Основы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики составляет наряд с
природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны.
Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость
инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном
счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и
обеспечения условий для экономического роста.

Работа содержит 1 файл

1 ТЕМА.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Финансирование создания и внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний и (или) финансового лизинга;

Развитие инновационной инфраструктуры;

Продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;

Развитие международного сотрудничества в области переноса, заимствования и развития инновационных технологий, их коммерциализации и внедрения;

Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение инновационной активности в стране.

 

Инновационные проекты - экспертиза и проектирование

 

 

 

В экономике России появилась новая концепция управления проектами (концепция Project Management). Ее основу составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс изменений осуществляется в рамках бюджета и временных ограничений по заранее разработанным правилам. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых странах методологией инвестиционной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ.

Инновационный проект

 

Понятие «инновационный проект» рассматривается в трех аспектах:

 

1) как форма целевого управления инновационной деятельностью;

 

2) как процесс осуществления инноваций;

 

3) как комплект документов.

 

В свете первого аспекта инновационный проект представляет собой систему взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники, тогда как в свете второго он есть совокупность выполняемых в определенной последовательности научно-технологических, организационно-производственных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. При этом, безусловно, инновационный проект является комплектом технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

 

С учетом всех трех аспектов можно дать определение инновационному проекту как комплекту документов, определяющих систему научно-обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту.

 

Руководство разработкой и последующей реализацией инновационного проекта осуществляют руководитель проекта (проектный менеджер) и научно-технический совет (НТС), в состав которого входят ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. НТС организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

 

Руководитель проекта – это юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта – это организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей. Ее состав и функции зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Для выполнения части функций разработчик может привлекать специализированные организации. Поддержку проекта осуществляют инновационные центры, фонды поддержки программ, консалтинговые формы, организации независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, аудиторские фирмы и выставочные центры.

Классификация инновационных проектов

 

Инновационные проекты классифицируются на базе классификаций инноваций и по уровню утверждения, финансирования и реализации подразделяются на межгосударственные и государственные, региональные и отраслевые, а также отдельного предприятия.

 

Этап разработки инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Ее единый состав пока не установлен и в конкретных случаях определяется исходным технико-экономическим заданием. Однако инновационный проект любого уровня включает следующие разделы:

 

– содержание и актуальность проблемы;

– резюме руководителя проекта;

– дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

– систему мероприятий по реализации дерева целей проекта;

– комплексное обоснование проекта;

– комплексное обеспечение реализации проекта;

– характеристику НТС;

– экспертное заключение проекта;

– механизму реализации проекта и система мотивации.

 

Механизм реализации проекта включает структуру инновационной организации, положения о ее подразделениях и долж­ностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы управления проектом, планы ком­плексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.

 

Одним из вопросов инновационного проектирования является определение порядка завершения проекта, включающего сдачу проекта. Последнее означает установление соответствия решений (принятых заказчиком при разработке концепции проекта) его результатам, полученным при реализации. Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором. При этом, если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные (эксплуатационные) испытания. Они включают: а) проведение сравнения технико-экономических параметров разработки с запланированными; б) определение причин выявления расхождений; в) разработку мероприятий по устранению обнаруженных расхождений и организацию работ по устранению недоделок.

Если в результате испытаний получается продукция, отвечающая требованиям проекта, то приемка готовых объектов оформляется протоколом комиссии. Результаты испытаний есть основание передачи заказчику ответственности от организаций-исполнителей в период сдачи-приемки готовой продукции.

 

Закрытие договора осуществляется путем:

 

1) проверки финансовой отчетности;

 

2) паспортизации;

 

3) выявления невыполненных обязательств;

 

4) завершения невыполненных обязательств. При этом проверка финансовой отчетности относится к отчетности заказ­чика и организаций-исполнителей. Она включает: проверку выписки счета-фактуры на весь объем завершенных работ; согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами; проверку наличия документации по изменениям; контроль суммы удержаний, произведенный заказчиком.

 

Проверка финансовой отчетности исполнителя включает: проверку платежей поставщикам и соисполнителям; соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков; поиск просроченных платежей поставщику; подтверждение соответствующих удержаний.

 

Результаты проверок позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту. На этом этапе производятся окончательные расчеты с исполнителями.

 

Паспортизация – это один из важных элементов организации закрытия договора. Она проводится в следующей пос­ледовательности: исполнители разделов предоставляют отчеты с необходимыми приложениями в головную организацию по разделу; последняя представляет итоговый отчет на НТС по разделу; НТС по разделу принимает отчеты и оформляет акты; головная организация готовит отчет по проекту в целом и направляет генеральному заказчику. После этого договор закрывается.

 

Экспертиза инновационных проектов представляет процедуру комплексной проверки и контроля их важнейших параметров: качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; профессионализма руководителя проекта и его команды; научно-технического потенциала и конкурентоспособности инновационной организации; достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

 

Согласно кругу выполняемых задач Р.А. Фатхутдинов сравнивает экспертизу инновационных проектов с сертификацией. Он считает, что по инновационным проектам, направленным на решение крупных экологических, информационных и гуманитарных проблем, имеющим международное или национальное значение, правомерно проводить не экспертизу, а сертификацию, и лишь после получения сертификата обеспечивать инновационный проект полным финансированием.

 

Объем и глубина проверяемых при экспертизе вопросов определяется генеральным заказчиком в зависимости от вида и особенностей инновационного проекта. В соответствии с Рекомендациями ОЭСР экспертиза инновационных проектов проводится на базе принципов:

 

1) наличия независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих;

 

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

 

3) проведения предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

 

4) методы контроля увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

 

При экспертизе проектов учитывается потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социально-экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит как количественную, так и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

 

Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, Р.А. Фатхутдинов дополняет следующими:

 

1) экспертная группа должна быть численностью не менее чем из семи специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;

 

2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости и объективности, профессионализма и комплексности, системности и мотивации конечных результатов труда;

 

3)основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения оцениваемой инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.

 

Одним из важнейших условий достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является их обеспечение высококачественными нормативно-методическими документами по инновационному менеджменту и функционированию структур. Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

 

а) уровню иерархии нормативно-методического обеспечения: международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;

 

б) правовому статусу документа: обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.);

 

в) содержанию документа: технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики), экономические (ТЭО, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции).

 

Обязательные атрибуты документов фирмы – цель документа, основание для разработки, место данной цели, основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении задачи, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

 

Документы оцениваются по следующим критериям качества:

 

1) комплексности документа (рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи);

 

2) степени соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите;

 

3) степени использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;

 

4) количеству примененных при разработке документа подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);

 

5) количеству примененных при разработке документа современных методов (ФСА, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.).

 

Если эти методы рекомендованы при разработке объекта, то это должно быть четко зафиксировано в документе;

 

6) экономической обоснованности управленческих решений;

 

7) повторяемости документа, его перспективности и масштабу применения;

 

8) степени апробации документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления и на практике;

 

9) имиджу организаций – разработчиков документа и квалификации его разработчиков;

 

10) компетентности органов, согласовавших и утвердивших документ;

 

11) степени соблюдения стандартов на оформление документа, однозначности понятий, четкости, доступности изложения, его наглядности.

 

Документы, отвечающие перечисленным критериям качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм и страны в целом.

 

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозиро­вания и разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:

Информация о работе Основы государственного регулирования инновационной деятельности