Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:43, контрольная работа
Сложившаяся напряженная ситуация в экономике России постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели.
Важное место в работе Банка России занимает деятельность, связанная с финансовым оздоровлением кредитных организаций.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового оздоровления кредитных организаций 5
1.1. Содержание и критерии санации кредитной организации 5
1.2. План финансового оздоровления кредитной организации 11
1.3.Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения 23
Глава 2. Внешнее воздействие на финансовое оздоровление кредитной организации и пути его совершенствования 28
2.1 Финансовое оздоровление под управлением АРКО 28
2.2 Финансовое оздоровление кредитной организации с участием АСВ 31
Заключение 34
Список литературы 36
Приложения
5.
По итогам рассмотрения плана
(в том числе доработанного)
территориальное учреждение
Если нереальным признан план санации, разработанный временной администрацией по управлению банком или с ее участием, то независимо от позиции руководителя временной администрации территориальное учреждение при наличии оснований, предусмотренных ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности», направляет в Банк России ходатайство об отзыве у банка лицензии.
6.
Если в период рассмотрения
плана санации банка в Банк
России поступили запрос
-
территориальное учреждение
- в случае признания плана нереальным территориальное учреждение должно подготовить ходатайство об отзыве у банка лицензии.
Направление плана на доработку не допускается.
Содержательный аспект рассмотрения плана санации.
Планы санации банков должны рассматриваться в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации». Специалисты территориального учреждения Банка России прежде всего должны установить реальное финансовое положение банка, затем оценить реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определить возможности восстановления банком платежеспособности и ликвидности.
Установление реального финансового положения банка начинается с выяснения того, имеется ли у него недостаток собственного капитала и ликвидных активов и в каких размерах. Для этого показатели деятельности банка группируются определенным образом, образуя так называемый расчетный баланс, который, как считается, позволяет адекватно отразить результаты оценки его активов и пассивов.
Для определения недостатка собственного капитала прежде всего рассчитывается сумма, необходимая для покрытия потерь (обесценения) активов, устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (к примеру, не начисленная задолженность перед бюджетами, кредиторами и вкладчиками), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, поручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был совершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка. Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющихся потерь активов, определится путем оценки стоимости всех активов банка в особом порядке. Если будет установлено, что расчетная стоимость актива меньше его балансовой стоимости, то в расчетном балансе стоимость данного актива и сумма прибыли банка уменьшаются на сумму разницы, и наоборот. Аналогичным образом поступают с выявленными, но не учтенными в балансе обязательствами, а также с невыполненными внебалансовыми обязательствами банка.
В итоге недостаток капитала определяется как разница между величиной собственного капитала, минимально необходимой для выполнения экономических нормативов, и величиной собственного капитала, фактически имеющейся у банка (обе величины — из расчетного баланса).
Для определения недостатка у банка ликвидных средств на основе данных рас четного баланса находят разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами. К найденному значению прибавляют суммы недовзноса обязательных резервов, обязательств, не учтенных в балансе, и не выполненных внебалансовых обязательств.
При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности банка в результате выполнения запланированных оздоровительных мер сначала проверяют соответствие этих мер требованиям законодательства и нормативных актов Банка России, а затем они оцениваются с точки зрения времени, необходимого для их выполнения, и с точки зрения того, в какой мере их реализация сможет помочь восстановлению платежеспособности и ликвидности банка.
Последний момент — самый сложный. Так, при оценке учредителями (участниками) мер, в которых собираются принимать участие кредиторы и третьи лица, будет дотошно выясняться, имеются ли у банка надлежащим образом оформленные договоры и иные документы, подтверждающие реальность намерений указанных лиц. Если план санации предусматривает внесение этими лицами денег в уставный капитал или оказание финансовой помощи банку, то непременно будет анализироваться финансовое положение таких потенциальных инвесторов (санаторов) за период не, менее 2 лет, в частности достаточно ли у них чистых активов, какими остатками на банковских счетах они располагают, достаточно ли ликвидны их балансы и т.д.
В результате такого анализа определяется, сможет ли инвестор на самом деле вывести обещанные им средства из своего оборота на необходимый для санации срок.
При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций банка, будет внимательно изучено, какие он имеет технические и финансовые возможности развивать доходные операции и позволяет ли сделать это ситуация на рынках и т.п.
Все оздоровительные мероприятия, включенные в план, оцениваются сначала по отдельности, а затем в комплексе. На этой основе рассчитываются ориентировочные показатели деятельности банка на период проведения санации, которые сравниваются с показателями, предусмотренными утвержденным планом санации.
В
зависимости от результатов оценки
плана санации учреждение Банка
России должно сделать соответствующий
вывод и принять решение либо о продолжении
санации банка, либо о применении к нему
мер надзорного реагирования вплоть до
направления в Банк России ходатайства
об отзыве у него лицензии.
Контроль за ходом санации банка.
Порядок установления и ведения контроля предписан в разделе 6 Инструкции № 84. Особое внимание здесь следует обратить на такие пункты.
1.
Территориальное учреждение
-в период до подготовки заключения по плану санации территориальное учреждение устанавливает контроль за изменением финансового состояния банка на основании отчетности, представляемой самим банком;
-в дополнение к обычной отчетности банк начинает еженедельно представлять территориальное учреждение оборотную ведомость по ф. № 101 (приводятся остатки на счетах на конец последнего рабочего дня недели с указанием оборотов за отчетный период) и отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по ф. № 311;
-территориальное учреждение вправе для анализа динамики финансового стояния банка требовать представления отдельных форм отчетности на ежедневной основе, в том числе не указанные в предыдущем пункте.
2.
С момента, как подготовлено
заключение, признающее план санации
реальным (либо требующим доработки),
территориальное учреждение
3.
С момента, как банку
-еженедельно — отчетность по формам и в сроки, указанные выше. Территориальное учреждение вправе установить банку индивидуальные сроки представления такой отчетности;
-ежемесячно — отчет о выполнении плана санации. Отчет должен представляться не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (если территориальное учреждение не назначит иной срок), и содержать:
-отчет о соблюдении сроков и достижении планируемого (ожидаемого) эффекта от мер, реализация которых планировалась в отчетном периоде (с приложением копий документов, подтверждающих выполнение предусмотренных планом мер);
-расчетный баланс банка с указанием динамики величин активов и пассивов на отчетный период с пояснительной запиской, содержащей расшифровку балансовых корректировок.
4.
В период контроля за ходом
санации территориальное
5.
На основании анализа
6.
Заключение территориального
1.3. Недостатки в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения
Разработка плана финансового оздоровления – ответственный этап в процедуре финансового оздоровления кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных задач, кредитная организация может достигнуть частичного или полного восстановления утраченной платежеспособности, повысить ликвидность, улучшить показатели рентабельности. Однако практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. К наиболее часто встречающимся следует относить:
1. Ориентацию на недостоверный бухгалтерский баланс. Составителям планов санации необходимо точно представлять размеры дефицита финансовых средств, иначе планируемые меры окажутся неэффективными. Важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как активные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действующими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован резервный фонд и оплачен ФОР. Если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то достоверной окажется и величина минимально необходимого капитала, при которой обязательные экономические нормативы будут выполняться.
2.
Нежелание или отсутствие
3. Отсутствие документов, подтверждающих реальность запланированных мероприятий. Например, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, принявшего такое решение, с указанием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитал банка; их письма, подтверждающие осведомленность о реальном финансовом состоянии банка, бухгалтерские балансы, заверенные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточных для инвестирования в уставный капитал банка, копии аудиторских заключений. Запрашиваются также документы, подтверждающие факт представления на регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее выполнении, нового состава акционеров или участников, изменения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть включены следующие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о переоформлении краткосрочной кредитной задолженности в долгосрочную, цессии, определения арбитражного суда по взысканию с должников, выданных банком ссуд и другие документы, подтверждающие выполнение банком мероприятий плана санации.
Информация о работе Основные направления финансового оздоровления неплатежеспособных банков