Особенности организации финансов предприятия сферы торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности финансов сферы товарного обращения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности предприятий сферы товарного обращения;
- изучить сущность и значение финансов предприятий товарного обращения;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансов предприятий сферы товарного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность финансов сферы товарного обращения………………..6
1.1 Понятие сферы товарного обращения…………………………………...6 1.2 Финансы сферы товарного обращения……………………………….....7
Глава 2. Особенности организации финансов
предприятия сферы торговли……………………………………………….14
2.1 Сущность, функции и стратегия управления
финансами торгового предприятия ………………………………………..14 2.2 Организация финансового менеджмента на торговом предприятии..20
2.3 Совершенствование финансов предприятий товарного обращения…29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованной литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

финансы сферы товарного обращеня-курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, денежные фонды нельзя рассматривать  как простую концентрацию денег, скопление их у того или иного  владельца. Деньги, попавшие в фонд, сохраняют присущие им функции - меры стоимости, средства платежа, средства обращения и т.д., но использование этих функций становится ограниченным. Отсюда важным специфическим признаком финансов, отличающих их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для всех финансовых отношений любых общественно-экономических формаций. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.

      Исследование  экономической сущности финансов, выявление  специфических черт этой категории  позволяет дать нам следующее  определение. Финансы - это денежные отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств целевого назначения в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и его основной части национального дохода и богатства.[5;322c.]

      В финансовой науке существует ряд  дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта, другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

      Однако  распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены, как денежного выражения стоимости. Тем не менее, финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них.

      К числу дискуссионных относится  вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической  категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в  определение финансов такой их признак, как "императивность", который  трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений, но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.

      В зарубежной экономической литературе различают два понятия финансов: микрофинансы и макрофинансы. Под микрофинансами понимают процесс мобилизации финансовыми институтами и предприятиями сбережений, управления денежными средствами и предоставления финансовых услуг. Макрофинансы занимаются вопросами финансов на национальном уровне, т.е. имеется в виду развитие, управление и реформирование финансовой системы, и они являются частью экономической инфраструктуры . Аналогичной точки зрения по делению финансов на уровне предприятий и на национальном уровне придерживается профессор Б.М. Сабанти. Он считает, что применение термина "финансов" безосновательно к финансам отраслей народного хозяйства, поскольку здесь формируются финансовые ресурсы, а не финансовые отношения. Поэтому, на его взгляд, отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов, следует именовать "денежным хозяйством".

      В зарубежной экономической литературе под финансами подразумевают  систему отношений, связанных с  движением и использованием реальных денег как в финансовой, так  и в кредитной сферах. Таково определение финансов в широком смысле слова. В методологическом же аспекте различают две категории: "финансы" и "кредит".

      Сложность и многообразие экономических связей в обществе обусловливает многогранность финансовых отношений. Финансы обслуживают  производственную деятельность, функционируют в многочисленных отраслях непроизводственной сферы. Каждое подразделение общественного воспроизводства накладывает свой отпечаток на финансовые отношения. Поэтому финансы, сохраняя основные свои черты распределительной категории, отражают некоторые особенности той отрасли деятельности, в которой они используются. На этой основе возникают различные виды и разновидности финансовых отношений, которые соответствующим образом группируются, создавая финансовую систему. Каждое звено финансовой системы имеет свою систему денежных фондов и свои органы управления. Под финансовой системой следует понимать совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений (субъектов управления), возникающих в рыночных областях производственной и непроизводственной деятельности по поводу образования и использования денежных фондов и управляемых соответствующими органами (субъекты управления).

      В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в  странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.

      Во-вторых, в отличие от стран с развитой экономикой, где "деньги делают деньги" и высок уровень внутренних сбережений, т.е. развит финансовый рынок, в странах с переходной экономикой основным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства. Именно в этой сфере создается продукт, стоимость которого служит источником покрытия издержек производства и формирования всех сбережений и инвестиций. Сбережения домашних хозяйств пока составляют незначительную величину.

      В-третьих, поскольку в условиях переходного  периода сокращается доля финансовых ресурсов, перемещаемых через государственные финансы из-за изменения структуры собственности, и происходит их замещение банковским сектором, то в состав финансовой системы, по нашему мнению, должна включаться и банковская система.[6;178c.]  

 

       Глава 2. Финансы предприятий сферы торгового обращения 

      2.1 Сущность, функции и стратегия управления финансами торгового предприятия 

      Торговля  является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности  занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются с помощью разнообразных методов торгового менеджмента. 

      Торговый  менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

      Как комплексная отраслевая научная  дисциплина торговый менеджмент находится  лишь в стадии зарождения. Основополагающие принципы торгового менеджмента еще не получили комплексного отражения в современной литературе. В связи с этим рассмотрим сущность и основные характеристики этой новой научной дисциплины, имеющей высокое прикладное значение в рыночной экономике.

      Торговый  менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли.

      Торговый  менеджмент предусматривает многовариантность  подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высоких результатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериев устанавливается самим торговым предприятием.

      Подходы к формированию принципов и методического инструментария торгового менеджмента, а следовательно и к его развитию как научной дисциплины, существенно меняются на стадии перехода к рыночной экономике. Это связано прежде всего с коренным преобразованием основополагающих принципов управления экономическими процессами, существенными и весьма динамичными изменениями ситуации на потребительском рынке, значительным разукрупнением торговых предприятий в процессе их приватизации, корпоратизации, углублением дифференциации денежных доходов населения, расширением возможностей более полного использования зарубежного опыта управления торговыми предприятиями, наработанного в станах с развитой рыночной экономикой.

      С учетом основных характеристик торгового  менеджмента формируются его  цели и задачи.

      Основной  целью торгового менеджмента  является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия  в стратегической перспективе и  возрастания его конкурентной позиции  на потребительском рынке.[10;291c.]

      Исходя  из этой главной цели торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи.

      1. Формирование условий наиболее  полного удовлетворения спроса  покупателей на товары в рамках  избранного сегмента потребительского  рынка. Эта задача реализуется  путем поиска торговым предприятием  своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.

      2. Обеспечение высокого уровня  торгового обслуживания. Эта задача  реализуется путем удовлетворения  всех основных требований покупателей  к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары. Эти требования обеспечиваются целым комплексом организационно-технологических мероприятий, формирующих в совокупности необходимый уровень торгового обслуживания.

      3. Обеспечение достаточной экономичности  осуществления торгово-технологического  и торгово-хозяйственного процессов  на предприятии. Эта задача  реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.

      4. Максимизация суммы прибыли, остающейся  в распоряжении торгового предприятия,  и обеспечение ее эффективного  использования. Эта задача реализуется  путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.

      5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли. Минимизация уровня хозяйственных рисков обеспечивает предсказуемость финансовых результатов деятельности предприятия и стабильность его развития.

Информация о работе Особенности организации финансов предприятия сферы торговли