Основы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики составляет наряд с
природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны.
Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость
инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном
счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и
обеспечения условий для экономического роста.

Работа содержит 1 файл

1 ТЕМА.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Франции, Нидерландах и других странах.

   Стратегия  децентрализованного  регулирования  более   сложный   механизм

участия  государства  в  научной   и   инновационной   сфере.   Государство,

использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при  этом

отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для  стратегии  активного

вмешательства.

   Например,  государство  предлагает  в  экономической  сфере  созданные  в

госсекторе   научно-технические   новшества    и    создает    инфрастуктуру

инновационной   сферы;   формирует   условия,    способствующие    повышению

инновационной  активности  всех  участников  инновационной  сферы;  выделяет

государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения.  При

осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие  стимулы

инновационной   активности.   Данная   стратегия    реализуется    в    США,

Великобритании и ряде других стран.

  В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая  роль

в выборе приоритетов научно-технического развития  принадлежит  государству,

в стратегии децентрализованного регулирования  на  первое  место  в  научно-

технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования,  а

государство стремится создать им  благоприятные  правовые,  экономические  и

другие условия для этой деятельности.»

      Смешанная  стратегия  используется  в   странах,   где   в   экономике

значительную  часть  составляет  государственный   сектор,   и   государство

заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей  этого

сектора.  В  этом  случае  по  отношению  к   государственным   предприятиям

государство использует стратегию  активного  вмешательства,  а  к  остальным

стратегию децентрализованного   регулирования.  Подобная  практика  получила

распространение в Швеции.

  «В США,  с  помощью  крупномасштабных   целевых  проектов  государственное

регулирование инновационных процессов осуществляется  в  следующих  основных

направлениях:

* стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров  мелких

и  средних  инновационных  предприятий,  в  том  числе  фирм   «спин-офф»,

отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и

специальных  лабораторий  крупных  промышленных  корпораций,   посредством

целевого   бесплатного   субсидирования   этих   субъектов   инновационной

деятельности Национальным научным фондом США;

* бесплатная выдача лицензий  на  коммерческое  использование  изобретений,

   запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью

   федерального правительства;

* льготное кредитование и выдача грантов  мелким  фирмам  –  инноваторам  и

   отдельным   изобретателям-одиночкам    Национальным    научным    фондом,

   Инвестиционным   фондом   Министерства   энергетики   США    и    другими

   инвестиционными   фондами,   имеющими   некоммерческую   филантропическую

   направленность финансирования;

*   формирование    государственной    инновационной    инфраструктуры    и

   способствование функционированию рынка инноваций, на котором  государство

   выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;

* мониторинг и  прогнозирование  инновационных  процессов  в  стране  и  за

   рубежом,    государственная    экспертиза     инновационных     проектов,

   разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;

* предоставление  субъектам  инновационной  деятельности  льгот  по  оплате

   государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);

*  осуществление  морального  поощрения  выдающихся  ученых  и  инноваторов

   (вручение государственных наград, присвоение почетных званий,  пропаганда

   достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);

* льготное налогообложение инновационной деятельности;

* антимонопольное законодательство, обеспечивающее  развитие  внутренней  и

   международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.»

     Япония и Южная Корея начали реализацию политики  превращения  стран  из

   «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий,  прежде  всего  в

   таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии,

   новые материалы, за счет государственной политики,  которая  обеспечивает

   восприимчивость  к  достижениям  мирового  научно-технического  прогресса

   через  координацию  действий  различных  секторов  в  области   науки   и

   технологий.

  В Японии для развития  экспортного  производства  используются  не  только

прямое   субсидирование   и    другие,    традиционные    экономические    и

административные  способы  воздействия  на  экспортеров,  но  и  специфичные

косвенные  методы,  к  числу   которых   относятся   целевое   распределение

финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение  их  в

приоритетных отраслях.

      К  основным  направлениям   инновационной   политики,   осуществляемой

странами, входящими в Евросоюз, относятся:

. единое антимонопольное законодательство;

. система ускоренной амортизации оборудования;

. льготное налогообложение НИОКР;

. поощрение малого наукоемкого бизнеса;

. прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты  в

области новейших технологий;

. кооперация университетской науки и  предприятий,  производящих  наукоемкую

продукцию.

  Повышение роли государства в области инновационной  деятельности  одно  из

важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и  доступна  непрерывная

инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

   Функция  дополнительного   стимулирования   осуществляется   государством

посредством   инструментов   экономической   политики    (кредит,    налоги,

антитрестовское  законодательство,   регулирование   международного   обмена

технологиями и  др.),  что  позволяет  существенно  уменьшить  стоимость  ее

ресурсов и повысить их доступность и качество.

   Другой  причиной  повышения  роли  государства  в  области  инновационной

деятельности  является  стремительный  рост  затрат,  необходимых   для   ее

осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на  научно-

исследовательское  оборудование,  приборы  и   инструменты,   и   повышением

заработной платы  высококвалифицированных  научно-технических  и  инженерных

кадров.

   Для  развития  информационного  обеспечения  НИОКР   создан   Европейский

информационный центр. В 90-е годы стали приниматься  целевые  программы:  по

распространению  в  Евросоюзе  результатов  НИОКР   *»ВЭЛЬЮ»);   Европейская

стратегическая   программа   научных   исследований   в   сфере   технологии

информационных  систем  («ЭСТПРИТ»),  программа  по  исследованию  передовых

способов связи в Европе  (РАСЕ).  Целью  этих  программ  является  повышение

конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.

  Активное  участие  государства  в  инновационной  деятельности  связано  с

необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов  научно-технической

и инновационной  деятельности.  Эффективность  нововведения  в  значительной

степени зависит от правильности выбора области и вида  инновации  и  времени

их внедрения.

   Развитие  инновационной  деятельности  и  увеличение   объема   ресурсов,

вовлекаемых    в    инновационный    процесс,    определяют    необходимость

сотрудничества и кооперации как частных,  так  и  государственных  субъектов

(фирм, университетов, государственных лабораторий и  др.)  Через  кооперацию

деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов  реализуется

организационная функция государства.

 

 

       5. Методы государственного воздействия в области инновационной

                                деятельности.

 

  Независимо от уровня  регулирования  сферы  инновационной  деятельности  в

различных странах осуществляются мероприятия  государственной  инновационной

политики.  Они  могут   быть   объединены   в   три   блока,   связанные   с

финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.

  Основной  составляющей  системы  государственной  поддержки  инновационной

деятельности  является  финансирование.  Средства  могут  быть  представлены

крупным,  средним  и  малым  предприятиям  на  разных  этапах  инновационной

деятельности,  особенно  на  первых  этапах,  что   предполагается   высокой

неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения  в  них,

высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного  процесса.  Система

государственных  мероприятий,  касающихся  конкуренции  предпринимательского

бизнеса, занятого инновационной  деятельностью,  направлена  на  преодоление

влияния олигопольнорегулирующих сил в рамках самого рынка.

  Методы воздействия государства в области инновационной деятельности  можно

подразделить на административные и  экономические  (  прямые  и  косвенные).

Соотношение их определяется экономической ситуацией в  стране  и  концепцией

государственного регулирования – с упором на рынок или  на  централизованное

воздействие.

  Административные методы осуществления инновационной  политики,  в  отличие

от   директивных   методов    управления    в    централизованной    системе

хозяйствования,   в    условиях   рыночных     отношений    базируются    на

законодательной  основе.  «Административное  вмешательство   государства   в

инновационную  деятельность  посредством  правового  нормирования  патентной

политики  государства  и  политики  стандартизации  позволяет  хозяйствующим

субъектам сохранять монополию на новизну и  достигать  унификации  продукции

товаропроизводителей.»

   Наиболее  действенными  методами  инновационного  регулирования  являются

экономические,  основанные  на  учете   мотивационных   факторов   товарного

производства. Они отличаются от административных не  директивным  характером

и использованием экономических рычагов и регуляторов.

  К прямым методам экономического  воздействия  относятся  инвестирование  в

виде  финансирования   (целевого,   предметно-ориентированного,   проблемно-

направленного), кредитования, лизинга,  фондовых  операций,  планирование  и

программирование,   а   также    государственное    предпринимательство    и

государственные заказы.

    Задачей   косвенных   экономических   методов   является    формирование

общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности.  Среди

них традиционно используются:

V налоговое и амортизационное регулирование;

V кредитная и фондовая политика;

V ценовое регулирование;

V политика протекционизма.

  Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и  налоговая

политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов,  доступных

для финансирования нововведений., а также  осуществляет  управление  уровнем

ссудного процента.

   Налоговой  политикой  могут  быть  предусмотрены  налоговые  субсидии  на

определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы  облагаемой

налогом части доход, связанных  с  созданием  и  внедрением  новых  машин  и

оборудования и проч.

  К методам косвенного воздействия на инновационную  деятельность  относится

регулирование   международного   технологического   обмена,   т.е.    режима

экспортного и импортного контроля за передачей технологии.

    Специфической   формой   воздействия   государства   на    инновационную

деятельность   является   сбор   и   обработка   данных,   необходимых   для

долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.

 

                         6. Государственные заказы.

 

  Для фирм участие  в  государственных  научно-технических  и  инновационных

проектах  служит  источником  знаний  и  опыта.  Творчески   сотрудничая   с

университетами, государственными лабораториями и другими  частными  фирмами.

Выполняя государственные заказы, фирмы получают  от  государства  финансовые

средства  и  доступ  к  уникальному  и  дорогостоящему   научно-техническому

оборудованию  и  другим  технологическим   и   нетехнологическим   ресурсам,

которыми располагает государство.

  Государственный заказчик, в отличие от негосударственного, не имеет  права

произвольно   изменять   стоимость   работ,   а   должен   руководствоваться

государственными нормативами

  Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности,  создаваемые

в ходе инновационных работ, выполняемых по  государственному  заказу,  также

должно  регламентироваться  государственным  нормативным  документом,  а  не

формироваться при заключении каждого договора.

   Существующая  более  100  лет  в  США  федеральная  контрактная   система

предусматривает   обязанность   государственных   ведомств   –    заказчиков

осуществлять   анализ   конъюнктуры   соответствующих    сегментов    рынка,

потенциальных   корпораций   –   подрядчиков,   их   научно-технического   и

финансового состояния. Условия заказа (в том  числе  оборонного  характера),

его технические параметры  публикуются  в  открытой  печати.  Участвующие  в

Информация о работе Основы государственного регулирования инновационной деятельности