Основы бизнес – планирования финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы основы бизнес – планирования финансового оздоровления предприятия, экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия и его реструктуризации, указан
план финансового оздоровления предприятия, отражены проблемы финансового оздоровления предприятия

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Теоретическая часть.
1.1. Основы бизнес – планирования финансового оздоровления предприятия. Экономическая необходимость финансового оздоровления предприятия и его реструктуризации …………….…………………………. 4
1.2. План финансового оздоровления предприятия ……………………… 14
1.3. Проблемы финансового оздоровления предприятия ……………… 17
1.4. Заключение ………………………………………………………………… 20
2. Практическая часть. Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия ……………………………………………………………………... 21
Список литературы ……………………………………………………………. 29

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по финансовому менеджменту.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Как привлекательность, так и конкурентное положение зависят в значительной мере от самой компании. В то же время привлекательность отрасли или региона - это отражение факторов, на которые, как правило, компания может влиять очень мало. Отсюда конкурентная стратегия может сделать данную компанию (а вместе с ней и в какой-то степени всю отрасль) более или менее привлекательной. Таким образом, конкурентная стратегия не только отвечает на требования окружения, но и формирует это окружение.

     Конкурентоспособность и возможность реализации наступательной стратегии на рынке в значительной степени влияет на финансовую устойчивость предприятий и его привлекательность для инвесторов.

     Конкурентное  преимущество вырастает из превышения потребительской ценности, которую  компания может создать для покупателей своей продукции, над затратами на ее создание. Ценность - это то, за что покупатели готовы платить, и большая ценность вытекает из того, что производитель предлагает меньшую цену, чем конкуренты, за эквивалентные блага, или из уникальных преимуществ товара или услуги, которые перевешивают более высокую цену.

     На  начальном этапе выработки конкурентной стратегии необходимо провести структурный  анализ отрасли. Решающий фактор привлекательности  компании - это прибыльность отрасли. Кроме того, конкурентная стратегия должна вырастать из понимания правил конкуренции, которые определяют привлекательность компании.

     Конечная  цель конкурентной стратегии - это правильное использование этих правил, а в  идеальном случае - изменение этих правил в пользу фирмы. В любой отрасли правила конкуренции определяются воплощением следующих основных конкурентных факторов: появление новых конкурентов; угроза товаров-субститутов; конкурентное преимущество покупателей; конкурентное преимущество поставщиков; конкуренция среди уже существующих производителей (рис. 1).

     

         Рис. 1 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность  компании. 

     Степень воздействия этих факторов варьируется от отрасли к отрасли. Она может изменяться по мере развития отрасли. В отраслях, где все факторы благоприятны, многие конкуренты получают хорошую прибыль. Но в отраслях, где неблагоприятное воздействие одного или более факторов достаточно интенсивно, немногие компании получают хорошие прибыли, несмотря на все усилия их менеджмента. Прибыльность отрасли зависит не только от дороговизны товара или от того, используются ли в производстве высокие технологии. Например, такие виды бизнеса, как торговля нефтью, очень прибыльны, в то время как высокотехнологичные отрасли, например, производство персональных компьютеров или средств кабельного телевидения не приносит высокой прибыли для многих участников.

     Рассматриваемые факторы определяют прибыльность компании, так как воздействуют на цены, затраты и необходимые вложения, т.е. составляющие доходности инвестиций. Конкурентное преимущество покупателей оказывает влияние на цены, которые компания устанавливает на свою продукцию. Такое же воздействие оказывает угроза субститутов, то есть заменителей товара. Конкурентное преимущество покупателей также может оказывать воздействие на затраты и инвестиции, поскольку более богатые покупатели могут требовать более дорогие услуги. Конкурентное преимущество поставщиков определяет стоимость сырья и полуфабрикатов. Интенсивность конкуренции оказывает влияние на цены, а также на расходы в таких областях, как маркетинг, продвижение товара, реклама и др.

     Действие  каждого из конкурентных факторов зависит  от структуры, экономических и технических особенностей отрасли. Структура отрасли обычно довольно стабильна, но она может изменяться в процессе формирования или развития отрасли. Структурные сдвиги изменяют общее и относительное влияние конкурентных факторов и могут воздействовать на прибыльность компании с положительной или отрицательной сторон.

     Часто компании разрабатывают стратегию  на длительный период времени без  учета долгосрочных последствий  развития отрасли. Они предвидят  улучшение своего конкурентного  положения, если их действия будут успешными, но не могут предсказать последствия их действий для ситуации в отрасли в целом (это возможно, например, если действия конкурентов принимают широкие масштабы). Разрушителями являются обычно компании второго эшелона с серьезными проблемами и ищущие решения, или же так называемые "глупые фирмы", которые не понимают, к каким издержкам приведут их решения, или имеют нереалистические представления о будущем.

     Удовлетворение  потребностей покупателя - основной фактор успеха в любом деловом начинании и одновременно предпосылка жизнеспособности (прибыльности) отрасли и компаний, в нее входящих. Покупатели должны быть согласны платить за продукт сумму, которая превышает затраты на ее производство. В противном случае в долгосрочной перспективе отрасль или компания не выживет.

     Коренной  вопрос в определении прибыльности таков: может ли компания "захватить" ценность, которую она создает  для покупателей, или эта ценность достанется другим. Угроза появления  новых конкурентов может привести к тому, что в отрасли появятся новые компании и захватят часть ценности, либо передав ее покупателям в форме более низких затрат, либо путем повышения затрат на конкуренцию. Сила покупателей определяет границу, в которой они удержат большую часть ценности у себя, оставив компании скромную прибыль. Угроза субститутов определяет степень, в которой другой продукт может отвечать тем же потребностям покупателей, и таким образом устанавливает потолок на сумму, которую покупатель заплатит за товар. Сила поставщиков определяет меру, в которой ценность, созданная покупателями, будет присвоена поставщиками, а не компаниями отрасли. Наконец, интенсивность действий соперников действует аналогично угрозе появления новых компаний. Она определяет уровень, при котором предприятия, уже занятые в промышленности, будут конкурировать за ценность, создаваемую ими самими, передавая ее покупателям за счет более низких цен и более высоких затрат на конкуренцию.

     Основа  высокой прибыльности компании - это  конкурентное преимущество, которое  можно поддерживать в течение длительного времени. У любой компании может быть много крупных и мелких преимуществ, но в наиболее общем виде их можно свести к двум типам - низкая себестоимость продукции и ее дифференцируемость, то есть производство продукции, отличной от той, что производится конкурентами. Значимость всех преимуществ или недостатков определяется характером их влияния на себестоимость и дифференцируемость продукции.

     Преимущество  низкой себестоимости и дифференцируемости, в свою очередь, являются результатом способности фирмы управлять основными факторами конкуренции лучше, чем конкуренты. Перечисленные основные типы конкурентных преимуществ в сочетании со сферой деятельности, в которой компания стремится их достичь, приводят к следующим общим стратегиям достижения высоких показателей в отрасли (табл. 1)

                                                                                                                            Таблица 1

     Стратегии преимущества на рынке

№ п/п      Содержание  стратегии
1 Лидерство в области минимизации себестоимости по части номенклатуры выпускаемой продукции;
2 Дифференцируемость  продукции по части ее номенклатуры;
3 Фокусирование внимания в определенной номенклатуре выпускаемой продукции на минимизации  себестоимости;
4 Фокусирование внимания в определенном сегменте рынка на новую продукцию.
 

 

     Каждая  из стратегий - это особый маршрут  к достижению конкурентного преимущества, включающий выбор типа конкурентного  преимущества и масштаб стратегической цели его достижения. Лидерство в  области минимизации себестоимости и дифференцируемость - это цели в широком масштабе, фокусирование - в узком. Основное в выборе конкурентной стратегии - это понимание того, что конкурентное производство представляет собой сердцевину любой стратегии, и достижение сравнительного преимущества требует выбора масштаба, в котором это преимущество будет достигаться.

       Проблемам    реформирования,   реструктуризации   и    реорганизации    как    комплексов предприятий,  так  и  основных  видов   их   производственной   деятельности исследователями  уделяется  мало  внимания.  Причем   вопросы конкурентоспособности товаропроизводителей  и  реструктуризации  производств рассматриваются не комплексно, а локально,  в  отрыве  друг  от  друга,  что  ведет к негативным хозяйственным последствиям. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть реструктуризацию как способ финансового оздоровления предприятия.

     Реструктуризация  направлена на рост  эффективности  производства,  повышение конкурентоспособности  предприятий и выпускаемой ими продукции,  а  также  на улучшение их инвестиционной привлекательности. Часто  она  включает  в  себя комплекс  мероприятий,  направленных  на  совершенствование  организационной структуры и функций управления.

     Эффективность реализации стратегии в целом возможна лишь в том случае,  если частные   субстратегии   взаимосовместимы   и   поддерживают   друг   друга, обеспечивая для компании рост продаж, прибыли,  устойчивость  положения.  По мнению экспертов-аналитиков  долгосрочная  стратегия  должна  состоять  из подстратегий, направленных на решение    пяти  ключевых  вопросов  на  ближайшие  3-5  лет:

      • новые перспективы;
      • снижение  издержек;
      • организационная  структура  управления  и кадры;
      • стратегия  зарубежной  активности; 
      • техническая  и   технологическая политика.

     В  результате  подготовленных   мероприятий    разрабатывается  бизнес-план реструктуризации для  предприятия  и  отыскиваются  адекватные  решения  по безболезненному  плавному  переходу  организационной  структуры   управления    предприятия   из   сложившегося   состояния   в    позволяющее проводить меры реструктуризации  для  эффективной работы компании в целом.

     1.2. План финансового оздоровления предприятия

 

План  финансового оздоровления включает следующие разделы:

Общая характеристика предприятия.

1. Краткие  сведения по плану финансового  оздоровления.

2. Анализ  финансового состояния предприятия.

    3. Мероприятия  по восстановлению платежеспособности  и поддержке  эффективной хозяйственной  деятельности.

4. Рынок  и конкуренция.

5. Деятельность  в сфере маркетинга предприятия.

6. План  производства.

7. Финансовый  план.

     В состав кратких сведений по плану  финансового оздоровления включаются:

срок  реализации плана;  общая сумма  средств, необходимых предприятию;  требуемая  государственная  помощь;  финансовый   результат   реализации   плана    (погашения    просроченной  задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.);  наименование   и   реквизиты   агента   правительства,   через   которого  предполагается   осуществлять   государственную   финансовую    поддержку предприятия.  В этом  разделе должна  бить   представлена   достаточная информация для понимания того,  как и в каких  целях  организовывалось  предприятие, как оно развивалось.

     Возможные направления и варианты в области  финансового оздоровления предприятия  в систематизированном виде могут  быть следующими:

     1. Изменения в организационной  стратегии.

     Варианты  преобразований стратегии бизнеса:

     Стратегии роста.

     1 Интегрированный рост (расширение  путем добавления новых структур  внутри отрасли) - вертикальная интеграция  прямая (приобретение фирм-продавцов)  или обратная (приобретение фирм-поставщиков); горизонтальная интеграция (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов).

     2 Концентрированный рост (изменение  продукта или рынка в рамках  традиционной отрасли): захват рынка (увеличение доли на традиционных рынках); развитие рынка (новые рынки для старого продукта); развитие продукта (новый продукт на традиционном рынке).

     3 Диверсифицированный рост (изменение  продукта, рынка, отрасли): центрированная диверсификация (новые производства, совпадающие с основным профилем); горизонтальная диверсификация (новая непрофильная продукция для традиционных рынков); конгломеративная диверсификация (новые непрофильные производства для новых рынков).

     Стратегии сокращения бизнеса:

     1 Выделение (передача части акций  вновь образуемой компании): реструктуризация «вверх» (создание материнской компании для нескольких независимых ранее фирм, каждая из которых передает часть собственной новой); реструктуризация «вниз» (выделение независимого дочернего предприятия из действующей компании); горизонтальная реструктуризация (выделение сестринских компаний путем создания фирм, специализирующихся в определенных сферах деятельности).

     2  Продажа части акций; деинвестирование (продажа отдельных сегментов  бизнеса).

     Российским  законодательством предусмотрены  следующие процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. При выявлении возможностей для выхода предприятия из кризиса вводится процедура внешнего управления, в процессе которой разрабатывается и реализуется план внешнего управления.

     2. Изменения в организационной и правовой форме.

     Выбор формы реализации стратегии.

     Расширение  сферы деятельности: слияние, присоединение, создание филиалов и представительств, покупка имущества, аренда имущества, лизинг имущества, приватизация, совместное предприятие, участие в инвестиционных проектах, венчурные инвестиции, лицензирование, маркетинговые соглашения, технологическое участие, франчайзинг.

     Сокращения  сферы деятельности: разделение, выделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача активов, передача имущества в зачет обязательств, консервация имущества, ликвидация отдельных подразделений, предприятия в целом.

     Выбор типа объединения по степени участия  в управлении: концерн, синдикат, картель, холдинг, финансово-промышленная группа, ассоциация, стратегический альянс, союз.

     3. Структура и системы управления.

      Сферы изменений и возможные организационные  мероприятия.

     Жесткие факторы организации – инструменты, сфера действия которых распространяется на абстрактные организационные структуры. Расчленение основной задачи предприятия на части с соответствующей привязкой производственных единиц. Выбор типа организационных структур управления: иерархические структуры - элементарная структура, линейно-штабная структура, линейно-функциональная структура, дивизиональная структура.

     Мягкие  факторы организации – инструменты, воздействующие на поведение персонала. Развитие персонала: повышение профессиональной квалификации, повышение общей квалификации. Организация отношений доверия: стимулирование внутрифирменных и предпринимательских отношений, создание в коллективе атмосферы творчества. Интегрированные организационные концепции: развитие фирменной культуры.

     Процесс планирования предполагает анализ существующего  положения предприятия, определение общего направления и стратегии развития, анализ эффективности, перспективности и стратегического соответствия отдельных видов деятельности предприятия, стратегическое позиционирование.

     В экономической литературе встречаются  различные подходы к выделению и представлению стратегии предприятия.

     В наиболее общем виде направления  реструктуризации можно представить  в форме двух основных организационных  стратегий: расширения или сокращения бизнеса. Стратегия, направленная на интегрированный рост путем добавления новых структур внутри организации, называется вертикальной интеграцией. Различают прямую и обратную интеграцию. При прямой интеграции (приобретение фирм-продавцов). При обратной интеграции (приобретение фирм-поставщиков)

     При горизонтальной интеграции (усиление контроля либо приобретение фирм-конкурентов) возникают  следующие условия организационной стратегии: компания конкурирует в растущей отрасли; компания может стать монополистом в определенном регионе без привлечения особой поддержки местных властей или сильной конкурентной борьбы; увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества; у компании есть достаточные и капитальные, и трудовые ресурсы, чтобы успешно справиться с задачами своего расширения; конкуренты компании допускают ошибки из-за недостатка опыта управления или отсутствия особых ресурсов, которыми располагает компания.

Информация о работе Основы бизнес – планирования финансового оздоровления предприятия