основу доходов торгового предприятия составляют доходы от торговой деятельности ( они формируются в виде разницы между ценой продажи и ценой закупки товаров ), то в процессе реализации этой функции торгового менеджмента прежде всего разрабатывается ценовая политика предприятия. Кроме того, важная роль в процессе реализации этой функции отводится планированию доходов торгового предприятия.

      3. Управление издержками обращения.  Реализация этой функции связана  с формированием условий постоянного  снижения уровня текущих затрат ( в торговле они определяются термином "издержки обращения") по отношению к объему товарооборота. При этом снижения уровня издержек обращения не должно приводить к снижению качества торгового обслуживания покупателей, а осуществляться за счет других направлений их экономии. В процессе реализации этой функции определяется необходимый объем текущих затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торговой деятельности, рассматриваются возможные резервы экономии этих затрат и осуществляется планирование издержек обращения в разрезе отдельных статей расходования средств.

      4. Управление прибылью. Реализация  этой функции обеспечивает основное  условие самофинансирования деятельности  торгового предприятия и возможности возрастания его рыночной стоимости. Управление прибылью торгового предприятия включает два основных аспекта: управление формирование прибыли и управление ее использованием. Процесс управления формированием прибыли связан с управлением доходами и издержками обращения торгового предприятия, разработкой эффективной налоговой политики, обеспечением эффективности коммерческих сделок по закупке товаров. Управление использованием прибыли подчинено задачам развития торгового предприятия и осуществляется путем оптимизации ее распределения по отдельным направлениям.

      5. Управление активами. Реализация  этой функции непосредственно  связана с формированием и  обеспечением эффективного использования  производственного потенциала торгового  предприятия. В процессе реализации  этой функции исходя из намечаемых объемов торговой деятельности выявляется реальная потребность в отдельных видах активов и определяется общая их сумма; оптимизируется состав активов с позиций эффективности комплексного их использования, а также необходимой их ликвидности для обеспечения постоянной платежеспособности; обеспечивается ускорение оборота отдельных видов активов, в первую очередь товарных запасов, запасов материалов и тары, дебиторской задолженности и денежных средств; определяются формы и источники финансирования различных видов активов.

      6. Управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для реализации стратегии развития предприятия; формируется оптимальная его структура; изыскиваются возможности формирования финансовых ресурсов за счет собственных источников; определяется необходимый объем привлечения заемных средств на краткосрочной и долгосрочной основе; оптимизируются формы и источники привлечения заемных средств.

      7. Управление инвестициями. Реализация этой функции связана с обеспечением развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его рыночной стоимости. В процессе реализации этой функции формируются важнейшие направления инвестиционной деятельности предприятия; осуществляется оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и производится отбор наиболее эффективных из них; Формируется инвестиционный портфель предприятия и осуществляется оперативное управление им.

      8. Управление финансовым состоянием. Реализация этой функции связана с обеспечением взаимоувязки всех направлений финансовой деятельности предприятия и их взаимонаправленности на достижение высоких конечных результатов этой деятельности. В процессе реализации этой функции осуществляется комплексная оценка финансового состояния торгового предприятия и изыскиваются резервы его укрепления; осуществляется комплексное планирование финансовой деятельности предприятия в разрезе важнейших показателей; организуется мониторинг текущей финансовой деятельности предприятия, обеспечивающий действенный контроль за реализацией намеченных планов.[7;75c.] 

      2.2 Организация финансового менеджмента на торговом предприятии 

      Основу  коммерческой деятельности торгового  предприятия на потребительском  рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

      Под товарооборотом торгового предприятия  понимается сумма продажи им потребительских  товаров за определенный период времени. Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах. Прежде всего, в общем составе товарооборота торгового предприятия выделяются следующие его виды:

      а) розничный товарооборот;

      б) оптовый товарооборот;

      в) торгово-посреднический товарооборот.

      Основу  коммерческой деятельности подавляющего числа торговых предприятий в современных условиях составляет розничный товарооборот. В связи с этим рассмотрим формы этого товарооборота более подробно.

      В зависимости от организационных  форм продажи потребительских товаров розничный товарооборот торгового предприятия подразделяется на продажу товаров в розничной торговой сети ( магазинах, мелкорозничной сети ) и продажу товаров помимо розничной торговой сети ( на аукционах; на складах промышленных и оптовых предприятий с оплатой через кассы розничных торговых предприятий и т.п.). Состав розничной продажи товаров помимо торговой сети определяется специальной инструкцией по учету розничного товарооборота.

      Основной  целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

      Процесс планирования объема и структуры  реализации товаров на предприятиях торговли осуществляется в разрезе  отдельных этапов, основные из которых  перечислены ниже.

      1. Выбор приоритетных целей развития  товарооборота на предприятии.  Планируя объем и структуру  реализации товаров, можно исходить  из различных целевых установок  развития товарооборота на данном  торговом предприятии.

      2. Анализ объема и структуры  реализации товаров в предплановом периоде. Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целевой установке развития предприятия в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассматриваются общие показатели, характеризующие развитие реализации товаров в предплановом периоде, и частные показатели этого развития, непосредственно связанные с той или иной приоритетной целевой установкой, принятой на плановый период.

      3. Определение планового объема реализации товаров. Плановый объем реализации товаров на торговом предприятии рассчитывается различными методами, выбор которых определяется принятой приоритетной целевой установкой развития товарооборота. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.

      4. Определение плановой структуры  реализации товаров. Расчет плановой  структуры реализации товаров  может осуществляться различными  методами: а) на основе коэффициентов  эластичности реализации отдельных  групп товаров от объема товарооборота; б) на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров от доходов населения; в) на основе показателей товарооборота на 1 кв. м площади торгового зала.

      5. Оценка напряженности разработанного  плана реализации товаров. напряженным  считается план реализации товаров, обеспечивающий достаточный уровень эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. В основе оценке напряженности разработанного плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торговой площади и на 1 работника на данном торговом предприятии с ранее определенными аналогичными показателями лучших однотипных торговых предприятий региона.

      6. Разработка мероприятий по осуществлению  плана реализации товаров. Эта  разработка охватывает мероприятия организационного, экономического и финансового характера.

      Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров  на торговое предприятие. Основной целью планирования поступлений товаров и организации закупки товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.

      Заключительной  стадией планирования товарооборота  торговых предприятий является балансовая увязка всех запланированных его показателей - объема реализации, запасов на начало и конец планового периода, объема поступления товаров. Балансовая увязка этих плановых показателей позволяет проверить их взаимосвязь по каждой группе товаров и по предприятию в целом.[9;118c.]

      Одним из результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия выступает  размер его доходов. Доходы торгового  предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение следующих  трех важнейших задач:

      1. Основная часть доходов торгового  предприятия является источником  возмещения всех текущих затрат ( издержек обращения ), связанных  с осуществлением его хозяйственной  деятельности. Реализация этой задачи  обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

      2. Часть доходов торгового предприятия  служит источником различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.

      3. Определенная часть доходов торгового  предприятия является источником  формирования его прибыли, за  счет которой образуются фонды  производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

      Предприятия торговли формируют свои доходы из различных источников и по различным видам хозяйственных операций. Сумма доходов торгового предприятия, полученных из всех источников и по всем видам хозяйственных операций, образуют его валовый доход. В соответствии с принятой классификацией валовый доход торговых предприятий включает четыре основных группы доходов: 1) доходы от реализации товаров и платных услуг; 2) доходы от реализации продукции неторговой деятельности; 3) доходы от реализации другого имущества; 4) доходы от внереализационных операций.

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия сферы торговли