Основы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Современные рыночные условия экономики определяют новые правила введения хозяйственной деятельности, поэтому для сельскохозяйственных предприятий имеет большое значение процесс адаптации к этим условиям. Поставленные в новые условия, сельскохозяйственным предприятием вынуждены адаптироваться к новой среде своего функционирования с целью повышения своей конкурентоспособности и эффективности. Такие условия требуют изменения в организации, структуре системы управления предприятием.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Сущность, задачи и организация оперативного финансового управления на сельскохозяйственном предприятии……………………………………………….4
2. Основные направления оперативной финансовой деятельности……………...9
3. Планирование финансов сельскохозяйственного предприятия как инструмент управления…………………………………………………………………………..20
4. Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению…………..24
Вывод………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

осн.управления финансами.docx

— 50.92 Кб (Скачать)

Руководство финансовой работой  осуществляет финансовая администрация  предприятия. Она осуществляет оперативное  регулирование, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения  отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов, проводит координацию работы всех звеньев  системы управления, аппарата управления и специалистов, организует стимулирование - побуждение работников финансовой службы и всего коллектива в результате своего труда.

Финансовая служба является ведущей в управлении финансами, в проведении оперативной финансовой работы. Первая и главная ее задача состоит в том, чтобы добиваться повышения эффективности использования  финансовых ресурсов предприятия, прежде всего, повышения рентабельности хозяйственной  деятельности и доходности финансовых операций, что лежит в основе финансовой устойчивости, которая базируется на платежеспособности и ликвидности  баланса.

Любой финансовый отдел должен оперативно контролировать:

• денежные доходы и затраты;

• обязательные платежи и расчеты;

• возможности привлечения и вложения денежных ресурсов;

• безналичные и наличные остатки денежных средств.

Для характеристики основных направлений оперативной финансовой деятельности можно выделить следующие  основные блоки организации оперативной  финансовой работы:

• обеспечение базовых условий оперативной финансовой работы;

• осуществление оперативных финансовых отношений;

• оперативное финансовое планирование;

• аналитическая работа по оперативному финансовому управлению;

• финансовый контроль.

В части обеспечения базовых  условий оперативной финансовой работы можно отнести следующие  направления:

• создание четкой структуры управления финансами, полное техническое и технологическое оснащение финансовой службы;

• нормативное, методическое, информационное и финансовое обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

• наделение финансовой службы распорядительными функциями и правом контроля в части, касающейся финансов предприятия;

• обеспечение оперативности и ритмичности работы финансовой службы.

В области осуществления  оперативных финансовых отношений:

• отношения с коммерческими банками: формирование режима операций, открытие расчетных, валютных, депозитных и иных счетов, совершение и контроль операций на них, определение частоты получения, оформление кредитов и их погашение, получение и контроль использования долгосрочных кредитов, использование инкассационных возможностей банка и т.п.;

• платежно-расчетные отношения предприятия с покупателями и поставщиками;

• налоговые и прочие расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами;

• расчетные отношения со страховыми организациями;

• расчетные отношения с собственниками (акционерами, пайщиками, вкладчиками);

• расчетные отношения с работающими;

• финансово-расчетные и кредитные отношения с местными органами власти;

• расчетно-кредитные отношения с населением.

В области оперативного финансового  планирования:

• платежный календарь как оперативный финансовый план в системе финансового управления предприятием;

• кассовый план как важный элемент управления наличностью в системе управления финансами.

В области аналитической  работы по оперативному финансовому  управлению:

• аналитическая работа по выявлению внутрихозяйственных резервов улучшения финансового состояния за счет роста объема производства и продаж, ускорения оборачиваемости краткосрочных активов, снижения себестоимости продукции (издержек обращения), роста денежных накоплений, рентабельности и т.п.;

• наличие на предприятии нормативной базы финансового управления, полнота и эффективность ее использования.

В области финансового  контроля:

• соблюдение режима экономии расходования материальных и финансовых ресурсов в основной деятельности и капитальном строительстве;

• обеспечение своевременности и полноты расчетов с поставщиками и покупателями, бюджетом и фондами;

• выполнение предприятием и его контрагентами текущих денежных обязательств;

• распределение прибыли, выплата дивидендов собственникам;

• целевое использование фондов и резервов;

• достижение максимальной доходности краткосрочных финансовых вложений и т.д.

Как было сказано ранее, в  оперативную работу финансовой службы организации включается планирование расчетов по обязательным платежам. В  них, в свою очередь, относят расчеты  с бюджетом (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и пр.) и  внебюджетными фондами (пенсионный фонд, фонд социального страхования  и т. д.). Рассмотрим подробнее некоторые  из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая  создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и  взимается с каждого акта купли-продажи  в процессе товародвижения. Налог  определяется как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным  налогом, влияющим на процесс ценообразования  и структуру потребления.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в  каком-либо налоговом периоде над  общей суммой налога влечет возникновение  права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.

Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика, а в случае уплаты ее налоговым  агентом — по месту нахождения налогового агента. По общему правилу  уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе для собственных  нужд) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода  исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый  период не позднее 20-го числа следующего месяца.

Налог на прибыль организации. Занимает весьма значимое место в  современной налоговой системе  России. Это — прямой налог, т. с. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода).

Плательщиками налога па прибыль, согласно главе 25 Налогового кодекса  РФ, признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в  России через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики  исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и  фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Суммы  квартальных платежей определяются с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение  отчетного периода (квартала) налогоплательщики  уплачивают ежемесячные авансовые  платежи. Уплаты этих платежей производятся равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Налог на имущество организаций. Этот налог входит в подсистему региональных налогов и сборов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество зачисляется равными долями в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов пока крайне невелика.

Цель введения налога на имущество — стимулирование эффективного, рационального использования имущества, сокращение излишних запасов сырья  и материалов. Преимущество имущественных  налогов заключается в высокой  стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого  периода и не зависят от результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать  их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих  уровней.

Плательщиками налога являются: предприятия, организации и учреждения, включая предприятия с иностранными инвестициями (юридические лица РФ); иностранные юридические лица, международные  объединения, владеющие имуществом на территории Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос). Введенный в действие с 1 января 2001 г. налог подлежит зачислению в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ и фонды обязательного  медицинского страхования РФ. Введен достаточно сложный алгоритм исчисления этого налога, предусматривающий  несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохраняется исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого  фонда; установлена обязанность  банка не выдавать своему клиенту-налогоплательщику  средства на оплату труда, если последний  не предоставил платежных поручений  на перечисление налога. При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого  социального налога (взноса) осуществляется налоговыми органами РФ.

Работа с коммерческими банками  относится к разряду фундаментальных  основ организации оперативной  финансовой работы предприятия. Выбор  коммерческого банка для финансовых служб предприятия, компании, фирмы  не может быть случайным. Методологически такой выбор должен удовлетворять ряду требований:

- обеспечивать качественное расчетно-кассовое  обслуживание;

- удовлетворять запросам клиента  на перспективы своего развития;

- соответствовать специфике финансово-хозяйственных  операций предприятия.

От коммерческого банка  во многом зависит эффективность  проведения оперативной финансовой работы в части осуществления  своевременных, быстрых и точных расчетов, оперативного отпуска, получения  и зачисления денежных средств на счета. Внутренняя технология операционного  зала в разных кредитных учреждениях  может несколько отличаться. Для  финансовой службы и бухгалтерии  большое значение имеют принципиальные моменты, связанные с практически  применяемыми режимами зачисления денежных средств и, особенно, их перечисления в рамках операционного дня. Эти  режимы фактически могут отличаться от формально установленных в  документах о работе с клиентами  коммерческого банка.

Важно внимательно изучить  содержание договора на расчетно-кассовое рублевое и валютное обслуживание. Особенно это касается прав банка  по срокам платежей по одногородним, междугородним  и международным расчетам. Предприятия, фирмы, компании, осуществляющие валютные операции заключают два договора на расчетно-кассовое обслуживание в  рублях и валюте. Надо обратить внимание на ставки и режим взимания платы  за расчетно-кассовое обслуживание, а  также возможных комиссионных вознаграждений за проведение отдельных рублевых и  валютных операций. Определить наличие  и режимы процедуры начисления клиентам процентов по остаткам на расчетных  и валютных счетах, которые в принципе используются банком как кредитные  ресурсы. В каком порядке, и по каким ставкам проводится такая  работа. Очень важно знать о  наклонностях коммерческого банка  в проведении операций. По какому в  принципе перечню рублевых и валютных операций он предпочитает работать, как  правило. Какие операции в рублях и валюте, а также в части депонирования, кредитования, гарантирования коммерческий банк готов допустить в своей деятельности. Важно знать рассматриваются ли рублевые и валютные гарантии конкретного банка в качестве первоклассных, или достаточных на внутреннем и внешних рынках капитала.

Помимо чисто финансовых и процедурных аспектов работы банка, целесообразно установить степень  приемлемости для предприятия и  организации, применяемых банком современных  технологий в своей операционной деятельности. Важно также обратить внимание на наличие деловых условий  работы, поскольку многие документы, нередко, могут готовиться непосредственно  в операционном зале. При наличии  банковской бегущей строки бывает не лишним внимательно почитать ее, поскольку  в ней часто содержится информация, прямо, или косвенно отражающая деловую  активность банка, в том числе  по работе с клиентами.

Следует иметь в виду, что перспективы развития предприятия, фирмы, компании связаны не только с  долгосрочным, но и краткосрочным  кредитованием. Парадокс здесь состоит  в том, что для начинающих и  растущих предприятий, фирм, компаний именно краткосрочное кредитование выступает действительной основой  развития деловой активности. Кроме  того, перспективы развития финансовая служба не должна сводить только к  кредитному аспекту финансового  обеспечения производства и других видов бизнеса.

Кредиты в чистом виде - не единственная форма мобилизации  денежных средств и ими представляемых финансовых ресурсов, в которой банк может оказать существенную помощь предприятию, фирме, компании. Одновременно, развитие понимается финансовой службой  и как обеспечение эффективного расходования (вложения) денежных средств  и финансовых ресурсов. При этом, очень важно определить возможность  и целесообразность заинтересованного  участия банка в этих операциях, которая далеко не ограничивается размещением  временно-свободных финансовых ресурсов предприятий, фирм, компаний в депозиты. Кредитные возможности финансового обеспечения поддерживаются не только наличием обеспечения кредитов, оставлением части финансовых ресурсов в остатках на счетах на обусловленное время, но и совместными финансовыми операциями предприятий, фирм, компаний с подразделениями коммерческих банков. Перспективы развития и ведения бизнеса клиентом во многом зависят от уровня банковской технологии и специализации банка на проведении определенного круга основных операций. Этот круг операций, а что еще более важно - степень его расширения и подвижности, может не в полной мере соответствовать специфике тех финансово-хозяйственных операций, на которые делается, или предполагается делать упор в ходе ведения конкретного бизнеса.

Ряд операций, например, фондовых, определенная часть коммерческих банков в силу имеющихся на то причин просто не выполняет. Мотивации здесь могут  быть различными: от юридически правовых до технических, от финансовых до личных.

Информация о работе Основы управления финансами